УДК 37.013.77
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ СЛОВАРЕМ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
№31,
Педагогические науки
Юсупова Ляйсан Мударисовна
Ключевые слова: ДОШКОЛЬНИК; СЛОВО; АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ; ПРОФЕССИИ; ТРУД; ЗАНЯТИЯ; ПЕДАГОГ; РАЗВИТИЕ; РЕЧЬ; ОБЩЕНИЕ; СЕМЬЯ; ОБУЧЕНИЕ; PRESCHOOLER; WORD; ACTIVE VOCABULARY; PROFESSIONS; WORK; CLASSES; TEACHER; DEVELOPMENT; SPEECH; COMMUNICATION; FAMILY; TRAINING.
Воспитатель должен заботиться не только об усвоении звуковой оболочки слова ребенком, но и о полноценном понимании лексического смысла слова, иначе нарушается процесс усвоения закономерности родного языка.
К семи годам дошкольник владеет большим объемом знаний и словарем. Речь ребенка точная, выразительная, содержательная. Это подтверждается и тем, что ребенок может вступать в общение, поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками, что положительно влияет на коллективную деятельность в группе.
При организации деятельности по развитию речи в условиях дошкольной образовательной организации особое внимание уделяется обогащению словаря, его активизации и закреплению.
Основной составляющей языка является слово, поэтому совершенствовать развитие речи дошкольника без расширения словарного запаса не предоставляется возможным.
Развитие интеллекта и процессов познания также не реализуемо без усвоения новых слов ребенком, с помощью которых дошкольник закрепляет новые для него понятия и представления.
Слово состоит из звуков речи – фонетика, определенной грамматической формы и несет в себе смысловую нагрузку (лексика). Так как в слове представлены все компоненты языка, просто усваивать слова без грамматической и фонетической оболочки нельзя.
Овладение словарным запасом процесс долгий, народ накапливал его в процессе всей своей истории [4, с. 18].
Словарный запас принято характеризовать количественной и качественной структурой. В 12 месяцев ребенок знает около 15 слов, а к шести годам его активный словарный запас составляет до 4 000 слов. Это количественный показатель.
Говоря про качественную характеристику словарного запаса имеется ввиду овладение ребенком смысловым значением определений и понятий, что выступает итогом познавательного процесса.
Если ребенок владеет качественной составляющей словарного запаса, он применяет данное определение либо понятие, когда общается с окружающими, дошкольник делает это осознанно, вкладывая обобщающий смысл в слово.
В. С. Большаков подчеркивает, что овладение словарем тесно связано с процессом усвоения понятий, поэтому этот процесс имеет свои особенности, которые должны быть знакомы педагогу дошкольной образовательной организации.
Так как мышление дошкольника имеет наглядно — образный характер, он легче запоминает явления, предметы, их качества и свойства, представленные ему в виде изображений, тогда данное понятие находит широкое отражение в словаре дошкольника.
Ребёнок дошкольного возраста не может усвоить абстрактные понятия или искажает их смысл [1, с. 99].
Смысловым содержанием слова ребенок овладевает постепенно. Понятийное мышление у ребенка еще не сформировалось, а значит и значение слова им не усваивается на данном возрастном этапе.
Изначально дошкольник сопоставляет слово с определенным явлением, предметом окружающего мира. То есть слово не применяется в обобщенном значении, часы для младшего дошкольника, это часы, которые висят именно на этой стене.
По мере развития, ребенок начинает обобщать понятия, это связано с усвоением качеств, характеристик, свойств предметов, он начинает группировать их по определенным признакам, так развивается процесс обобщения.
Ребенку удобно делать обобщения по тем признакам, которые вызывают у него определенные эмоции (несущественные признаки).
Слово здесь применяется в качестве обобщения, но на практике оно может расходиться с социальным своим толкованием, может быть слишком широким или напротив очень узким.
Для ребенка «мама» — это только его мама, а слово «киса» — это и кошка, и мех, и другие пушистые предметы.
Ошибки могут быть и такого характера, когда ребенок относит к овощам морковь, лук, томат и грибы, поясняя тем, что их едят и все это растения. У некоторых детей овощи — это только лук, морковь и свекла.
Постепенно ребенок учится формировать понятийное содержание слова. Обобщение слов по смыслу имеет несколько степеней.
Выделяют нулевую степень обобщения, начало второго года жизни дошкольника, здесь слово только соотносится с предметом, предметы выступают как имена собственные.
Затем следует первая степень обобщения, начало третьего года жизни, ребенок уже понимает лексическое значение слова, что мяч бывает и большой, и маленький, по цвету, голубой, красный и др. Словом «зеленый» ребенок называет любой предмет, который имеет данный цвет.
В три года наступает вторая степень обобщения, дошкольник усваивает понятия, обозначающие родовые понятия: игрушки – это и кукла, и мяч, и мишка, посуда – это и тарелка, и чашка, и ложка.
Название действий при этом ребенок отражает в виде существительного (полет, бег, плавание и др.).
В пять – шесть лет дошкольник переходит к третьей степени обобщения, усваивает смысл слов (плоды – это фрукты и овощи, растения – это травы, деревья, посуда, мебель, игрушки – это вещи и др.) [3, с. 36].
Конечно, у дошкольника объем словаря гораздо беднее чем у взрослого человека. Поэтому и уровень его знаний, сильно уступает мышлению и познанию взрослого.
Учет указанных выше особенностей, позволяет на практике выделить задачи словарной работы с дошкольниками в условиях детского сада:
-обеспечить закрепление содержания слов;
-обеспечить накопление слов, которые необходимы для общения.
Обеспечить закрепление содержания слов помогает овладение содержанием слова путем их соотнесения с объектом окружающего мира, а также выделение основных признаков предметов и явлений, проникновение в образный строй речи.
Специфика словаря детей определяют принципы, на которых строится методика словарной работы в детском саду [5, с. 147].
Формируя словарь ребенка, педагог должен опираться познание ребёнком окружающей действительности. Для этого необходимо мотивировать дошкольника к занятиям разными видами деятельности.
Содержание словарной работы усложняется, когда ребенок переходит из одной группы в другую, данный процесс проходит в следующих направлениях:
-расширение словаря в связи с увеличением круга воспринимаемых дошкольником предметов, явлений окружающего мира;
-введение слов, обозначающих элементарные понятия, но основе обобщения предметов;
-введение слов, которые показывают качество, свойства, отношения явлений и предметов.
Данные направления работы актуальны для всех возрастных групп детского сада и реализуемы при ознакомлении с предметами культуры, явлениями социальной жизни, объектами природы и др.
Рассмотрим ниже особенности реализации словарной работы при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с предметами.
Здесь в активный словарь ребенка вводятся названия всех предметов, с которыми ребенок уже знаком.
Особое внимание уделяется расширению представлений о предметах, в словарь ребенка педагог вводит понятия, которые обозначают части или детали предметов, их признаки, пространственные отношения, качества и др. Дети учатся употреблять данные понятия правильно и по смыслу.
На шестом году жизни в словарь ребенка вводятся понятия, обозначающие отдельные свойства (степени выраженности) – легче, теплее, светлее, темнее, холоднее, кисловатый, красноватый, прочнее и др.
В словарь ребенка также постепенно вводят названия материалов и их признаков (стекло, железо, ткань, металл и др.).
Основные усвоенные понятия подлежат в дальнейшем дифференцированию (мебель для кухни, зала, ванной комнаты, одежда мужская, женская, детская и др.).
Также старшие дошкольники учатся объединять слова одним значением (молоток, лопата, грабли, вилы – инструменты, машина, автобус, самолет — транспорт и др.) [6, с. 54].
На седьмом году жизни особое внимание уделяется точности применения слов в обозначении их признаков, специфики материалов изготовления (зимняя ткань, кисло-сладкий соус, ворсистый чехол и др.).
Усвоенные до этого понятия подлежат дополнительной дифференциации (транспорт – легковой, воздушный, наземный, инструменты – садовые, столярные, токарные и др.).
Далее раскроем содержание словарной работы при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
На пятом году жизни в словарный запас ребенка вводятся большое количество названий профессий (продавец, шофер, учитель, врач, летчик, повар, охранник, садовод и др.).
Также старшие дошкольники усваивают принадлежности для труда:
-учитель – доска, мел, тетрадь, книга;
-повар – кастрюля, половник, чепчик, нож;
-продавец – товар, касса, упаковка, деньги и др.
На шестом году жизни, уже усвоенные профессии начинают углубляться (в строительстве работает — прораб, крановщик, инженер, архитектор, маляр, электрик и др.). В сельском хозяйстве — есть агроном, доярка, фермер и др.
Знакомятся дети и с разными видами бытовой техники — пылесос, стиральная машина, микроволновая печь, миксер, тостер).
Знакомят детей с определениями, которые отражают отношение людей к труду, используемой технике — аккуратно, бережно, дружно. На седьмом году жизни детей продолжают знакомить с государственными праздниками с учетом регионального компонента.
Таким образом отметим, что формирование словарного запаса дошкольника процесс длительный и сложный. Овладение словарем тесно связано с процессом усвоения понятий, поэтому этот процесс имеет свои особенности, которые должны быть знакомы педагогу дошкольной образовательной организации [3, с. 12].
Воспитатель должен заботиться не только об усвоении звуковой оболочки слова ребенком, но и о полноценном понимании лексического смысла слова, иначе нарушается процесс усвоения закономерности родного языка.
К семи годам дошкольник владеет большим объемом знаний и словарем. Речь ребенка точная, выразительная, содержательная.
Это подтверждается и тем, что ребенок может вступать в общение, поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками, что положительно влияет на коллективную деятельность в группе.
Список литературы
- Васнецова, С.А. Развитие активного словаря старших дошкольников / С.А. Васнецова. – М.: Рига, 2020. — 187 с.
- Матросова, А.А. Занятия по развитию речи в детском саду / А.А. Матросова. – Владивосток: Знание, 2019. — 321 с.
- Никонова, В.А. Активный и пассивный словарь ребенка / В.А. Никонова. – Киров: Взгляд, 2020. – 132 с.
- Софронова, М.А. Основы педагогики и психологии дошкольников / М.А. Софронова. – СПб.: Бор, 2019. – 184 с.
- Юшанкина, В. В. Основы логопедии: теория и практика / В. В. Юшанкина. – Барнаул: Инновации, 2019. — 287 с.
- Ястребов, Н. У. Организация работы по расширению словарного запаса детей дошкольного возраста / Н. У. Ястребов // Дошкольная педагогика. – 2019. — №11. – С. 54.