УДК 371.485

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

№31,

Педагогические науки

Тювикова Анастасия Сергеевна


Научный руководитель: Тургинекова Л.Х., старший преподаватель кафедры МПНО ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова».


Ключевые слова: ОПАСНОСТЬ; БЕЗОПАСНОСТЬ; БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; НАВЫК БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ; DANGER; SAFETY; SAFE BEHAVIOUR; SAFE BEHAVIOUR SKILL; YOUNGER PUPIL; SOCIALISATION TECHNOLOGY.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности и способы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи. Предлагается использование «Технология эффективной социализации дошкольников и младших школьников» Н.П. Гришаевой как инструмент формирования навыков безопасного поведения у младших школьников во взаимодействии педагогов, детей и родителей.

Человечество с самых истоков своего существования было вынуждено оказывать пристальное внимание своей безопасности. Потребность в безопасности является базовой, и хотя бы частичное её удовлетворение уже сделает возможным подъёма на следующую ступень – потребность в принадлежности (по А. Маслоу).

Дети в младенчестве и раннем возрасте живут в безопасном мире, который им обеспечивают самые близкие люди – семья. Но чем старше ребёнок становится, тем сложнее родителям оградить его от опасностей современного мира. Задачей семьи становится создание условий для подготовки к безопасной жизни в социуме, в том числе и формирование навыков безопасного поведения.

Школа является социальным институтом, у которого с семьёй в числе прочих есть общие ориентиры, а именно воспитание, развитие и становление личности школьника. Эти ориентиры обусловлены требованиями ФГОС НОО. Таким образом, задачи семьи в отношении обучающихся детей становятся и задачами школы.

Когда говорят о взаимодействии школы и семьи, предполагают установление заинтересованного диалога, сотрудничества и сотворчества, направленных на воспитание всесторонне развитой, активной личности, обладающей фундаментальными знаниями в основных областях человеческой деятельности. Этот симбиоз выгоден и необходим всем участникам образовательного процесса.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в содержании предметной области «обществознание» и «естествознание» (окружающий мир) идёт речь о необходимости формирования у младших школьников модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Кроме того, стандарты устанавливают требования, связанные с безопасностью, к личностным результатам освоения младшими школьниками основной образовательной программы НОО: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Следовательно, вопрос подготовки ребёнка к безопасной жизни в социуме становится одним из приоритетных направлений взаимодействия педагогов, школьников и их родителей.

Опасности – это угроза жизни и здоровью. Безопасность можно характеризовать как отсутствие опасности, угрозы. Безопасность человека есть следствие безопасного поведения. Такое поведение необходимо рассматривать как результат полученных знаний и усвоенных навыков, а также воспитания личностных характеристик, обеспечивающих человеку безопасную жизнедеятельность.

Как добиться безопасного поведения у ребёнка? И в школе, и дома дети постоянно слышат следующее: не подходи к подозрительным людям, не разговаривай с незнакомцами, не перебегай через дорогу на красный свет, не ходи в безлюдные места и т.д. То есть школьники имеют представление о том, чего нельзя делать, и о том, что случится, если нарушать правила. Но о том, что надо делать, если в реальности подойдёт незнакомец, если потерялся, если напала собака и т.д., говорят редко, ещё реже показывают правильное поведение, отрабатывают алгоритм действий в предполагаемой опасной ситуации.

Для эффективного формирования навыков безопасного поведения у младших школьников педагогам необходимо организовать такую предметно-пространственную среду, при которой и дети, и их родители могут системно, в партнерстве решать задачи на пути к установленной цели.

Такую среду мы предлагаем построить через «Технологию эффективной социализации дошкольников и младших школьников» Н.П. Гришаевой. Данная технология предполагает взаимосвязанную деятельность по следующим направлениям: создание таких условий для детей, в которых они будут ощущать значимость своих действий, своих слов, смогут активно взаимодействовать друг с другом, изучать образовательное учреждение (технология «Клубный час»); формирование пространства, в котором дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом ( технология «Рефлексивный круг»); систематическое разновозрастное общение не только между детьми, но и взрослыми волонтерами (технология «Дети-волонтеры»); создание условий для ситуаций, в которых дети могут самостоятельно принять собственное решение без присутствия взрослого (технология «Проблемная педагогическая ситуация»); создание условий для общения в разных социальных группах, направленное на то, чтобы дети лучше узнали особенности социума ( технология «Развивающее общение»); реализация благотворительных акций и инициатив как средство объединения педагогов, родителей и детей в единый коллектив (технология «Социальные акции»); психологическая помощь детям (технология «Волшебный телефон»); привлечение родителей к деятельности по каждому из направлений, описанных выше. Но главной особенностью является «Ситуация месяца» — главная тема, в соответствии с которой и ведётся интенсивная работа, включающая все перечисленные технологии. Эта тема меняется раз в месяц, что помогает детям сохранять интерес к деятельности.

Прежде чем начать работу по формированию навыков безопасного поведения у младших школьников в условиях взаимодействия семьи и школы во 2 классе средней общеобразовательной школы, мы провели диагностику уровня сформированности навыков безопасного поведения у обучающихся по методике Н.Н. Некрасовой и З.В. Некрасовой «Что будешь делать, если…» и по технологии Н.П. Гришаевой «Проблемная педагогическая ситуация». Анализ результатов и в экспериментальном, и в контрольном классе показал, что, несмотря на информационную осведомлённость в сфере безопасности, на практике дети знания не применяют.

Также мы выявили уровень эмоционального контакта у родителей с ребёнком при помощи теста Арбатской Е.С., Дичиной Н.Ю.

В формировании навыков безопасного поведения у младших школьников необходимо помнить следующее: важно общаться ребёнком «по душам». Цель такого общения в том, чтобы ребёнок свободно мог рассказывать обо всём, что его беспокоит, и родители получили возможность при необходимости оказать ему помощь, совместно найти решение проблемы. Анализ результатов показал, что в экспериментальном классе большинство семей имеет либо излишнюю концентрацию на ребенке, либо излишнюю эмоциональную дистанцию, в то время как в контрольном классе около половины родителей имеет оптимальный эмоциональный контакт с ребёнком. Из этого следует, что строить работу с семьями по формированию навыков безопасного поведения необходимо с учётом исходного положения ребёнка в семье.

На следующем этапе мы в экспериментальном 2 классе реализовали систему занятий в соответствии с направлениями «Технологии эффективной социализации дошкольников и младших школьников» Н.П. Гришаевой. В этой системе мы использовали следующие технологии:
— «Рефлексивный круг» («Я и моя семья», «Сюрприз для близких» – деятельность по сближению детей и родителей; «Сказка ложь, да в ней намёк…», «Вопросы для зрителей» – подготовка с точки зрения безопасности к инсценировке сказки «Красная шапочка» и т.д.);
— «Клубный час» («ОСР: осторожность, смекалка, реакция» (работа по станциям с детьми с целью первичной диагностики полученных навыков), «Квест «Зимнее царство» (ориентировка на местности) и т.д.);
— «Развивающее общение» («Если нужна помощь» (непосредственная отработка навыков безопасного поведения, общение со школьной медсестрой) и т.д.);
— «Проблемная педагогическая ситуация» (использовалась как диагностика усвоения навыков безопасного поведения).

«Ситуаций месяца» было решено взять 4: «Наша безопасность» (навыки безопасного поведения при встрече с незнакомцем), «Природа и мы» (навыки безопасного поведения в зимнее время), «Опасности рядом» (личные границы человека), «ПДД» (навыки безопасного поведения на дороге). Кроме того, была реализована работа с родителями через онлайн-конференции, беседы в социальных сетях, через совместное выполнение (в том числе и общение) заданий по формированию навыков безопасного поведения детьми и родителями.

На последнем этапе исследования мы провели повторную диагностику уровня сформированности навыков безопасного поведения у второклассников и диагностику сформированности внутрисемейного эмоционального контакта их родителей по методике Н.Н. Некрасовой и З.В. Некрасовой «Что будешь делать, если…», технологии Н.П. Гришаевой «Проблемная педагогическая ситуация» и теста Арбатской Е.С., Дичиной Н.Ю. соответственно.

В экспериментальном классе увеличился процент детей, находящихся на высоком и повышенном уровнях. Слаженность действий во время проведения «Проблемной педагогической ситуации», обсуждение её во время рефлексии показали, что работа с целью повышения уровня сформированности навыков безопасного поведения в условиях взаимодействия школы и семьи является достаточно эффективной. Кроме того, в экспериментальном классе оптимального эмоционального контакта с детьми достигли 10 % от общего числа семей, в то время как семей с излишней эмоциональной дистанцией уменьшилось на 3% , а с излишней эмоциональной концентрацией уменьшилось на 7%. В контрольном классе явных изменений зафиксировано не было.

Анализ данных показал, что проведенные систематизированные занятия по формированию навыков безопасного поведения у младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи являются эффективными и дают положительный результат.


Список литературы

  1. Арбатская Е.С., Дичина Н.Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие / Е.С. Арбатская, Н.Ю. Дичина – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. – 104 с.
  2. Биктуганов Ю.И. Взаимодействие педагога с семьей и общественностью : учеб. пособие / Ю. И. Биктуганов – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2016. – 148 с.
  3. Гришаева Н.П., Белая Л.Н. Технологии эффективной социализации детей 3 – 7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие / Н.П. Гришаева, Л.Н. Белая – М.: Вентана-Граф, 2017. – 320 с.
  4. Некрасова Н.Н., Некрасова З.В. Без опасности. Школьные годы. / Н.Н. Некрасова, З.В. Некрасова – Киев: София, 2008. – С. 46 – 48.
  5. Некрасова Н.Н., Некрасова З.В. Без опасности. От рождения до школы / Н.Н. Некрасова, З.В. Некрасова – Киев: София, 2008. – С.176.