ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

№6,

Юридические науки

Абдурахманов Рустам Риатович


Ключевые слова: ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ; ДИСТАНЦИОННЫЙ СПОСОБ ПРОДАЖИ; ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ; CONSUMER PROTECTION; DISTANCE SALE; RULES FOR SALE OF GOODS.


Аннотация: В данной статье автор рассматривает основные положения о защите прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров. Автор выделяет и анализирует особенности данного правового института, выявляет пробелы нормативной базы в соответствующей части, предлагает варианты решения данных проблем.

В последнее время среди потребителей все большую популярность начинает обретать дистанционный способ приобретения товаров. Данный способ привлекает потребителей своим удобством, ведь можно не выходя из дома заказать и получить понравившийся товар. В свою очередь, дистанционный способ покупки имеет ряд правовых особенностей, которые следует знать каждому потребителю.

Основные положения о дистанционном способе продажи товара содержатся в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [1] (далее – Закон) и в Постановлении Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» [2].

При этом Постановление Правительства № 612 обширнее, чем Закон, и регулирует рассматриваемый правовой институт более конкретно. Такое регулирование видится правильным, потому что, как правило, узкоспециальные вопросы регулируются Постановлениями Правительства РФ, чтобы не перегружать текст Законов; кроме того, в Постановления Правительства РФ легче вносить изменения.

Стоит отметить, что Закон «О защите прав потребителей» в части дистанционного способа продажи товаров не содержит никаких отсылок на Постановление Правительства РФ № 612 и не указывает, что такой способ продажи регулируется какими-либо другими нормативными правовыми актами. По нашему мнению, представляется необходимым внести соответствующие изменения в Закон с введением отсылочной нормы.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 612, под продажей товаров дистанционным способом понимается «продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора». Следовательно, главной особенностью данного способа продажи товаров является то, что потребитель не может до момента получения товара лично ознакомиться с данным товаром либо его образцом.

Закон в пункте 2 статьи 26.1 указывает на то, что до заключения договора розничной купли-продажи продавец должен предоставить информацию «об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора».

Также потребитель должен быть в письменной форме ознакомлен с информацией о товаре, о сроках и порядке его возврата.

Пункт 4 статьи 26.1 Закона предоставляет право потребителю «отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней».

При этом если информация об этих сроках не была предоставлена продавцом в письменной форме на момент доставки, то потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Данное положение ярко показывает, как Закон «О защите прав потребителей» ставит покупателя в заведомо преимущественное положение и нарушает принцип равенства участников гражданских правоотношений. Фактически приведенное нормативное регулирование означает, что незнание потребителем Закона дает ему дополнительное преимущество. По нашему мнению, это не вполне правильно и данный пункт Закона должен быть изменен. Представляется необходимым либо исключить обязанность продавца об ознакомлении со сроком возврата товаров, либо внести санкцию, которая не будет влиять на увеличение срока возврата.

Также Закон устанавливает правила о возврате товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, из которых следует, что такой возврат товара возможен только «если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара». Отмечается, что «отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца».

При всем этом потребитель не может отказаться от товара надлежащего качества, который имеет индивидуально-определенные свойства и который может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (например, костюм, сшитый по размерам покупателя).

Если потребитель отказывается от товара, то продавец должен возвратить денежную сумму, уплаченную по договору, за исключением расходов по возврату от потребителя возвращенного товара. Возврат денежных средств осуществляется не позднее чем через десять дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования.

Стоит отметить, что Законом не устанавливается ответственность за нарушение десятидневного срока возврата денежных средств, поэтому видится необходимым внести соответствующие дополнения.

Последствия дистанционной продажи товара ненадлежащего качества совпадают с такими же последствиями при обычной розничной продаже, и регулируются статьями 18 — 24 Закона «О защите прав потребителей».

Как отмечалось выше, Постановление Правительства РФ № 612 является узкоспециальным нормативным правовым актом и регулирует правила дистанционной продажи более конкретно (по сравнению с Законом).

Так, в пункте 3 Правил продажи товаров дистанционным способом указывается, что «продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта».

Отмечается, что в отношении технически сложных товаров продавец должен предупреждать покупателя о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию таких товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов.

Кроме того, данными Правилами вводится запрет на дистанционную продажу алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Правил, «предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора». В данном случае, существенными условиями договора будут являться условия о предмете договора, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Следовательно, продавец обязан заключить договор с любым лицом, которое выразило намерение приобрести товар, предложенный в его описании.

Также Правилами устанавливается обязанность продавца информировать покупателя о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом; обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных; передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре; передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, путем нанесения маркировки либо иными способами, предусмотренными для отдельных видов товаров).

Ответственность за нарушение данных обязанностей установлена Законом «О защите прав потребителей», который содержит такие меры ответственности, как возмещение убытков, компенсация морального вреда, выплата неустойки и др.

Следует отметить, что договор считается заключенным с того момента, когда продавцом покупателю выдан кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара (например, письмо на электронную почту), или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

Таким образом, можно прийти к выводу, что продажа товаров дистанционным способом регулируется нормативными правовыми актами достаточно подробно. При этом наблюдается тенденция защиты потребителя, как заведомо более слабой стороны в данных правоотношениях. Вместе с тем требуется включение в Закон «О защите прав потребителей» нормы, отсылающей к Постановлению Правительства РФ № 612 и легитимирующей его.


Список литературы

  1. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1; в ред. Федер. закона от 03.07.2016 г. № 265-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. — № 3, ст. 140; 2016. — № 27 (ч. 1), ст. 4198.
  2. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612; в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. №1007 // Рос. газ. – 2007. — № 219; 2012. – 10 окт.