УДК 37.013.77

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№31,

Педагогические науки

Абдуллина Илюза Фаилевна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., к.пед.н., доцент.


Ключевые слова: УЧЕНИК; УЛУЧШЕНИЕ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА; ПЕДАГОГ; ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ; СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД; КАЧЕСТВО; ЗНАНИЯ; НАВЫКИ; STUDENT; IMPROVEMENT OF MATERIAL DEVELOPMENT; TEACHER; EDUCATION AND TRAINING; SYSTEM-ACTIVITY APPROACH; QUALITY; KNOWLEDGE; SKILLS.


Аннотация: Впервые определение деятельности в науку психологию было введено в 1935 году. Любое воздействие обучающего характера вызывает ответную реакцию ребенка в виде определенной деятельности, без которых невозможно решить учебную задачу. Без деятельностного подхода невозможно развивающее обучение ни по одной из систем начального образования.
Деятельностный подход в образовании и воспитании в том числе, представляет собой не группу приемов и технологий обучения, это прежде всего, философия образования, основа обучения, на котором держится весь указанный процесс.

Без деятельностного подхода невозможно развивающее обучение ни по одной из систем начального образования. Во всех программах обучения младших школьников, реализуемых в настоящее время основу, составляет накопление учениками навыков, умений, знаний не в определенной области предмета, а материала необходимого для полноценного развития личности, что можно осуществить только при взаимодействии ученика с окружающим его миром.

Деятельностный подход в образовании и воспитании в том числе, представляет собой не группу приемов и технологий обучения, это прежде всего, философия образования, основа обучения, на котором держится весь указанный процесс [3, с. 12].

Любая деятельность имеет свои задачи и цель, обоснованные мотивы, то есть ей свойственна некая системность с точки зрения психологии.

В отношении воспитания обучать ребенка деятельности значит мотивировать его к совершению действий самостоятельного характера, учить достигать поставленных задач, находить разные способы решения проблем, применять средства для достижения целей, оказывать помощь, содействие в становлении навыков самоконтроля и контроля, учить давать оценку своим поступкам и действиям.

Деятельностей подход в обучении детей открывает большие возможности для ребенка, здесь школьник имеет право осуществлять свободный выбор разных вариантов.

Системно-деятельностный подход позволяет оценить итоги процесса обучения и воспитания в разрезе универсальных учебных действий.

Применение системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников позволяет:
-формировать такие качества личности, которые запрашиваются современным обществом;
-переходить к стратегии общественного конструирования новых технологий образования;
-признавать значимость познавательного развития учащихся в процессе образовательной деятельности;
-ориентироваться на результаты образования как на системообразующий фактор [2, с. 211].

Необходимо отметить, что в процессе обучения системно-деятельностный подход помогает сформировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебно-универсальные действия детей.

Применение системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников строиться с учетом следующих принципов:
-принцип непрерывности;
-ориентация на деятельность;
-принцип целостности;
-принцип психологической комфортности;
-принцип творчества;
-принцип вариативности и др.

Применение системно-деятельностного подхода в обучении подразумевает, что это не просто деятельность в прямом смысле слова, как привлечение ребенка к определенным поступкам, а прежде всего к конкретной деятельности с целью его воспитания, преобразования и развития социально значимых качеств, характеристик и свойств.

Главное, что эта деятельность должна быть для ребенка привлекательной, интересной, здесь цели и задачи общей деятельности ставятся не единолично педагогом, а совместно детьми и учителем, что очень важно понимать на практике.

В процессе применения системно-деятельностного подхода в образовании и воспитании развивается личность, которая в своей будущей деятельности умеет правильно и верно отбирать значимые для себя виды деятельности, где он может утвердиться и реализоваться как индивид.

Они должны удовлетворять его природе и потребностям, данные самостоятельные виды деятельности.

Применение системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников, также говорит о том, что педагог здесь не выкладывает перед ребенком уже готовые ценностные нормы и ориентиры, он должен идти к достижениям самостоятельно, через осуществление конкретной деятельности, в которой также участвует учитель.

Суть системно-деятельностного подхода в обучении детей младшего школьного возраста будет заключаться в сотворчестве в ходе общей, организованной деятельности педагог и ребенок совместно открывают нормы, ценности, идеалы, требования, убеждения, ценности общества, которые усваиваются в процессе самой указанной деятельности.

Особенностью применения данного подхода в обучении является многосторонность процесса воспитания личности. То есть сам по себе системно-деятельностный подход в воспитании младшего школьника не может касаться только отдельной, конкретно взятой отрасли [6, с. 12].

Сюда входит широкая система воспитательных направлений:
-художественное воспитание;
-спортивное воспитание;
-трудовое воспитание;
-патриотическое воспитание;
-социальное воспитание;
-коммуникативное воспитание;
-учебно-познавательное воспитание и др. [5, с. 41].

Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников состоит в том, что каждый младший школьник испытывает разные воздействия воспитательного характера из вне. Сюда можно отнести средства массовой информации, радио, телефоны, планшеты, компьютеры, социальные сети, телевидение и др.

К сожалению, не все они хорошо и положительно воздействуют на ребенка младшего школьного возраста. Задача педагогов состоит в воспитании у ребенка правильной ориентации в предлагаемых источниках информации.

В выделении среди всего многообразия того, что действительно будет полезно в будущем для самого человека и окружающих его людей.

Ребенок должен чувствовать, что у него есть свобода выбора, но он всегда должен отвечать за свой выбор. Для этого важно воспитать в младших школьниках стремление и уверенность в достижении поставленных перед собою целей.

Также применение системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании младших школьников предполагает ориентацию на выработку навыков контроля, самоконтроля.

Итак, делая выводы следует отметить, что впервые определение деятельности в науку психологию было введено в 1935 году. Психика человека живет при осуществлении определенной деятельности человеком, также, как и наше сознание. Любое воздействие обучающего характера вызывает ответную реакцию ребенка в виде определенной деятельности, без которых невозможно решить учебную задачу. Ребенок строит свою деятельность, пытается ее контролировать, оценивать, управлять, только в таком случае возможно говорить о неких процессах получения новых видов знаний, навыков и умений.

Без деятельностного подхода невозможно развивающее обучение ни по одной из систем начального образования.

Деятельностный подход в образовании и воспитании в том числе, представляет собой не группу приемов и технологий обучения, это прежде всего, философия образования, основа обучения, на котором держится весь указанный процесс [1, с. 33].

Любая образовательная деятельность, в которую включен ребенок, должна соответствовать требованиям ФГОС НОО, что прежде всего говорит о ее ориентированности на определенный итог, результат.

Чтобы получить результат важно изначально построить, сформировать целую программу воспитания, которая состоит из разных направлений деятельности (игры, проекты, творчество и др.).


Список литературы

  1. Котова, М.А. Систематизация знания младших школьников / М.А. Котова. – Витебск: Пермь, 2020. — 111 с.
  2. Лаптев, А.В. Внеклассная работа с младшими школьниками / А.В. Лаптев. – Астрахань: Жизнь, 2019. — 212 с.
  3. Лазарева, Ю.А. Социология и педагогика / Ю.А. Лазарева. – Киров: Вече, 2019. – 125 с.
  4. Лешина, С.А. Оценка социально значимых качеств младших школьников / С.А. Лешина. – Ижевск: Мир, 2019. – 147 с.
  5. Марусин, В. С. Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников / В. С. Марусин. – Брянск: Перспектива, 2018. — 144 с.
  6. Мусин, Н. В. Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода / Н. В. Мусин // Начальное обучение в школе. – 2019. — №1. – С. 12.