УДК 37.013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО И ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

№31,

Педагогические науки

Иванова Алина Сергеевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЯ; ВОСПИТАНИЕ; ПЕДАГОГ; ДОШКОЛЬНИКИ; ТРУД В ПРИРОДЕ; ЗАБОТА; УХОД ЗА РАСТЕНИЯМИ; ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЕТЕЙ; ОБУЧЕНИЕ; РАЗВИТИЕ; КРАСОТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ЧТЕНИЕ; ПСИХОЛОГИЯ; ECOLOGY; EDUCATION; TEACHER; PRESCHOOL CHILDREN; WORK IN NATURE; CARE; PLANT CARE; CHILDREN’S EXPERIMENTS; EDUCATION; DEVELOPMENT; ENVIRONMENTAL BEAUTY; READING; PSYCHOLOGY.


Аннотация: Общение с природой должно приносить ребенку радость, положительные эмоции и переживания. В каждой группе необходимо организовать уголки природы, кабинеты экологии, где дети могут систематически наблюдать за растениями и животными, трудиться и ухаживать за ними.
Педагог должен планировать посещение ботанического сада с детьми, экскурсии в лес (совместно с родителями), парк, на озеро, оранжереи, зоопарки особенно в летние периоды времени. Помогает сформировать бережное отношение дошкольников к природе и собственная опытно-экспериментальная деятельность детей, их труд в природе, а также нравственно-эстетическое воспитание.
Общение с природой должно стать потребностью дошкольника, источником положительных переживаний и систематического обогащения его новыми впечатлениями и эмоциями.

Анализ опыта работы педагогов дошкольных образовательных организаций свидетельствует о том, что главное внимание в обеспечении педагогических условий воспитания бережного и заботливого отношения детей к природе занимают отдельные приемы и средства. К таким формам работы относятся труд в природе, наблюдения за объектами живой природы, поисковая работа, организация и проведение опытов, формирование интереса к природе, знаний об окружающей среде, воспитание любви к ней и др.

Появляется потребность на основе данных материалов сформировать общие педагогические условия воспитания у дошкольников бережного отношения к природе.

А.К. Алексеева отмечает, что в современном мире формирование правильных экологических представлений детей выступает необходимостью. Можно рассматривать экологическое воспитание подрастающего поколения как общественный заказ.

В целом воспитание заботливого и бережного отношения к природе является одновременно и задачей нравственного воспитания детей, что формирует гуманистическую направленность личности дошкольника.

Экологические проблемы касаются всех народов мира, они направлены на удовлетворение потребностей человечества.

Обострение проблем охраны экологии приводит к тому, что интенсивно развивается просвещение населения в отношении воспитания у граждан экологического сознания и культуры использования ресурсов природы.

Данная работа должна начинаться с дошкольного возраста и затем постепенно продолжаться в начальном звене школы. В дошкольном детстве закладываются основы для формирования личности, его ценностных ориентаций, убеждений и идеалов.

Педагоги дошкольных образовательных организаций должны стремиться заложить в ребенке любовь к природе, окружающим людям и к себе.

Главным компонентом экологического воспитания детей выступает развитие у дошкольников правильного и осознанного отношения к природе. Данное отношение строится на чувственном уровне, эмоциях, знаниях о жизни растений и животных, их росте, развитии, значении в жизни человека, а также знаниях о зависимости жизни живых организмов на земле от факторов окружающей среды [2, с. 29].

Итогом, результатом экологического воспитания выступает гуманное отношение ребенка к природе, данное отношение на практике проявляется через:
-создание необходимых условий для растений и их жизни;
-доброе и бережное отношение ко всему живому;
-стремление к сотрудничеству с природой;
-эмоциональную отзывчивость;
-интерес к объектам природы;
-понимание особенностей живых существ;
-воспитание желания заботиться о растениях, животных и окружающей среде.

Для обеспечения бережного отношения к природе следует соблюдать ряд задач [1, с. 20]:
-формировать позитивный, эмоциональный опыт общения детей с природой;
-развивать умения вести разнообразную деятельность в природе и становление бережного и заботливого отношения к ее объектам;
-воспитывать у дошкольников экологические представления, знания о природе, окружающей среде и правилах поведения в ней.

Для реализации указанных задач на практике необходимо придерживаться и соблюдать определённые условия организации педагогического процесса:
-постоянное общение детей с природой;
-привлечение семьи к формированию экологической культуры детей;
-готовность воспитателя к осуществлению работы по экологическому воспитанию дошкольников;
-построение экологически развивающей среды в детском саду;
-личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

Сложно воспитать личность без любви к природе, которая выражается в полезных делах, заботе, бережном отношении к ней.

Важно прививать все эти ценностные ориентации связанные с охраной природы и окружающей среды с самого раннего детства. Чем раньше взрослые, родители и педагоги смогут познакомить ребенка с миром природы, тем быстрее возникнет в нем чувство прекрасного.

Данный процесс не простой в осуществлении, здесь необходимо совместная деятельность родителей, семьи и детского сада, положительный пример самих взрослых, выбор действенных и результативных приемов и методов обучения дошкольников и др.

Первоначальные представления о живых существах ребенок получает через изучение книг, рисунков, просмотр фильмов, однако полноценного эффекта в воспитании и формировании экологических представлений детей можно добиться только через организацию работы по непосредственному живому взаимодействию дошкольника с миром растений и животных.

Бережное и заботливое отношение детей к природе формируется через организацию непосредственной практической деятельности. Это поливка грядок, устранение сорняков, кормление рыбок в аквариуме, сбор мусора с территории участка, изготовление кормушек для птиц, уборка снега с дорожек, рыхление почвы и др.

Через непосредственные действия ребенок прочнее и полноценнее усваивает новый материал. Дошкольник учится на собственном примере понимать почему важно накормить черепаху, как следует убрать клетку хомяка, как покормить птиц и др. [3, с. 39].

Здесь значимую роль играет, и сам педагог он учит детей не проходить мимо того или иного явления, опасного для окружающей природы и среды, выражать тревогу и проявлять заботу.

Педагог учит детей видеть прекрасное в природе, восхищаться этой красотой. Как старательно работают муравьи, какое красивое оперение у птиц, наслаждаться песнями соловья и теплом солнца, цветами радуги и красотой цветущих растений.

Дошкольник учится понимать, что растения и животные дышат, растут, развиваются, размножаются, двигаются.

Все эти свойства требуют обеспечения соответствующих условий для растений и животных (температура, пища, воздух, свет). Мы должны помогать живым организмам удовлетворять их потребности.

Если условия среды будут нарушены, то растение может погибнуть (если не поливать растение и лишить его света оно не растет).

Важно формируя бережное отношение детей к природе обращать внимание на то, что каждый организм индивидуален и неповторим по своей природе, оно живет только один раз, вернуть живой организм к жизни повторно нельзя.

Важно знакомить дошкольников не только с самими растениями и животными, но и учить реализовывать мероприятия по их охране. Дошкольники должны усвоить правила поведения человека в природе.

Заботиться о растениях и животных значит создавать лучшие условия для их роста и развития, для этого особо значим труд человека в природе. Бережное и заботливое отношение ребенка к природе должно перейти привычку, которая выполняется на практике ежедневно. Позднее дошкольник научиться на основе личных наблюдений самостоятельно формулировать выводы о необходимости определенных трудовых действий на природе (земля сухая, значит нужно ее полить, кролики хотят свежей травы, значит нужно их покормить и др.).

Формировать бережное отношение к природе у детей дошкольного возраста помогает эстетическое воспитание. Педагог знакомит детей с красотой природы, ее разнообразием, гармоничным сочетанием в ней запахов, цветов, звуков, форм и др.

Все что есть в окружающей природе уникально и неповторимо. В процессе воспитания экологической культуры педагог должен применять художественные произведения, сказки, рассказы и стихи о природе, наглядный материал в виде рисунков, фотографий, произведений живописи и др.

Важно правильно организовать труд детей в природе:
-выращивание растений;
-уход за животными;
-природоохранные мероприятия и др.

Таким образом, можно сказать, что общение с природой должно приносить ребенку радость, положительные эмоции и переживания. В каждой группе необходимо организовать уголки природы, кабинеты экологии, где дети могут систематически наблюдать за растениями и животными, трудиться и ухаживать за ними [4, с. 50].

Педагог должен планировать посещение ботанического сада с детьми, экскурсии в лес (совместно с родителями), парк, на озеро, оранжереи, зоопарки особенно в летние периоды времени.

Помогает сформировать бережное отношение дошкольников к природе и собственная опытно-экспериментальная деятельность детей, их труд в природе, а также нравственно-эстетическое воспитание.

Общение с природой должно стать потребностью дошкольника, источником положительных переживаний и систематического обогащения его новыми впечатлениями и эмоциями.


Список литературы

  1. Азарова, В.В. Развитие экологических представлений дошкольников / В.В. Азарова. – Иркутск: Просвещение, 2021. – 158 с.
  2. Жирнова, А. Ю. Формирование заботливого и бережного отношения детей к природе / А. Ю. Жирнова. – Пермь: Академия, 2019. — 299 с.
  3. Котова, А.В. Труд детей дошкольного возраста в природе / А.В. Котова. – Казань: Маэстро, 2019. — 254 с.
  4. Софронова, А.В. Дошкольная педагогика и психология / А.В. Софронова. — СПб.: Вид, 2019. – 309 с.