УДК 37.013

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№31,

Педагогические науки

Алтынбаева Ляля Миннеракиповна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: ВЕЛИЧИНА ПРЕДМЕТОВ; ВОСПИТАНИЕ; ПЕДАГОГ; ДОШКОЛЬНИК; ВОСПРИЯТИЕ; ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ; ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ; ЗАНЯТИЯ; ЭМОЦИИ; ПРОЦЕСС ИГРЫ; МОТИВАЦИЯ; SIZE OF SUBJECTS; EDUCATION; TEACHER; PRESCHOOL CHILD; PERCEPTION; DIDACTIC GAME; DIDACTIC EXERCISE; LEARNING TASKS; CLASSES; EMOTIONS; GAME PROCESS; MOTIVATION.


Аннотация: Каждая дидактическая игра, направленная на усвоение детьми величины предметов, должна сопровождаться наглядным материалом и обеспечивать включение ребенка в процесс игры.
Усваивать материал без напряжения и особых трудностей, позволяет поэтапный процесс усложнения дидактических игр, который связан с особенностями познания дошкольниками разных показателей величины предметов.
Положительная эмоциональная атмосфера во время игр, заданий, мотивирует детей к решению поставленных перед ними задач. Дошкольники проявляют волю и терпение в желании помочь своему любимому персонажу и герою. Педагоги дошкольных учреждений могут самостоятельно придумывать свои дидактические игры или использовать уже имеющиеся.

Вопросы обучения математике в настоящее время становятся все более актуальными направлениями системы образования.

Это обусловлено прежде всего тем, что разные открытия математики тесно проникают во все сферы и области жизнедеятельности современного человека.

Успехи в освоении математики в начальном звене школы во многом определяются заложенным уровнем элементарных математических представлений у детей в период дошкольного обучения и воспитания.

Важным компонентом математических знаний дошкольников выступают представления о величине предметов.

Умение определить величину предмета и назвать ее, необходимо не только для исследования каждого предмета окружающего мира, но и для установления связей между ними.

Все это оказывает влияние на развитие у дошкольников полноценных представлений об окружающей действительности.

Понимание величины предметов позитивно воздействует на интеллектуальное развитие ребенка, что связано с формированием навыков тождества, сравнения, узнавания, обобщения. Указанные математические процессы подводят ребенка к школьному обучению и усвоению новых математических знаний [2, с. 41].

В советское время формируя элементарные математические представления у детей дошкольного возраста за итог счета принято было применять число, сейчас число распознается как результат измерения и старшие дошкольники величину мерки отождествляют с соответствующим числовым обозначением.

Отражение величины предметов в сознании дошкольника связано с процессами восприятия, которое направлено на обследование объекта, раскрытие его специфики.

Понятие величины предметов для дошкольников выступает сложным процессом и оперативно сформироваться оно не может. А.К. Жирнова отмечет, что без специального обучения ребенок дошкольного возраста не может овладеть в необходимой степени навыками восприятия и определения величины предметов.

Многими педагогами доказано, что обучать дошкольников можно только через игровую деятельность. Так как значение игры в возрасте до семи лет сложно переоценить, психика дошкольника активно развивается и проявляется именно в игровой деятельности.

Игра увлекает дошкольника, интерес игрой постепенно перерастает в увлеченность новыми знаниями и перестраивается в учебную деятельность.

Если игра действительно интересна для ребенка, то он от нее не устаёт, интерес к математике также следует формировать у дошкольников в процессе игровой деятельности.

Для детей дошкольного возраста система обучающих игр самый приемлемый метод обучения новому.

Анализ источников литературы показал, что в настоящее время в условиях дошкольных образовательных организаций в целях формирования представлений и знаний детей о величине предметов окружающего мира не в полной мере применяются дидактические виды игр и упражнений.

Часто дидактические игры используются разрозненно, что не соответствует возможностям и психологическим особенностям детей дошкольного возраста. Все это тормозит процесс формирования полноценных представлений детей.

Причинами тому являются отсутствие критериев отбора дидактических игр для детей разного дошкольного возраста, не выстроена система усложнения последовательности предлагаемых заданий.

Определение величина в математике выступает основным. В ходе истории данному определению давали разные толкования, на современном этапе развития величина воспринимается как объем, масса, скорость, число, длина и др.

Когда речь идет о дошкольниках понятие величины предмета сужается и остается в качестве признака размера предмета. Определить величину можно лишь путем сравнения.

На практике не всегда можно сравнить предметы между собой. Часто приходится сопоставлять предметы мысленно с уже имеющимися у нас представлениями о величине знакомых предметов.

Восприятие величины на практике всегда связано с мышлением, а точнее с такой операцией мышления как сравнение. Все это говорит о том, что развитие представлений детей о величинах процесс сложный и длительный.

Дошкольники воспринимают величину тактильно, зрительно и при помощи двигательных анализаторов. Важное значение играет и расстояние, с которого предмет воспринимается дошкольником. Дети дальние предметы воспринимают мелкими и наоборот. На практике им еще на удается рационально оценивать удаленные от них предметы.

На восприятие величины предмета оказывает воздействие и его расположение в пространстве. Влияет в каком положении находится предмет горизонтальном или вертикальном [3, с. 17].

Результативным средством формирования представлений о величине предметов выступают дидактические упражнения и игры, об этом свидетельствует анализ ряда образовательных программ и научных трудов педагогов-психологов.

При обучении дошкольников через дидактическую игру применяют разные подходы в обучении:
-моделирование;
-проблемно-поисковый подход;
-сенсорное обучение и др.

Рассмотрим педагогические условия, которые обеспечат на практике эффективность применения дидактических игр и упражнений в формировании представлений дошкольников о величине предметов.

В качестве результативных педагогических условий здесь можно рассматривать:
-принципы отбора дидактических упражнений и игр направленных на усвоение размеров предмета;
-сочетание дидактических игр с разными направлениями эмоционального воздействия;
-систематическое усложнение содержания дидактических игр.

Быстро дошкольники определяют для себя понятия большой и маленький, гораздо сложнее усваиваются понятия короче, длинный высокий, узкий и др. Здесь рекомендуется применять в работе приемы наложения, сравнения, словесного отражения процесса сравнения отдельного параметра.

Дидактические игры также должны учитывать наглядно-действенный характер мышления детей дошкольного возраста. То есть игры должны иметь наглядный характер (раздаточный материал в виде пособий, игрушек, конструкторов, предметов быта и др.). Также важно учитывать принцип деятельности в обучении дошкольников.

Лучше воспринимается информация о величине предметов через организацию процесса разнообразной деятельности.

Дидактические игры и упражнения направленные на восприятие величины предметов должны систематически усложняться по мере их освоения детьми.

Психолого-педагогические исследования установили, что имеется определенная закономерность между восприятием разных параметров величины предметов.

Изначально дошкольники учатся видеть длину предмета, затем ширину, высоту определять им труднее всего. Параметры величины предметов ребенок познает путем сравнения. Для этого дети один предмет прикладывают к другому.

Поэтому поэтапно следует предлагать изначально дидактические игры для дошкольников направленные на определение длины предметов. По мере усвоения данных дидактических игр применяются игры на определение ширины предметов, на третьем этапе предлагаются игры на определение высоты разных предметов [1, с. 15].

Каждый этап внутри должен содержать приемы наложения, приложения. Если ребенок хорошо справляется со всеми тремя этапами педагог может предложить на четвертом этапе дидактические игры, направленные на определение толщины предметов.

Более развитые дошкольники могут на пятом этапе учится сравнивать величину предметов по разным показателям (длина, толщина, ширина, высота и др.).

На пятом этапе происходит непосредственное закрепление уже освоенного материала.

Важно на практике дидактические игры связывать с разнообразными эмоциональными воздействиями, так как в дошкольном возрасте чувства всегда выходят на первый план в деятельности детей.

Важно радоваться вместе с ребёнком его успехам в игре, мотивировать его на положительный результат, создавать атмосферу доброжелательности, успеха.

Педагог должен прилагать все усилия для того, чтобы игры были для ребенка занимательными, применять в общении с ним мимику, жесты, менять интонацию, вводить в игру любимых героев из сказок и детских мультфильмов.

Такая организация дидактических игр содействует активному включению дошкольников в процесс игровых действий.

Дети в таком случае не замечают, что обучаются играя, что соответствует их возрастным возможностям и интересам, так происходит реализация задач по формированию представлений дошкольников о величине предметов, которые выставляются программой обучения и воспитания.

Таким образом, делая вывод можно отметить, что каждая дидактическая игра, направленная на усвоение детьми величины предметов, должна сопровождаться наглядным материалом и обеспечивать включение ребенка в процесс игры.

Усваивать материал без напряжения и особых трудностей, позволяет поэтапный процесс усложнения дидактических игр, который связан с особенностями познания дошкольниками разных показателей величины предметов.

Положительная эмоциональная атмосфера во время игр, заданий, мотивирует детей к решению поставленных перед ними задач. Дошкольники проявляют волю и терпение в желании помочь своему любимому персонажу и герою.

Педагоги дошкольных учреждений могут самостоятельно придумывать свои дидактические игры или использовать уже имеющиеся [4, с. 10].


Список литературы

  1. Ванюхина, В.В. Развитие математических представлений дошкольников / В.В. Ванюхина. – Тамбов: ЮНИТИ, 2021. – 199 с.
  2. Леонтьева, А. П. Классификация современных дидактических игр / А. П. Леонтьева. – М.: Лань, 2019. — 325 с.
  3. Уварова, А.С. Дидактические игры как средство формирования представлений о величине предметов у детей / А.С. Уварова. – Казань: Жизнь, 2019. — 288 с.
  4. Шаров, М.В. Формирование представлений дошкольников о величине предметов / М.В. Шаров. — СПб.: Глобус, 2019. – 122 с.