УДК 81

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПИТЧА КАК ЖАНРА ДЕЛОВОГО ДИСКУРСА

№31,

Филологические науки

Сысоева Александра Андреевна


Научный руководитель: Красильникова Н.В.


Ключевые слова: ПИТЧ; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ; ЖАНР; СТРАТЕГИИ; PITCH; ENTREPRENER; GANRE; MOVES.


Аннотация: В связи с активным развитием малого и среднего бизнеса перед предпринимателем все чаще встает вопрос о новых способах поиска инвестиций. В современных условиях одним из способов поиска финансовой и экспертной поддержки становится выступление предпринимателя с питчем.

Область предпринимательской риторики представляет большой интерес не только для инвесторов, т.е. людей, которые финансируют выступления, а также людей, которые разрабатывают продукты, но и для ученых, которые преподают и изучают деловую коммуникацию и риторику. Исследователи сконцентрировались на описании жанров в рамках предпринимательской риторики – в данной статье особый интерес представляет такой жанр делового дискурса, как предпринимательский питч.

В то время как во многих англоязычных странах – Великобритания, США, Австралия – выступление с предпринимательским питчем является широко распространенным явлением среди предпринимателей, для российской действительности предпринимательский питч является новым и перспективным феноменом, что обусловливает интерес к его изучению со стороны отечественных исследователей в области лингвистики.

Особый интерес исследователей вызывает анализ структурно-композиционных и лингвопрагматических характеристик предпринимательского питча как речевого жанра. Прежде всего, такой интерес вызван тем, что предпринимательский питч обладает рядом характеристик, способствующих оказанию персуазивного речевого воздействия на адресата.

Цель питча – краткой, структурированной презентации бизнес-идеи перед потенциальными инвесторами – убедить инвесторов (часто называемых «бизнес-ангелами») в обоснованности и прибыльности продукта или идеи, получить их финансовую и экспертную поддержку[4]. Для оказания влияния на инвесторов нужна убедительная речь, однако, овладение мастерством ораторского искусства – сложная задача, а также получение экспертной поддержки и продвижение проекта через выход на массмедиа.

Рассматривая питч как речевой жанр, необходимо отметить его жанровые характеристики и обратиться к понятию речевой жанр.

Речевой жанр в современной лингвистике определяется как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов) [1].

Более детальному рассмотрению определенного жанра способствует анализ его жанровых характеристик. Для этой цели обратимся к изучению жанра через составление его «паспорта» по параметрам, разработанным Т.В. Шмелевой. Автор выделяет семь параметров: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, тип диктумного содержания и языковое воплощение [3].

Коммуникативной целью предпринимательского питча, как уже было сказано выше, является убеждение инвесторов в оказании финансирования бизнес-идеи. Автором питча выступает предприниматель, целью которого является получение финансирования. Образом автора в жанре питча является человек, презентующий свой проект, полноправный участник делового процесса. Образ адресата, как правило, относителен, так как с одной стороны в качестве адресата выступает инвестор, с другой – аудитория. Под образом прошлого понимаются события, которые предшествовали питчу, а образом будущего отражает предвосхищаемое развитие событий, а именно оказание персуазивного эффекта на инвесторов. Типом диктумного содержания принято считать событийную канву жанра и объективное отражение успешности предлагаемого бизнеса. Языковое воплощение питча реализуется через спектр лексических и грамматических возможностей.

Ключевым параметром жанра, безусловно, является его формальная организация (языковое воплощение). В лингвистическом аспекте формальная организация жанра подразумевает спектр лексических и грамматических возможностей [2]. Знание разноуровневых языковых ресурсов того или иного жанра позволяет создателю текста выбрать конкретные средства реализации коммуникативного замысла (лексические и грамматические единицы, синтаксические конструкции, знаки препинания и другие средства графического и композиционного оформления).

Анализ 30 питчей, транскрибированных из шоу Dragon`s Den и Shark Tank, показал, что структура питча состоит из ряда стратегий. В данном исследовании рассматриваются персуазивные стратегии речевого воздействия. Среди них основными были выделены стратегия информирования, стратегия интенсификации персуазивного воздействия, контактоформирующая стратегия, стратегия самопризентации.

Стратегия информирования представляет собой совокупность частных стратегий, реализация которых представляет особую ценность для инвестора, поскольку он с помощью этих стратегий, вербализованных индуктором, приобретает знание о некой проблеме и/или возможных методах её разрешения:
Plastic pollution has reached a critical point but what can we do in our homes as everyday people to reduce plastic pollution? Well, we have a planet friendly alternative to cling film. «Bee Bee Wraps» are reusable natural food wraps made of organic cotton and bee`s wax.

Другой не менее ценной стратегией речевого воздействия служит стратегия интенсификации персуазивного воздействия. Она представляет собой объединение частных стратегий, соответствующих предметной цели предпринимателя – изменить отношение инвестора к проблеме и/или способам её решения. Говоря об изменении мнения инвестора относительно какого-то вопроса, отнюдь не утверждается, что его исходная позиция обязательно должна быть неодобрительной, она могла отсутствовать вообще, т.е. он мог не задумываться об этой проблеме. Одним из эффективных языковых средств в данном контексте является приведение статистических данных, а также использование бизнес-лексики и топонимов для указания на достигнутый успех:
We are stocked in 150 outlets across the UK and Europe and right now we’re in talks with a major supermarket chain and a major kitchenware chain. Last year we turned over nearly £200.000.

Стратегия самопризентации применяется предпринимателем с целью представить себя или свою компанию в выгодном свете, создать свой образ или образ компании, внушающий доверие.

Public Health England recently reported that a child has a rotten tooth removed in the hospital every 10 minutes so most people would agree that it’s really important for children to learn good oral hygiene habits from an early age. «Buddies» products aim to help solve some of these problems and to help engage children in the process of wanting to brush their teeth by making it more fun.

Контактоформирующая стратегия предполагает установление и поддержание контакта предпрнимателя с инвестором и в свою очередь играет особую роль в достижении персуазивного эффекта исследуемого речевого жанра, поскольку эти стратегии нацелены на стабилизацию коммуникативного равновесия между коммуникантами:
Thank you very much for your time. I would love to answer any of your questions and I`d also love for you to come and have a little go if you`d like to nominate a team leader to come and stand at the top.

Таким образом, из вышеизложенного становится ясно, что питч является многоаспектным явлением, которое прямо и косвенно влияет на решения инвесторов. В связи с этим, необходимо отметить необходимость изучения и применения тактик коммуникативных стратегий речевого воздействия на примере предпринимательского питча.


Список литературы

  1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М.: Художественная литература, 1979.
  2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. — М.: Русские словари, 1996. Т. 5. – С.159-206.
  3. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. — Саратов, 1997. — Вып.1. – С. 88-98.
  4. Clark, Colin. The Impact of Entrepreneurs’ Oral Pitch Presentation Skills on Business Angels Initial Screening Investment Decisions// Venture Capital 10.3. – 2008: 257-279.