УДК 37.013

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИКЕ

№31,

Педагогические науки

Антонова Алсу Фаритовна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель.


Ключевые слова: ПОЗНАНИЕ; МАТЕМАТИКА; ВОЛЯ; РАЗВИТИЕ; ИНТЕРЕС; МЫШЛЕНИЕ; ПАМЯТЬ; ДОШКОЛЬНИК; ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА; ОБУЧЕНИЕ; ВОСПИТАНИЕ; COGNITION; MATHEMATICS; WILL; DEVELOPMENT; INTEREST; THINKING; MEMORY; PRESCHOOL CHILD; SUBJECT ENVIRONMENT; LEARNING; EDUCATION.


Аннотация: Создание уголка занимательной математики в группе, помогает мотивировать детей к познавательной активности, развивает логику, самостоятельность, находчивость, стремление добиваться положительных итогов работы.
Грамотно организованная познавательная деятельность формирует у дошкольников интеллектуальные процессы, креативное, разностороннее мышление, волю, желание учиться, привычку к умственному труду.
Большую роль в воспитании интеллекта дошкольника играет математика. Формирование познавательного интереса детей к математике развивает воображение дошкольника, его память, мышление, речь, настойчивость в получении итога. Цель занятий математикой формировать уверенность ребенка в себе, своих знаниях, силах и возможностях.

Современная программа дошкольного образования существенное место отводит формированию элементарных математических представлений у детей.

Перед педагогами детских садов встает вопрос как правильно увлечь ребенка математикой, не превращая при этом занятие с детьми в школьный урок.

Ряд современных исследователей А.А. Кувшинов, В.К. Леонова подчеркивают, что в работе по развитию познавательного интереса детей к математике в условиях дошкольной образовательной организации необходимо применять в работе как традиционные, так и не традиционные методы обучения и воспитания.

Наука математика открывает широкие перспективы для развития познавательных умений и навыков детей, что составляет основу для становления логико-математического мышления в будущем.

Познавательный интерес в целом является основой учебной деятельности школьников. Детский сад должен создавать все условия для развития у воспитанников интереса к окружающему миру [2, с. 15].

Если ребенок стремится к изучению явлений и предметов на основе самостоятельного познания это формирует прочные знания дошкольника, совершенствует его интеллектуальную активность и создает хороший фон для становления психических процессов.

Все это необходимо для дошкольника при поступлении в первый класс школы и успешного обучения в начальном звене.

Интерес познавательной формы к математике выражается в эмоциональной и интеллектуальной активности дошкольников, ребенок хочет и стремится узнать больше, применить полученные знания на практике и в быту.

Еще Л.С. Выготский говорил, что наука математика приводит мысли в порядок. А Л.Н. Толстой пишет, что умственные усилия ребенка на уроках математики — это есть зачатки логического мышления.

Воспитатели дошкольной образовательной организации должны проявлять внимание к каждому малышу, уметь диагностировать уровень его активности в области формирования новых видов знаний, обеспечивать условия, для того, чтобы интерес к познанию математики перерос со временем к тяге к знаниям в целом.

Организуя деятельность по развитию познавательного интереса детей к математике, необходимо прежде всего обратить внимание на предметно-пространственную среду группы детского сада.

Развивающая предметная среда – это комплекс общественных, природных и культурных средств, которые удовлетворяют интересы в развитии дошкольника, способствуя становлению его творческих возможностей через обеспечение разнообразных видов деятельности.

Согласно требованиям ФГОС НОО предметно-развивающая среда должна содействовать максимальному раскрытию образовательного потенциала.

Среда должна быть доступной, то есть дети должны иметь доступ ко всем помещениям группового пространства. Сюда входит игровой материал, пособия, игрушки, которые связаны с осуществлением основных видов деятельности дошкольников.

Организуя предметную среду, педагог должен уметь отбирать игрушки, оборудование и необходимый материал. Насыщение предметно-пространственной среды должно соответствовать уровню физического и умственного развития дошкольников [1, с. 20].

Игры должны соответствовать тем познавательным задачам, которые решаются на данный момент времени.

Все игровые материалы по математике в том числе должны находиться на уровне вытянутой руки, и ребенок должен иметь возможность самостоятельно ими воспользоваться.

В работе по развитию познавательного интереса детей к математике важно создать в группе комфортные условия для продуктивной работы воспитанников.

Дети должны иметь возможность проявлять самостоятельность в выборе игры в зависимости от имеющихся у них познавательных интересов и потребностей.

В каждой группе детского сада в наличии имеются игры математического содержания, они подразделяются по сложности на разные уровни. Это позволяет включать в работу одновременно всех дошкольников группы.

Одним из наиболее результативных средств развития познавательного интереса детей к математике выступают математические игры.

Игровые пособия математического содержания имеют цель развития воображения, памяти, внимания детей, они мотивируют детей к проявлению интеллектуальной активности.

К играм математического содержания можно отнести разные логические таблицы, лабиринты, настольно-печатные игры, игры, направленные на развитие логического мышления (игры, головоломки, паззлы, ребусы), домино и др.

В отдельные папки можно собрать материалы из журналов для дошкольников, сборников книг по увлекательной математике. Старшие дошкольники с интересом играют в математические игры «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг» и др.

Нравятся детям применять в игре счетные палочки, они используют их не только для освоения счета, но и выкладывают разные предметы, геометрические фигуры при помощи палочек.

Все это формирует творческое мышление детей дошкольного возраста и приводит к тому, что они учатся самостоятельно создавать разные головоломки, задачи и задания.

Для развития познавательного интереса дошкольников к математике также можно применять в работе магнитные доски, сюжетно-ролевые игры «Школа», «Магазин», «Бизнесмены» и др. [4, с. 15].

Игры в течении учебного года должны меняться, обновляться, игровой материал должен усложняться по мере его освоения дошкольниками. Развивающие математические игры должны применяться не только на занятиях, но и в самостоятельной работе детей.

Дошкольников нужно подводить к тому, чтобы наука математика вошла в их жизнь как метод освоения интересных явлений окружающего мира. Достичь этого можно применяя в работе как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с детьми. Сюда можно отнести:
-проектную деятельность;
-математические сказки;
-проблемные ситуации;
-моделирование;
-постановку небольших опытов и др.

Формировать элементарные математические представления детей и развивать их познавательный интерес к математике можно только через активную игровую деятельность. Интеллектуальная активность ребенка проявляется в связи с достижением цели игры как в процессе обучения, так и при повседневной жизнедеятельности.

Важно создать в группе и благоприятную психологическую атмосферу для развития познавательной активности дошкольников.

Формирование интереса к математике должно строиться с учетом объединения разных видов работы детей (конструктивная деятельность, игры, спортивные занятия, музыкальные занятия, рисование) на основе математического содержания.

Важно чередовать разные направления деятельности детей. В целях формирования интереса дошкольников к математике педагог должен уметь организовывать специальную деятельность воспитанников.

Например, проводить занятия в виде игр-путешествий, создавать сюрпризные моменты, игры по сюжетам сказок, расследований, викторин, экскурсий, применять в работе информационные и коммуникативные технологии и др.

Формируя познавательный интерес к математике важно строить процесс занятия с учетом подходов развития, деятельности, ориентации на личность ребенка и др. [3, с. 200].

Познавательный интерес детей вызывает необычная задача, которая содержит в себе элементы новизны, проблемы.

Таким образом, делая вывод можно отметить, что создание уголка занимательной математики в группе, помогает мотивировать детей к познавательной активности, развивает логику, самостоятельность, находчивость, стремление добиваться положительных итогов работы.

Грамотно организованная познавательная деятельность формирует у дошкольников интеллектуальные процессы, креативное, разностороннее мышление, волю, желание учиться, привычку к умственному труду.

Большую роль в воспитании интеллекта дошкольника играет математика. Формирование познавательного интереса детей к математике развивает воображение дошкольника, его память, мышление, речь, настойчивость в получении итога.

Цель занятий математикой формировать уверенность ребенка в себе, своих знаниях, силах и возможностях.


Список литературы

  1. Афанасьев, В.В. Развитие интереса дошкольников к занятиям математикой / В.В. Афанасьев. – Тобольск: Астра, 2021. – 124 с.
  2. Василенко, А. Ю. Формирование элементарных математических представлений детей / А. Ю. Василенко. – Ижевск: Знание, 2019. — 219 с.
  3. Дмитриева, В.В. Предметно-пространственная среда группы / В.В. Дмитриева. – М.: Книга, 2019. — 220 с.
  4. Петрук, А.В. Математические игры для детей старшего дошкольного возраста / А.В. Петрук. — СПб.: Росинка, 2019. – 303 с.