УДК 37

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

№31,

Педагогические науки

Гайнутдинова Влада Ревалевна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ; ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ; PRESCHOOL EDUCATION; COMPUTER GAMES; ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS.


Аннотация: В данной статье раскрыто представление о компьютерных дидактических играх, их влиянии на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Двадцать первый век является веком технологического прогресса, в том числе и в сфере образования: используются новые технологии и средства обучения, современные электронные образовательные ресурсы, не только в профессиональном образовании, в школе, но и в дошкольных образовательных организациях. Математическая подготовка важна в современном мире, поэтому осуществляется на всех ступенях образования, начиная с дошкольной. Для ребенка владение элементарными математическими представлениями необходимо не только для жизни в обществе, но, прежде всего, для развития абстрактного и логического мышлений, развивать которые возможно не только с помощью традиционных технологий, проверенных временем, но и с помощью новых информационных технологий.

ФГОС ДО [8], профессиональный стандарт педагога [9] выдвигают требования к трудовым действиям и компетенциям воспитателя, включая и область формирования и развития элементарных математических представлений [5]. Современный воспитатель должен владеть эффективными педагогическими технологиями, в том числе и информационными. В настоящее время педагогами успешно осваиваются и используются электронные образовательные ресурсы в работе с детьми. Под электронными образовательными ресурсами будем понимать образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [1]. В качестве обучающей системы, в электронные образовательные ресурсы могут входить компьютерные дидактические игры. Компьютерные дидактические игры – это вид электронного образовательного ресурса, предназначенный для детей, функционирующий на базе информационно-коммуникационных технологий, представляющий из себя цепочку заданий, построенных на основе развивающего обучения. Компьютерные дидактические игры не заменяют, а дополняют традиционные формы игр и занятий, являются естественным путем приобщения обучающихся к новым информационным технологиям [6]. Практика применение таких игр показывает, что они являются эффективным средством обучения, т. к. обладают рядом положительных сторон [3]:
 возможности звука, движения, цвета в играх вызывают интерес и помогают передать информацию в доступной, понятной и привлекательной форме ребенку;
 новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения;
 практическая манипуляция способствует процессу познания и запоминания, увеличению уровня познавательных возможностей;
 возможность реализации индивидуального обучения;
 развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских способностей, талантов, приобретение знаний, умений и навыков.

В настоящее время спектр компьютерных дидактических игр для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не отвечают программным задачам, отраженным в образовательных программах дошкольного образования, поэтому они могут использоваться лишь частично, в интегрированной деятельности, либо с целью развития психических процессов: мышления, памяти, внимания и воображения.

Компьютерные дидактические игры можно разделить на 3 группы [6]:
Обучающие. Направленны непосредственно на обучение детей: ознакомление с буквами, развитие навыков чтения, формирование элементарных математических представлений и т.п.
Развивающие. Способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают детей к активности, инициативе и самостоятельной творческой деятельности.

Диагностические. Выявляют уровень развития детей.

Все представленные виды компьютерных игр обладают теми же характеристиками, что и привычные для любого воспитателя дидактические, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры. Категория обучающих программ сопоставима с дидактическими и сюжетно-дидактическими играми. В них так же присутствует обучающие, развивающие и воспитательные задачи, игровые действия и наличие правил [6].

В целях сохранения здоровья детей при использовании информационных технологий в обучении в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ даны следующие указания. «Организованную образовательную деятельность (ООД) с использованием компьютеров для детей пяти — семи лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг». Непрерывная продолжительность работы за компьютером с развивающими играми для детей пяти лет не должна превышать 10 минут, а для детей шести лет — 15 минут. Для часто болеющих детей время работы за компьютером после выздоровления в течение двух недель уменьшено: пятилетним до 7 минут, шестилетним до 10 минут. После работы за компьютером с детьми необходимо проводить гимнастику для глаз [8]. Также в СанПиН прописаны рекомендации для снижения утомляемости детей в процессе осуществления ООД с использованием компьютерной техники.

Формирование методических рекомендаций по использованию компьютерных дидактических игр является одним из условий при их разработке. Также к самим компьютерным играм для детей дошкольного возраста выдвигается ряд требований:
 интуитивно-понятный интерфейс, например в виде мультиплицированного меню;
 крупные обобщенные изображения на экране, без мелких отвлекающих деталей, отсутствие текстовой информации;
 умеренный темп движений и преобразований на экране, игровые задания должны регулироваться самим ребенком;
 звуковое сопровождение игры;
 наличие интуитивно понятных приемов оценки правильности ответов;
 соответствие возрастным особенностям и санитарно-гигиенических нормам.

Среди компьютерных игр по развитию математических представлений для дошкольников наиболее популярны: «Остров Арифметики», «Баба Яга учится считать», «Лунтик. Математика для малышей», «Ищем парные картинки», «Математическое домино», «Лабиринт» [2, 4]. Электронное издание «1С: Школа. Дошкольное образование, 6-7 лет», авторами которого являются Ю.А. Бревнова, С.С. Хапаева, М.С. Филатьева, содержит более 470 интерактивных заданий и тренажеров разного типа [11, 12]. В комплект вместе с электронным изданием входит книга методических рекомендаций по организации работы дошкольников с электронными образовательными ресурсами.

Онлайн-игры, в которые можно играть в браузере, называются флэш-игры. Чаще всего это бесплатные игры в интернете. Кроме того для этих игр не требуется мощная конфигурация компьютерной системы, так как флэш-игры обычно просты и не привередливы к вычислительным ресурсам, а также отсутствует необходимость в регистрации для прохождения игры. Флэш-игры с математическим содержанием для дошкольников можно найти, например, [2, 4] на сайтах.

Анализ литературы, опыт воспитателей показывают, что при выборе компьютерных дидактических игр необходимо соблюдать все требования к их оформлению, содержанию, применению и к организации интегрированной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, тогда у ребенка можно успешно формировать элементарные математические представления и развивать познавательные процессы.


Список литературы

  1. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Национальный стандарт Российской Федерации». Дата введения 2011-01-01 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196. (Дата обращения: 23.04.2016).
  2. Играемся — детские развивающие онлайн-игры. URL: http://www.igraemsa.ru/. (Дата обращения: 26.04.2021).
  3. Васенина С.И. Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — М., 2018. — №20.- С. 8-10.
  4. Логозаврия. Умные игры для умных детей, родителей, учителей. URL: http://www.logozavr.ru/. (Дата обращения: 26.04.2021).
  5. Новикова В.П. Математика в детском саду / В.П. Новикова. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. -112 с.
  6. Жуйкова Т.П. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — Челябинск: Два комсомольца, 2019. — С. 47-50.
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменения N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». URL: http://rg.ru/2011/07/07/sanpin-site-dok.html.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384). URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155.pdf
  9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н). URL: http://base.garant.ru/70535556/#block_1…000.
  10. Хапаева С.С., Бревнова Ю.А., Филатьева М.С. Методические рекомендации к электронному изданию «1С:Школа. Дошкольное образование, 6–7 лет». М.: 1С- Паблишинг, 2014.
  11. Хапаева С.С., Филатьева М.С. Использование ЭОР при организации развивающей деятельности дошкольников // Информатика и образование. – 2015 . – № 3 . – С. 39-43.