УДК 371

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№31,

Педагогические науки

Люя Татьяна Андреевна


Научный руководитель: Федорова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и методики начального образования ИНПО ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова».


Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; ЭКОЛОГИЯ: ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES; FORMATION OF ENVIRONMENTAL COMPETENCE; PRIMARY SCHOOL STUDENTS; ECOLOGY.


Аннотация: Одной из задач, стоящих перед современной образовательной системой, является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной к осознанному и ответственному выбору в различных жизненных ситуациях. Для этого необходимо владение, в том числе, и экологической компетентностью.
Исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы пришли к выводу, о том, что необходимо подобрать программу внеурочной деятельности, с помощью которой можно повысить уровень экологической компетенции учащихся. Подобрав и апробировав программу экскурсионной внеурочной деятельности, мы провели формирующий этап. Результат показал положительную динамику в формировании экологической компетенции младших школьников.

Одной из задач, стоящих перед современной образовательной системой, является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной к осознанному и ответственному выбору в различных жизненных ситуациях. Для этого необходимо владение, в том числе, и экологической компетентностью.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения этот показатель находится на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического образования подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической грамотности как качества личности, в части общей культуры человека.

В общей системе формирования экологической компетентности огромная роль принадлежит начальной школе, дающей учащимся первичные знания о природе и экологии. Вместе с тем, как показывает практика, возможности внеурочной деятельности для развития и формирования экологической компетентности младших школьников используются недостаточно.

Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени вопросы, касающиеся таких понятий, как «компетенция», «компетентность», а также вопросы экологической грамотности в обучении и воспитании находятся в центре внимания многих исследователей и имеют немало разночтений.

Можно констатировать, что терминологические понятия «компетенция» и «компетентность» в научных источниках часто употребляются как взаимозаменяемые. Однако при всей их схожести обосновывается и наличие определенных различий между ними.

Кроме того, нет и единого подхода к классификации компетенций и компетентностей. Разные авторы выделяют большое разнообразие их видов. При этом, несмотря на обилие педагогической литературы по вопросам ключевых компетенций школьников, понятие экологической компетенции среди них практически не упоминается.

По мнению А. Н. Захлебного и Е. Н. Дзятковской, экологическая компетенция школьников представляет собой не столько результат предметного обучения, сколько интегрированный общекультурный показатель, результат многосторонней учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Нами был проведен анализ периодической печати: журналов «Биология
в школе», «Вестник образования», «Директор школы», «Естествознание в школе», «Завуч», «Народное образование», «Педагогика», «Первое сентября», «Профильная школа», «Стандарты и мониторинг в образовании», «Школьные технологии» за последние 10 лет. Всего нами было проанализировано более 30 статей. Все статьи в основном освещают вопросы определения самого понятия «компетенция», его содержания, и задач по формированию ключевых компетенций в системе среднего образования.

Важным направлением развития ключевых компетенций, по мнению ряда авторов, является использование в учебно-воспитательном процессе новых педагогических технологий. При этом авторы отмечают что компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения.

К сожалению, публикаций, посвященных формированию и развитию у учащихся общеобразовательной школы экологической компетенции, нам не встретилось. Исключением является статья Г. С. Петрищевой «Возможности учебника биологии для формирования экологической компетенции», опубликованной в журнале «Экологическое образование». В статье рассматривается содержание экологической компетенции, определено её место в иерархической системе компетенций; анализируются возможности текстовых и внетекстовых компонентов школьного учебника биологии для формирования экологической компетенции. Так, по мнению автора статьи, в состав экологической компетенции включают не только знания об экологических факторах, экосистемах и экологических проблемах, освоенные способы деятельности, но и опыт осуществления деятельности, позитивное отношение к ней, личностные качества, которые соответствуют эффективному решению экологических проблем.

Проведенный анализ литературы и периодической печати показал, что в целом проблема формирования ключевых компетенций учащихся в теории и практике современной школы рассмотрена достаточно хорошо. Но методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие экологической компетенции учащихся, практически отсутствуют.

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования важной и неотъемлемой частью процесса образования детей младшего школьного возраста является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и др.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить педагогические условия формирования экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.

Мы предположили, что формирование экологической компетентности у младших школьников во внеурочной деятельности будет более эффективным, если использовать специально разработанную программу экскурсионной внеурочной деятельности в процессе обучения младших школьников.

В исследовании принимали участие ученики 3-го класса в количестве 23 человек.

С целью выявления уровня экологической грамотности младших школьников был организован констатирующий этап педагогического эксперимента. Для диагностики уровня экологической грамотности младших
школьников были использованы следующие методики:
− анкета для выявления уровня сформированности экологических знаний и культуры учащихся была использована (Л.В. Моисеева);
− диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру (Н.С. Жестова).

В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено 2 учащихся с высоким уровнем сформированности экологической культуры; со средним уровнем было выявлено 9 учащихся; с низким уровнем – 12 учащихся.

Высокий уровень сформированности умений, «отношений» и желаний к окружающему миру продемонстрировал всего 1 ученик; средний уровень — 10 учащихся; низкий уровень – 12 учащихся. Результаты констатирующего этапа позволили седлать вывод о том, что экологическая грамотность у большинства учащихся вторых классов, участвовавших в эксперименте, находится на низком уровне.

Для того чтобы устранить противоречие между значимостью проблемы
и ее недостаточной разработанностью в теории и практике был организован формирующий этап опытно-экспериментальной работы. Нами была разработана и реализована программа экскурсионной внеурочной деятельности.

В процессе экскурсий мы старались обращать внимание детей на детали, которые часто остаются незамеченными ими. Для закрепления правил поведения в природе мы использовали проблемные ситуации. Детям предлагалось рассказать о том, как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо; когда встретишь красиво цветущее растение и т.п. После каждой экскурсии мы проводили занятия, которые позволяли сохранить детям эмоциональный настрой, полученный во время экскурсии, помогали создать им единую картину, включающую в себя не только знания о сезонных изменениях в природе, но и звуках, красках и запахах природы.

В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено 11 учащихся с высоким уровнем сформированности экологической культуры; со средним уровнем было выявлено 9 учащихся; с низким уровнем – 3 учащихся. Таким образом, по результатам контрольного исследования наблюдается положительная динамика: количество учащихся с высоким уровнем сформированности экологической компетенции возросло до 47,8%. И хотя количество учащихся со средним уровнем по-прежнему составило 39,1%, количество учащихся с низким уровнем сформированности экологической компетенции сократилось до 13,1%.

Следовательно, используемая в работе по формированию экологической компетенции программа экскурсионной внеурочной деятельности, включающая разнообразные приемы и методы, которые позволяют сделать занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для младших школьников, оказалась эффективной.


Список литературы

  1. Дзятковская, Е. Н. Культурологический подход к общему экологическому образованию / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный // Педагогика. –2009. – № 9. – С. 35–44.
  2. Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников // Министерство образования Российской федерации: УГПИ. Науч. пед. центр «Уникум.» – Екатеринбург, 2018. – 148 с.
  3. Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся / Н.С. Жестова // Начальная школа. – 1989. – № 10-11. – С.78-81.