ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ

№6,

Юридические науки

Бобров Станислав Сергеевич


Ключевые слова: ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ; ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО; ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПРАВООБЛАДАТЕЛЮ; THE CONTRACT OF COMMERCIAL CONCESSION; INTELLECTUAL ACTIVITY; MEANS OF INDIVIDUALIZATION; EXCLUSIVE RIGHT; REMUNERATION TO THE RIGHTHOLDER.


Аннотация: В статье рассмотрены основные положения Гражданского кодекса Российской федерации о договоре коммерческой концессии. Автор анализирует понятие и признаки указанного договора, его содержание и делает вывод о том, что рассматриваемый договор является основанием возникновения у пользователя права использования имущественных (исключительных) прав на комплекс объектов интеллектуальной деятельности.

Согласно ГК РФ, договор коммерческой концессии представляет собой соглашение, при заключении которого одна сторона обязуется передать другой стороне за вознаграждение на срок или без указания такового право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав.

Договор коммерческой концессии является двусторонним; с одной стороны, он представлен в виде, с другой – пользователем, причем обеими сторонами могут быть юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели.

Данный договор может быть только возмездным, так как законодатель предусматривает обязательную выплату пользователем вознаграждения правообладателю.

Рассматриваемый договор является консенсуальным, что следует из самого его содержания: правообладатель обязан передать пользователю определенную документацию и информацию, которая необходима пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по данному договору. Следовательно, договор франчайзинга вступает в силу в момент достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям.

Как и в любом гражданско-правовом договоре, в содержании договора коммерческой концессии должны быть предусмотрены существенные условия, согласование которых означает его заключенность, а именно:
1) предмет договора;
2) вознаграждение правообладателя.

Предметом данного договора является передаваемый правообладателем пользователю комплекс исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие объекты исключительных прав, предусмотренных договором. Как следует из п. 1 ст. 1027 ГК РФ [2], как правило, предметом договора выступает комплекс прав на объекты промышленной собственности, что обусловлено спецификой договора и целями его заключения (использование соответствующих объектов в предпринимательской деятельности).

Вознаграждение правообладателя также является существенным условием договора коммерческой концессии. Вознаграждение может выплачиваться в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров или в иной форме, предусмотренной договором. Общие правила определения цены, если цена не согласована в самом договоре, установленные в ст. 424 ГК РФ [1], применяться не могут, что вполне объяснимо: каждый объект интеллектуальной собственности носит уникальный характер, и определить среднюю рыночную цену на него будет достаточно затруднительно.

Следует также помнить, что в силу прямого указания п. 4 ст. 1027 ГК РФ, к договору коммерческой концессии, если это не противоречит его правовой природе, применяются правила о лицензионном договоре. Соответственно, можно говорить о третьем существенном условии анализируемого договора – способах и пределах использования передаваемых прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

Кроме того, договором должен быть предусмотрен перечень обязанностей, которые возлагаются на правообладателя:
1) обеспечить государственную регистрацию предоставления права пользования исключительными правами;
2) оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие (реализация данной обязанности рассматривается как элемент предмета договора);
3) осуществлять контроль качества товаров, которые производит пользователь согласно договору коммерческой концессии.

В свою очередь, пользователь также имеет ряд обязанностей, а именно:
1) использовать коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания согласно договору;
2) обеспечивать надлежащее качество производимых им работ и услуг;
3) соблюдать инструкции и указания, даваемые правообладателем, которые направлены на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования передаваемых исключительных прав;
4) не разглашать секреты производства правообладателя и иную коммерческую информацию, полученную от него.

Содержание указанных обязанностей свидетельствует о взаимном характере договора коммерческой концессии, поскольку у обеих сторон есть права и обязанности, корреспондирующие друг другу.

Следует отметить, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей на стороны могут быть наложены меры гражданско-правовой ответственности. Глава ГК РФ, посвященная коммерческой концессии, напрямую не называет специальных мер ответственности правообладателя и пользователя, что свидетельствует о возможности применения возмещения убытков и компенсации морального вреда – в зависимости от того, нарушены имущественные или личные неимущественные права сторон.

Договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме. Если письменная форма не была соблюдена, то договор признается недействительным и будет считаться ничтожным. Кроме того, предоставление права пользования исключительными правами подлежит государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) [3]. Если сторонами не соблюдены правила о государственной регистрации договора, предоставление прав считается несостоявшимся.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что договор коммерческой концессии является основанием возникновения права пользования исключительным правом на объекты интеллектуальной собственности, образующих комплекс, передаваемый по договору. Личные неимущественные права по такому договору передаваться не могут, поскольку они вообще не подлежат отчуждению и передаче другим лицам, а могут принадлежать исключительно автору интеллектуального объекта.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 13 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г. введ. Федер. законом Рос. Федерации от 21 окт. 1994 г. № 52-ФЗ: в ред. Федер. закона от 07 фев. 2017 г. № 12-ФЗ // Рос.газ. – 1994. — 08 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 2017. — 07 фев.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 1995 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации от 26 янв. 1996 г. № 15-ФЗ: в ред. Федер. закона от 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — 29 янв.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 2016. — 23 мая.
  3. О Федеральной службе по интеллектуальной собственности: Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 218; в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2016 г. № 616 // Рос.газ. – 2012. – 30 мар.; Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2016. – 28, ст. 4741.