УДК 342.9

ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА КАК СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

№31,

Юридические науки

Снитько Оксана Григорьевна


Ключевые слова: СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ; ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ; ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА; ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ; SPECIAL SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; FOREIGN CITIZENS; STATELESS PERSONS; TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION; ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME.


Аннотация:Статья посвящена детальному анализу иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административной ответственности. Выявлена особенность их правового статуса. Сделаны общие выводы.

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают специальной деликтоспособностью, что обусловлено тем, что ряд административных правонарушений могут быть совершены только данной категорией лиц. Здесь мы вплотную подошли к важному в практическом и теоретическом плане вопросу о специальном субъекте административной ответственности, который неразрывно связан с их правовым статусом.

Особенностью правового статуса иностранных граждан и апатридов является то, что этот статус урегулирован как нормами международного, так и нормами национального права. Кроме того, правовое положение указанной категории лиц определяется наличием специфического правового режима, предоставляемого страной пребывания.

В административном праве принято выделять национальный режим, режимы наибольшего благоприятствования и взаимности.

Б.В. Россинский, к примеру, полагает, что «к иностранцам применяются два вида режимов – национальный и специальный, причём оба взаимозависимы и не исключают один другого» [4, с. 312].

Если иностранный гражданин или лицо без гражданство не исполняет предусмотренные российским законодательством обязанности, то он может быть привлечён к административной ответственности.

По общему правилу, сформулированному в статье 2.6 КоАП РФ, «Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях» [1].

Исключение составляет вопрос об административной ответственности иностранных граждан, которые пользуются иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации в силу федерального законодательства и международного права.

К.О. Щепановский отмечает, что «иностранные граждане, находясь на территории нашего государства, позитивной ответственности не подлежат, а могут нести только ретроспективную, т.е. юридическую ответственность, одним из видов которой является административная» [7, с. 199].

Между тем административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не обладают экстерриториальным иммунитетом, имеет определённые особенности, отличающие её от административной ответственности российских граждан. Указанные лица подлежат ответственности за нарушение специальных правил, которые на граждан России не распространяются, к этой категории лиц могут быть применены и специальные меры административного принуждения в виду нарушения установленных требований.

В теории административного права в этой связи принято дихотомическое деление субъекта административно-деликтных отношений на общий и специальный.

Первому соответствуют лица, по отношению к которым ограничений в применении наказаний не предусмотрено. Это вменяемые граждане, достигшие 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения.

К специальным субъектам относятся лица, которые наряду с признаками общего субъекта обладают дополнительными. В виду того, что иностранные граждане и лица без гражданства могут совершать административные правонарушения как те, что и российские граждане, так и правонарушения, за которые подлежат административной ответственности только рассматриваемая категория лиц, их относят к специальным субъектам ответственности.

При этом следует признать верной точку зрения, согласно которой «иностранные граждане и лица без гражданства являются общим субъектом при совершении правонарушений, за которые к административной ответственности могут быть привечены и граждане Российской Федерации (нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности и т.д.)» [6, с. 133].

Эта позиция подтверждается содержанием статьи 2.6 КоАП РФ, в котором содержится правила о том, что иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами.

На иностранных граждан и апатридов распространяет свое действие большая часть норм Особенной части КоАП РФ, с некоторыми изъятиями (нарушение правил воинского учёта и т.п.). Это обусловлено определёнными ограничениями в правовом статусе иностранных граждан, предусмотренными в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [3], которые касаются в частности запрета на пребывания указанной категории лиц на государственной службе и др.

Из правила о том, что иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ, имеются и исключения. Речь идёт о дипломатическом и иных видах иммунитета, которые предусмотрены в том числе международными договорами нашего государства с другими странами.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящих на службе в консульствах и посольствах, имеет особый характер. Так называемый служебный иммунитет предполагает, что лицо освобождается от административной ответственности в государстве пребывания исключительно в отношении тех своих действий, которые совершены при исполнении служебных обязанностей. В остальных случаях, указанный субъект может быть привлечён к ответственности «на основании постановлений судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений».

Понятие «действия, совершаемые при выполнении консульских функций» зависит от сложившейся традиции и правоприменительного усмотрения Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, пользующиеся иммунитетом, не подлежат административной ответственности на территории нашего государства. Вместе с тем к ним допустимо применение мер административного пресечения, которые состоят в принудительном прекращении противоправных действий, посягающих на права и свободы граждан, личную безопасность, интересы государства.

Прочие иностранные граждане и лица без гражданства обладают тем же правовым статусом, что и российские граждане, приобретая статус специального субъекта в тех случаях, когда законодательством определено, что за совершение того или иного административного правонарушения к ответственности может быть привлечён только иностранный гражданин или апатрид [5, с. 524].

Отметим, что специальным субъектом административной ответственности указанная категория лиц может быть в случае наличия у них наряду с общими признаками, которые мы ранее рассматривали (возраст и вменяемость) ещё и специального признака – отсутствие гражданства Российской Федерации (в тех ситуациях, когда законодательно данный признак включён в качестве конструктивного в состав административного проступка).

Специальные административные правонарушения, которые могут быть совершены исключительно иностранными гражданами и лицами без гражданства, и, соответственно, не могут быть совершены гражданами РФ, представлены следующими нормами: нарушение иммиграционных правил; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации.

Нарушение иммиграционных правил предполагает именно несоблюдение требований специального законодательства. Так, пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривается, что «иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо пограничного органа федеральной службы безопасности проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации». Аналогичное требование содержится в статье 25.9 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [2], согласно которому «иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации».

В случае нарушения данных норм иностранный гражданин в качестве специального субъекта подлежит ответственности по статье 18.11 КоАП РФ.

Статьей 18.8 КоАП РФ вводится ответственность за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания на территории Российской Федерации.

Так в силу положений статьи 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривается, что «лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы временно проживающего лица, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство.

Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство» [7, с. 203].

Режим пребывания иностранных граждан, установленный в статье 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, определяет: «срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона [5, с. 525].

В силу положений статьи 18.8 КоАП РФ иностранные граждане и лица без гражданства, выступая в качестве специального субъекта, несут ответственность в случае:
— нарушения правил миграционного учёта;
— нарушения правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
— нарушения правил транзитного проезда через территорию РФ;
— неисполнения обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
— если заявленная цель въезда иностранного гражданина в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что иностранные граждане и лица без гражданства, сохраняя в силу положений действующего законодательства общий правовой статус, в отдельных случаях при совершении административных правонарушений приобретают признаки специального субъекта административной ответственности.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 15 (Часть I). Ст. 2035.
  2. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (последняя редакция) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 9. Ст. 1285.
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (последняя редакция) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1 (Часть I). Ст. 77.
  4. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 е изд., пересмотр. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 576 с.
  5. Машарова А.Д. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 524-525.
  6. Чилачава Э.О. Административно-правовое регулирование въезда в РФ и выезда с территории РФ // Актуальные проблемы современного законодательства: Мат-лы IV всеросс. межвуз. научно-практ. конф. — М., 2016. — С. 133 — 136.
  7. Щепановский К.О. Понятие «иностранный гражданин» в международном и национальном праве // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 199-203.