УДК 342.9

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНИН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

№31,

Юридические науки

Снитько Оксана Григорьевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ; ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА; СФЕРА МИГРАЦИИ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАРУШЕНИЕ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; FOREIGN CITIZENS; STATELESS PERSONS; SCOPE OF MIGRATION; ADMINISTRATIVE VIOLATION; ENSURING THE REGIME OF STAY.


Аннотация:В данной статье комплексно исследованы вопросы ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений в сфере миграции. Сделаны общие выводы о проблемах привлечения к административной ответственности.

Статьей 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ» [2] предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию России с нарушением установленных правил, либо уклоняющиеся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию России, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, ответственность за совершение административных правонарушений в сфере миграции установлена в главе 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. «Большую долю во всей массе административных правонарушений, связанных с миграцией, занимают правонарушения в сфере въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также нарушения режима Государственной границы Российской Федерации указанными лицами».

Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином (лицом без гражданства) правил въезда в Российскую Федерацию, транзитного проезда через территорию РФ предусмотрена ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ [1]. При этом санкцией данной нормы предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Необходимо отметить, что выдворение за пределы Российской Федерации является одним из самых негативных последствий для иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших российское законодательство, регулирующее въезд в РФ и выезд с территории России. В то же время, как представляется, указанная мера административной ответственности соразмерна предусмотренным ч. 1. 18.8 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения правонарушений.

«Выдворение за пределы Российской Федерации ограничивает возможность прибытия таких лиц на территорию России, обеспечивая тем самым стабильность и правопорядок в стране». Исследователями выделяются такие формы административного выдворения, как самостоятельный контролируемый выезд, а также принудительный контролируемый выезд с территории России [4, с. 165].

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции — Министерство внутренних дел РФ, контролирует исполнение иностранцем постановления о его административном выдворении из России в виде контролируемого самостоятельного выезда из России.

Вступившее в силу решение суда о принудительном административном выдворении из РФ исполняется:
— пограничными органами – в случаях совершения административных проступков, которые предусмотрены ч.2 ст.18.1 КоАП РФ;
— Федеральной службой судебных приставов — в случаях назначения судьей такого административного наказания, как административное выдворение из России, в виде принудительного выдворения.

Если судом принимается решение о применении административного выдворения за пределы РФ в порядке принуждения, с помещением лица в специальное (предусмотренное законом) учреждение, сотрудниками полиции, возбудившими дело, все материалы передаются в Федеральную службу судебных приставов, с составлением соответствующего акта. Судебными приставами выдворяемые лица препровождаются в такое специализированное учреждение, а также осуществляется покупка билетов [7, с. 263].

Административное выдворение производится за счёт средств выдворяемого, а при неимении таковых — за счёт пригласившей его организации, диппредставительства либо консульского учреждения зарубежного государства, гражданством которого обладает выдворяемое лицо; международной организации или её представительства, иного лица. Если же приглашающая сторона не будет установлена, расходы по выдворению ложатся на Российскую Федерацию.

Часть 2 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает ответственность для иностранных граждан за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Россию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий.

Анализ судебной практики показывает, что несоответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию может быть выражено в:
— фактическом осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, как цели въезда в РФ;
— в указании «цели визита», как «частной», при последующей подаче заявления о продлении срока временного пребывания в связи с заключением трудового договора;
— в указании «цели визита», как «коммерческой», при фактическом осуществлении трудовой деятельности;
— в указании «цели визита», как «туристической» (въезд по туристической визе), при последующем осуществлении трудовой деятельности;
— в указании «цели визита» — «транзит», при фактическом нахождении на территории РФ с частным визитом [6, с. 30].

Чаще всего привлекаются к ответственности по ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ иностранные граждане, указывающие цель въезда как «частную», на самом деле въезжающие в Россию для осуществления трудовой деятельности.

Часть 2 статьи 18.1 КоАП РФ предусматривает ответственность для иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил пересечения Государственной границы РФ либо нарушение порядка следования иностранными гражданами от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу России и в обратном направлении.

По мнению некоторых авторов, наиболее распространённым нарушением правил пересечения Государственной границы России иностранными гражданами и лицами без гражданства является пересечение Государственной границы РФ в пешем порядке в обход установленного пункта пропуска [8, с. 31].

Вторым по распространённости нарушением является попытка пересечь Государственную границу РФ по документу, не принадлежащему иностранному гражданину (лицу без гражданства).

Нередки случаи, когда не – граждане РФ пересекают Государственную границу России на крыше пассажирского вагона электропоезда или в вагоне поезда, укрывшись от прохождения пограничного контроля. Также встречаются случаи, когда такие лица выходят из автотранспортного средства перед кабиной паспортного контроля и пересекает пешком линию кабин, уклонившись от пограничного контроля. Затем совершается попытка выехать с территории пункта пропуска в сторону РФ, в качестве пассажира транспортного средства, уже прошедшего контроль.

Часть 2 ст. 18.1 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового [5, с. 79].

На сегодняшний день в виду увеличения интеграционных процессов в международных отношениях наблюдается большой приток иностранцев в РФ, многие из которых не готовы соблюдать отечественное законодательство, поэтому применение административного выдворения имеет важное значение для национальной безопасности.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 15 (Часть I). Ст. 2035.
  2. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (последняя редакция) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 9. Ст. 1285.
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (последняя редакция) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1 (Часть I). Ст. 77.
  4. Кулагин А.С. Юридическая ответственность за нелегальную иммиграцию в Российской Федерации // Вестник университета. 2014. № 16. С. 165.
  5. Морозов Ю.В. Привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2016. № 5 (55). С. 79.
  6. Бондарь Е.О., Брунер Р.А. Практика применения в отношении иностранных граждан меры административного воздействия в виде депортации или административного выдворения за пределы Российской Федерации // Современное право. 2015. № 10. С. 30.
  7. Никитас И.В., Юдина Е.Л. Правовое регулирование административного выдворения на примере деятельности ФССП России // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. статей IX Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2017. С. 263.
  8. Урда М.Н. Проблемы применения нормы, устанавливающей ответственность за незаконное пересечение Государственной границы // Уголовная юстиция. 2017. № 9. С. 31.