УДК 342.9

РОЛЬ И ПОЛНОМОЧИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ В ОБЛАСТИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

№31,

Юридические науки

Шаравская Ирина Сергеевна


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН; ТРУД; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ПОЛНОМОЧИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ; СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; SOCIAL PROTECTION OF CITIZENS; LABOR; PUBLIC ADMINISTRATION; POWERS OF REGIONAL BODIES; SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT; LEGAL REGULATION.


Аннотация:В статье детально анализируются роль и полномочия региональных органов государственной власти в управлении в области труда и социальной защиты граждан по материалам государственных органов Республики Крым. Сделаны общие выводы по имеющимся проблематикам, разработаны пути их решения.

Органы общей компетенции играют огромную роль в организации социального обеспечения. Так, Глава Республики и Совет министров Республики Крым утверждают программы социальной поддержки граждан Республики Крым, одной из которых на сегодняшний день является «Социальная поддержка граждан Республики Крым».

Целью программы является:
— повышение уровня и качества жизни населения Республики Крым;
— повышение доступности и качества социального обслуживания населения;
— создание комплекса мер для приведения материально-технического состояния учреждений социальной сферы в Республике Крым в соответствие нормативным требованиям безопасности, санитарным и противопожарным нормативам, создание необходимой инженерной инфраструктуры учреждений социальной сферы в Республике Крым;
— развитие профессионального потенциала гражданских служащих Республики Крым, повышение социального престижа государственной гражданской службы Республики Крым [8, с. 18].

Глава Республики Крым в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Республики Крым. Глава Республики Крым в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Крым определяет основные направления развития Республики Крым. Глава Республики Крым представляет Республику Крым в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом он вправе подписывать договоры от имени Республики Крым.

Совет министров обеспечивает выполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законов и иных нормативных правых актов Республики Крым на территории Республики Крым.

Исключительно на заседаниях Совета министров рассматриваются следующие вопросы:
1) проекты социально-экономического развития Республики Крым, проекты программ Республики Крым;
2) проект бюджета Республики Крым, проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Крым и отчеты об их исполнении за истекший финансовый год;
3) вопросы предоставления государственной поддержки за счет средств бюджета Республики Крым на безвозмездной основе и приобретения Республикой Крым акций в суммах, превышающих установленный Советом министров объем расходов утвержденного бюджета;
4) вопросы, связанные с управлением и распоряжением собственностью Республики Крым;
5) о внесении проектов законов Республики Крым в Государственный Совет Республики Крым – Парламент Республики Крым, предусматривающих расходование бюджетных средств;
6) ежегодные отчеты Совета министров о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Советом Республики Крым – Парламентом Республики Крым;
7) целевые показатели эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым;
8) об объемах выпуска государственных ценных бумаг;
9) об установлении порядка создания и обеспечения деятельности территориальных органов исполнительных органов государственной власти Республики Крым;
10) принимаются решения по вопросам заключения в соответствии с федеральным законом соглашений с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части своих полномочий;
11) об утверждении Регламента Совета министров;
12) об утверждении Положения об Аппарате Совета министров;
13) рассматриваются вопросы, определенные Главой Республики Крым [4, с. 45].

Совет министров на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение. В том числе постановления, касающиеся вопросов социального обеспечения на территории Республики Крым.

Государственный Совет Республики Крым — Парламент Республики Крым также играет значительную роль в организации социального обеспечения в Республике Крым.

В частности, в его компетенции входит:
1) принятие Конституции Республики Крым, внесение в нее изменений;
2) принятие законов по вопросам, относящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Крым к ведению и полномочиям Республики Крым, внесение в них изменений;
3) толкование Конституции Республики Крым, законов Республики Крым;
4) принятие постановлений Государственного Совета и внесение в них изменений;
8) утверждение порядка осуществления стратегического планирования в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2].

В настоящий момент в Республике Крым остается ряд нерешенных проблем, связанных с реализацией социальной поддержки малоимущих жителей республики.

Недостаточная информированность граждан о мерах государственной социальной поддержки со стороны органов социальной защиты. Наличие большого количества законодательных документов ставит вопрос о доступности информации для населения, о возможности изучения ими своих прав, что порождает правовую безграмотность граждан. Несмотря на желание граждан получить актуальную правовую информацию, зачастую, некоторые из них сталкиваются с рядом проблем, связанных с неразвитостью системы информирования, и как следствие, определенная часть населения лишена возможности в полной мере воспользоваться своими правами.

Для того чтобы оказание мер социальной поддержки граждан было максимально эффективным, население должно быть достаточно информировано о законодательной базе в сфере социальной защиты, а также о порядке предоставления социальных услуг и льгот [5, с. 95].

Определенные, значительные шаги в этом уже есть. Так, благодаря принятию Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 1994 [3] с 1 декабря 2020 года граждане Российской Федерации получают актуальную информацию о полагающихся им выплатах, пособиях или льготах в личном кабинете на портале Госуслуг [7].

В Республике Крым по оперативным данным на учете состоят 156 588 получателей адресной помощи.

По состоянию на 01.01.2021 г. на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, из федерального бюджета направлено 2 751,9 млн. рублей для выплаты 26 606 получателям, в том числе 15 178 получателям ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, из бюджета Республики Крым – 2 517,1 млн. рублей для выплаты 54 216 получателям.

Кроме того, начиная с 01.01.2020 г. на предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего или последующего детей до достижения ребенком возраста трех лет 8 513 нуждающимся в поддержке семьям направлено 1 286,7 млн. рублей, из них 1 207,2 млн. рублей из федерального бюджета 79,5 млн. рублей из бюджета Республики Крым.

Как отмечено на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Крым: «Выплата всех видов мер социальной адресной поддержки производится ежемесячно. Задолженности по выплате нет» [5].

Несмотря на то, что задолженностей по выплатам на сегодняшний день нет социальная адресная поддержка так и остается актуальным вопросом по причине дезориентации населения.

В связи с этим, считаем целесообразным дополнить ст. 5.2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О государственной социальной помощи» [1] об обязанностях органов государственного управления в области труда и социальной защиты в обязательном порядке информировать граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах.

Решение указанной проблемы, и внесение разработанного предложения в большей степени позволит улучшить существующую на сегодняшний день систему социальной защиты, что важно не только для такого региона, как Республика Крым, но и в целом для Российской Федерации, учитывая факт распространения короновируса и возникшую в связи с этим серьезную проблематику в сфере государственного управления в области труда и социальной защиты граждан.

Подытожив все вышеуказанные исследования, следует сделать вывод, что уровень социального развития в Российской Федерации и Крыму находится не на достаточно высоком уровне. Однако, постепенно масштабы государственной деятельности в социальной сфере начнут наращиваться и в скором времени можно будет свидетельствовать о начале реализации активного направления социальной политики.


Список литературы

  1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Российская газета. 23.07.1999 г. № 142.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. 03.07.2014 г. № 146.
  3. Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 1994 «Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения» // КонсультантПлюс.
  4. Глеч С.Г., Мельник Я.В., Добронравов А.А. Евтушенко К.А. Анализ деятельности системы социальной защиты населения Крыма // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. 2019. С. 345.
  5. Отчет о деятельности Министерства труда и социальной защиты Республики Крым за 2020 год // Министерство труда и социальной защиты Республики Крым. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mtrud.rk.gov.ru/ru/structure/2509 (дата обращения: 01.05.2021).
  6. Соколова М.С. К вопросу о классификации социальной поддержки как составляющей позитивной коммуникации / М.С. Соколова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. № 7. С. 95.
  7. С 1 декабря россиян начнут уведомлять об их праве на меры соцподдержки // Российская газета. 01.12.2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/12/01/s-1-dekabria-rossiian-nachnut-uvedomliat-ob-ih-prave-na-mery-socpodderzhki.html (дата обращения: 01.05.2021).
  8. Усова О.А., Грищук В.А. Социальная поддержка различных категорий населения в российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы // Общество, экономика, управление. – 2019. – Том 4. № 1. – С. 18-23.