УДК 342.9

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ

№31,

Юридические науки

Шаравская Ирина Сергеевна


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН; СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ; PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF LABOR AND SOCIAL PROTECTION OF CITIZENS; SOCIAL POLICY; CORONAVIRUS INFECTION.


Аннотация: Осуществлено детальное исследование понятия, принципов и особенностей государственного управление в области труда и социальной защиты. Сделан акцент на ухудшение ситуации в условиях распространения короновирусной инфекции. Сделаны выводы о необходимости осуществления эффективного государственного управления в области труда и социальной защиты.

Государственное управление в области труда и социальной защиты граждан исключительно важно не только для экономики страны, но и для сохранения общественной стабильности.

Углубляясь в историю, отметим, что изначально социальная поддержка была нацелена на категорию нетрудоспособных, не имеющих возможности обеспечивать себя самостоятельно. Государство же обеспечивало все необходимое для того, чтобы население было социально защищено, гарантируя в том числе защиту в случае возникновения «социальных рисков» [2, с. 511].

Важным слагаемым социальной защиты является социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Вопрос государственного управления в области труда и социальной защиты граждан стал особо актуален в условиях пандемии 2020 года, которая привела к увеличению числа людей, нуждающихся в помощи, а также к ограничению доступа в социальные учреждения, что радикальным образом изменило способы коммуникации в пользу дистанционных форматов [1; 4, с. 498].

По данным Счетной палаты РФ по сравнению с 2020 годом уровень бедности увеличился на 0,3%, риски дальнейшего роста в связи с ухудшением социально-экономического положения вследствие коронавирусной инфекции и началом влияния ее последствий сохраняются.

При этом организация и непосредственное государственное управление в области труда и социальной защиты граждан было также усложнено тем, что к традиционным получателям социальных услуг и социальной помощи добавились новые категории пострадавших (как физически, так и экономически) в результате пандемии. Сложившаяся ситуация стала вызовом как для бизнеса, так и для исполнительных органов государственной власти, в то же время дала возможность определить слабые места и потенциальные зоны роста в отношении системы управления в целом, каналов взаимодействия с потребителями социальных услуг в частности [3].

Изменения внутри системы социальной защиты населения уже происходят. Одной из причин преобразований стала закрепленная в соответствующем национальном проекте цифровизация экономики, затрагивающая широкий спектр направлений, часть из которых относится к системе социальной защиты населения. Это обусловлено тем, что органы социальной защиты, как наиболее приближенные к конечному потребителю, являются лидерами по количеству услуг, предоставляемых гражданам, и должны быть переведены в электронный вид в первоочередном порядке.

Реализуемое государством управление в области труда и социальной защиты граждан напрямую зависит от характера рыночных превращений и также от темпов. Государственное управление предполагает систему адаптации разных категорий незанятого населения относительно требованиям рынка труда, а также систему социальной защиты безработных и личностей с ограниченной конкурентоспособностью.

Труд и социальная защита как область государственного управления включает в себя три взаимосвязанные группы общественных отношений — отношения в области труда и отношения, связанные с социальной защитой граждан.

Государственное управление в области труда и социальной защиты заключается в реализации социальной политики.

Социальная политика государства — политика, нацеленная на улучшение качества и уровня жизни населения страны, связей между членами рыночной экономики, а также на предотвращение социальных конфликтов на финансовой основе. Между тем, социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей и средств, обеспечивающих конституционные положения в социальной сфере. Поэтому состояние социальной сферы, условия и качество жизни россиян должны служить интегральным показателем эффективности реализации конституционных требований в области социальной политики государства. Ключевое содержание социальной политики — общественное состояние тех или же других частей народа и народа в целом [5, с. 6].

Социальная политика — это политика в области социального обеспечения, а также, система мероприятий, проводимых государством в области социальной сферы.

Реализация социальной защиты граждан как область государственной деятельности включает в себя такие вопросы, как пенсионное обеспечение, обеспечение по государственному социальному страхованию, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, выплату пособий, установление инвалидности, деятельность учреждений социального обслуживания и государственной службы медико-социальной экспертизы, а также ряд других, связанных с социальным обеспечением населения.

Государство должно содействовать улучшению благосостояния граждан. Именно в этом случае общество действительно развивается и проявляет себя в интересах социальной и государственной политики.

Социальная защита является основным аспектом в области социальной современной политики государства. Ведь именно социальная политика в основном и обеспечивает социальную защиту населения страны тем самым предоставляя выплаты пособий семьям, льготы многим группам населения, защита граждан пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями, нетрудоспособных граждан и т.д. Социальная политика важна в каждом государстве, именно такая политика затрагивает жизненно важные проблемы.

Государственное управление реализуется за счет ряда направлений для обеспечения качества жизни граждан. Именно они составляет фактор успешности страны.

Одно из направлений — обеспечение всем трудоспособным благоприятные возможности для предпринимательства и труда. Которое включает в себя либерализацию бизнеса, регулирование трудовых отношений и поддержание высокой занятости населения страны [6, с. 85].

Второе направление — обеспечение определённых социальных гарантий для нетрудоспособных, безработных, а также малоимущих групп людей. Данное направление включает в себя пенсии и пособия, социальные выплаты; перераспределение доходов в обществе; общее бесплатное образование; материнский капитал; медицинская помощь.

Ещё основное направление — налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения финансовых ресурсов в решающей мере находятся в зависимости и материальные обстоятельства жизни людей в обществе, способности заключения задач различных общественных групп. Вложения и их конструкция, степень и дифференциация прибылей, совместный величина и конструкция имеющих место быть каждый год общественных затрат, обстоятельства и габариты общественной поддержке и помощи — эти и другие финансовые характеристики имеют общественный значение и общественное назначение [2. с. 511].

Рассматривая вопрос понятия государственного управления в области труда и социальной защиты граждан невозможно оставить без внимания тот факт, что основной функцией или направлением социальной политики является обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Так, государственное управление в рамках реализации социальной политики включают в себя:
1. организацию оплаты и стимулирования труда;
2. пенсионную систему;
3. социальную сферу (в её составе образование, здравоохранение, спорт, туризм, культура и пр.);
4. социальную защиту населения;
5. охрану труда;
6. систему страхования;
7. рынок труда и т.д.

Основными задачами деятельности государства в сфере защиты трудовых прав граждан являются создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов граждан и государства.

В сферу этой деятельности входят трудовые отношения, а также иные непосредственно связанные с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров.

Как уже было отмечено, существенное влияние на сферу труда и социальной защиты граждан оказала пандемия. В результате чего изменения произошли также и в принципах государственного управления в области труда и социальной защиты граждан.

Примечательно, что в условиях снижения доходов значительной части населения нашей страны, сокращения рабочих мест, потери работы, а также неуклонного роста безработицы и цен на основные группы товаров, особую ценность приобрело само наличие работы. Жизнь в условиях пандемии привела к серьезным изменениям на рынке труда: появились новые профессии, исчезли старые [4, с. 498].

Подводя итоги, отметим, что достижение целей системы социальной защиты населения обеспечивается эффективным построением взаимодействия различных организаций социального обеспечения и обслуживания и выработкой оптимальных алгоритмов их развития. С позиции методологии управленческого процесса система социальной защиты испытывает воздействие внешних факторов, формирующих условия ее существования. В первую очередь, речь идет об инструментах реализации мероприятий по социальной защите населения, которые формируются на основании регулирующего влияния органов государственной власти. Таким образом, наиболее эффективной осуществление социальной политики и ее реализация возможна лишь за счет слаженной работы государственных органов по управлению в области труда и социальной защиты граждан.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 04.07.2020 г. № 144.
  2. Асланова С.Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. 2019. № 9 (89). С. 511-514.
  3. Головина С. Ю. Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) как новый вызов трудовому праву // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 3. С. 3-7.
  4. Дуденцова Ю.С. Анализ эффективности государственной политики в сфере социального обеспечения граждан в Российской Федерации // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 498-500.
  5. Зарубина Е.В. Социальная политика как фактор развития общества // Аграрное образование и наука. 2020. № 3. С. 6.
  6. Свистун Р.А. Сущности и основные направления государственной социальной политики в России // Научные исследования. 2017. Т. 1. № 6 (17). С. 85 — 90.