УДК 37.015.3

ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

№31,

Педагогические науки

Тимофеева Мария Викторовна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель.


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ; ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ЛИЧНОСТЬ; ПРИСПОСОБЛЕНИЕ; ПСИХОЛОГИЯ; ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ; НАУКА; SOCIAL ADAPTATION; PSYCHOLOGICAL ADAPTATION; SOCIAL ENVIRONMENT; ACTIVITY; PERSONALITY; ADAPTATION; PSYCHOLOGY; GOALS AND OBJECTIVES; SCIENCE.


Аннотация: Автором статьи раскрывается определение и понятие адаптации, которое включает в себя определение потребностей личности. Полноценное удовлетворение нужд человека выступает главным критерием результативности процесса адаптации.

Процесс адаптации можно исследовать на разных уровнях: поведение индивида, отношения между субъектами, проявление основных функций психики, механизмы обеспечения деятельности, здоровье, резервы организма. Адаптация рассматривается также с точки зрения перспективного подхода к комплексному изучению личности.


Понятие адаптация изначально возникло в биологии. Можно отметить, что данное определение появляется на стыке наук, оно объединяет в себе разные системы.

В.В. Лукьянова рассматривает адаптацию с точки зрения перспективного подхода к комплексному изучению личности. Общие для науки понятия соединяются воедино, а изучаемые объекты разных наук складываются в целостные построения.

Адаптацию трактуют по-разному. Некоторые определения объясняют данное понятие очень широко, а другие сводят адаптацию к явлениям одного из большинства уровней.

Ряд исследователей (В.В. Семенов, С.С. Петров, К.Л. Леонтьева) определяют адаптацию как особый процесс приспособления наших анализаторов к внешним раздражителям [5, с. 100].

В зависимости от особенностей изучаемого объекта определению адаптация может придаваться разное значение:
-адаптация как результат приспособления;
-адаптация как достижение определенной задачи и цели;
-адаптация, как показатель баланса между окружающей средой и организмом человека;
-адаптация, как показатель процесса приспособления организма к внешней среде.

Процесс адаптации часто именуют адаптированием, где адаптированность показывает состояние организма в результате успешного выполнения этого процесса.

С.С. Гаврилов рассматривает адаптационный эффект как различие в состоянии организма до и после завершения процесса адаптации.

В разных исследованиях рассматриваются разные аспекты адаптации (социальный, биологический). Поэтому определение адаптации может иметь разный смысл в исследовании.

Социальная адаптация рассматривается как приспособление организма к изменяющимся условиям общественных отношений. Однако в данном определении выпадают основы социальных объединений, в котором активность проявляется как самой личности, так и социальной среды.

В работах В.В. Суханова социальная адаптация рассматривается как процесс объединения свода правил, приспособление к ней (аккомодация) и изменение среды «под себя» (ассимиляция).

Адаптация выступает здесь как двойной процесс, итог активных действий субъекта и общей среды.

С.П. Антонов отмечает, что социальная адаптация содействует тому, что человек усваивает ряд стандартов, которые может применять впоследствии в аналогичных обстоятельствах.

Конечно, общественная среда активна по отношению к личности, а сам человек более пассивен, он исполняет роль приспособления.

Если же в контактах главенствует субъект, то адаптация будет характеризоваться как активная. Также социальную адаптацию рассматривают как процесс приспособления человека к традициям, нормам и требованиям общества, в котором он живет [4, с. 33].

Адаптация может рассматриваться и как процесс приспособления малых и больших групп.

В трудах С.В. Яхнина социальная адаптация рассматривается как процесс приспособления социальных групп, классов, коллективов, семьи, наций, определенных движений к изменяющимся формам жизни общества.

Однако это одновременно можно рассматривать и как процесс преобразования общественной среды в соответствии с потребностями субъектов группы.

Здесь важно разграничить соотношение понятий социализация и социальная адаптация.

Социализация – это усвоение общественного опыта, определенных ценностей, норм, которые позволяют человеку выступать в роли члена социума.

Адаптация выступает здесь одним из этапов социализации человека.

Согласно взглядам В.Б. Жернова адаптация является частью социализации. Также адаптацию в качестве части социализации рассматривает Т.В. Таранов. Для него социальная адаптация – это процесс, включающий в себя вхождение личности в общество. Оно состоит из биологических процессов.

В.В. Богачев рассматривает адаптацию и социализацию как взаимный процесс. Здесь, согласно его учениям, адаптация показывает приспособление человека к предметной деятельности, оно является главным условием социализации и рассматривается как процесс формирования и развития индивида [2, с. 15].

В работах В.М. Изотовой, напротив, делается заключение, что социализация человека обусловлена влиянием общественной среды, которая выступает необходимым условием приспособления личности к социуму и к конкретной группе.

В то же время С.В. Котов отмечает, что социальная адаптация может рассматриваться как отдельный момент социализации. В зависимости от отношений социальная адаптация может выступать гораздо шире социализации.

Рассмотренные нами понятия адаптации, показывают, что разные авторы по-разному рассматривают термин социальной адаптации.

Поэтому можно остановиться на взглядах В.Г. Демидова, который утверждает, что в настоящее время нет четкого понятия социальная адаптация, которая бы отражала все стороны данного процесса.

Вопросы социальной адаптации остаются актуальными в наши дни. Они требуют дальнейшего детального изучения и исследования.

Процесс адаптации можно исследовать на разных уровнях (поведение индивида, отношения между субъектами, проявление основных функций психики, механизмы обеспечения деятельности, здоровье, резервы организма).

Для человека основную роль играет психологическая адаптация, она влияет на процессы, осуществляемые в других уровнях.

Психологическая адаптация – это итог работы, контролируемой человеком системы.

Она обеспечивает деятельность индивида в состоянии текущего покоя. Позволяет ему препятствовать общественным, внешним факторам и активно действовать на них.

Психологическая адаптация — это процесс, включающий в себя множество уровней, на которых регуляция ведется физиологическими и психологическими механизмами.

В психологической адаптации личности выделяют три подсистемы:
-психофизиологический;
-психический;
-социально-психологический.

Задачами психологической адаптации выступает сбережение психологического здоровья индивида и организация положительного взаимодействия с окружением.

Психофизиологическая подсистема направлена на сохранение физического здоровья. Психологическая адаптация предполагает общий подход и параллельную оценку психологического состояния, активности, взаимодействия [5, с. 9].

Успешность психологической адаптации показывает выполнение главных задач деятельности.

И.А. Горелов говорит, что психологическую адаптацию следует изучать во взаимосвязи с затратами. Он определяет психологическую адаптацию как установление баланса индивида и внешней среды в ходе выполнения своей личной деятельности.

Это в комплексе помогает достичь поставленных целей, задач, одновременно сохраняя психологическое и физическое здоровье и обеспечивая соотношение действий индивида с нормами социальной среды.

В понятие адаптация часто включают и определение потребностей. Полноценное удовлетворение нужд человека выступает главным критерием результативности процесса адаптации [3, с. 19].

Поэтому психологическую адаптацию можно рассматривать как процесс обеспечения баланса интересов личности и социума в ходе выполнения человеком привычной деятельности.

Данный процесс содействует удовлетворению потребностей личности и помогает ему достичь поставленных целей, обеспечивая соответствие действий личности (его поведения требованиям среды).

Психологическая адаптация подразделяется на два процесса:
— установление зависимости физиологических и психологических показателей;
— оптимизация контактов личности с окружающими.

Психологическая адаптация тесно связана на практике с процессами малых форм взаимодействий.

Нарушения механической адаптации возрастает при ссорах в семье, затруднениях в общении с окружающими, а при эффективном взаимодействии данные явления встречаются реже.

С социальной адаптацией тесно связан и процесс анализа окружения. Если при анализе факторов окружения личные качества оцениваются в положительном аспекте, обеспечивается результативная психологическая адаптация, а негативные оценки напротив приводят к ее нарушению [1, с. 111].

Таким образом, делая выводы отметим, что понятие адаптация включают в себя определение потребностей личности. Полноценное удовлетворение нужд человека выступает главным критерием результативности процесса адаптации.

Процесс адаптации можно исследовать на разных уровнях: поведение индивида, отношения между субъектами, проявление основных функций психики, механизмы обеспечения деятельности, здоровье, резервы организма.


Список литературы

  1. Исаева, А.М. Игры по развитию взаимоотношений детей младшего школьного возраста / А.М. Исаева. – Астрахань: Изд-во Вече, 2018. – 163 с.
  2. Латыпова, В.Н. Виды творческих игр и тренингов в образовании и воспитании детей младшего школьного возраста / В.Н. Латыпова. – Рязань: Изд-во Русское слово, 2019. – 56 с.
  3. Михалкова, С.А. Методики исследования уровня развития самооценки детей 7-11 лет / С.А. Михалкова. – Казань: Изд-во СПб., 2018. – 183 с.
  4. Ожегов, Р. Основные этапы развития и становления знаний о взаимоотношениях со сверстниками у школьников / Р. Ожегов // Детская психология. – 2018. — №10. – С. 33.
  5. Поварова, О.М. Основы социологии / О.М. Поварова. – Томск: Изд-во Педагогика, 2019. – 188с.