УДК 37

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№31,

Педагогические науки

Коловская Альбина Рашитовна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПРИРОДА; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ENVIRONMENTAL EDUCATION; ENVIRONMENTAL EDUCATION; NATURE; PRESCHOOL AGE; COGNITIVE ATTITUDE.


Аннотация: Данная статья посвящена изучению проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста с последующим анализом и вариантами решения. Эта тема особенно актуальна в России в связи с большим ростом загрязнения природы и онкологических заболеваний.

На сегодняшний день главной проблемой всего мира является экологическое состояние нашей планеты. Показатели ухудшения достигли таких высот, что об экологии думает каждая страна. Не учитывая природные катаклизмы, большую часть вреда наносит человек. И чтобы вернуть прежнее состояние экосистемы земли и предотвращать ухудшение, нужно чтобы отношение к природе формировалось с самого раннего возраста.

Значимость экологических проблем породили новое направление в образование – экологическое. Этот вид образования позволяет понять, какая зависимость проходит между человечеством и природой, какие закономерности существуют в природе и почему категорически нельзя их игнорировать.

Предмет исследования – ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края, с целью экологического воспитания.

Объект исследования – процесс развития познавательного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Гипотезой данного исследования является предположение о том, что ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края, как фактор экологического воспитания будет эффективнее при следующих условиях:

  1. Создать различные впечатления, получаемых детьми в процессе знакомства с природой за счёт систематических наблюдений во время прогулок.
  2. Эмпирически исследовать методы и формы знакомства детей с природой родного края, как фактор экологического воспитания в ДОУ в ходе проведение различных мероприятий.
  3. Создать необходимые условия для экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
  4. Проводить целенаправленную и систематическую работу по воспитанию бережного отношения детей к природе.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста – это процесс формирования у них осознанно-правильного отношения к различным объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи эмоциональных, интеллектуальных и действенных компонентов. Сочетание этих компонентов составляет нравственную позицию ребёнка, которая проявляется в разных формах его поведения.

В ходе реальной деятельности к природе, дети овладевают умениями создавать для растений и животных условия, близкие к природным. К важному умению можно отнести – умение предвидеть последствия негативных поступков. Данное умение подразумевает, как правильно вести себя в окружающем мире. Именно освоение детьми практических навыков у умений делает отношение к природе родного края не созерцательным, а осознано-действенным.

Развитие отношения к природе тесно связанно с организацией педагогического процесса, который основан на нравственно-положительных переживаний ребёнка в различных жизненных ситуациях: прогулка, экскурсия, занятия и т.д. Воспитатель должен уметь вызывать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой и т.п. Решение экологической проблемы возможно лишь при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять данную деятельно [17].

Воспитание правильного отношения детей к природе, способность бережно относиться к ней, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период. Но при условии, что система работы в детском саду сочетается с влиянием на детей в семье.

В ходе изучения проблемы, было проведены анкетирование родителей и эмпирическое исследование.

Таблица 1. Результаты анкетирования

Предмет Количество родителей, кол. Количество родителей, %
1 Высокий уровень 21 70
2 Средний уровень 9 30
3 Низкий уровень 0 0
  Итог: 30 100

Исходя из результатов можно увидеть, что большая часть (70%) взрослых экологически образованна и готова воспитать своего ребёнка правильному отношению к природе. 30% родителей нуждаются в помощи воспитателя. И несомненно радует, что низкий уровень наблюдался ни у кого.

В результате осуществлённого эмпирического исследования мы получили следующие результаты экологической воспитанности детей дошкольного возраста:

Таблица 2. Уровни экологической воспитанности по всем заданиям

Уровень Количество детей, кол. Количество детей, %
1 Высокий 8 27
2 Средний 22 73
3 Низкий 0 0
  Итог: 30 100


Рис. 1 Диаграмма результатов уровней экологического воспитания детей

Получив результаты эмпирического исследования, необходимо отметить, что уровень экологического воспитания большинства детей дошкольного возраста (73%) находится на среднем уровне. Лишь 27% испытуемых детей в данном эмпирическом исследование соответствовали высокому уровню экологического воспитания. Важно заметить, что низкий уровень ни у кого был не замечен.

На основе проведённых анкетирования и эмпирического исследования можно сделать вывод, что среди 3 уровней познавательной активности, в большей степени преобладает средний. Важным фактором является, что низкий уровень наблюдался у 0% испытуемых. Это говорит нам о том, что уровень экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста соответствует уровню готовности к школе, но требует помощи воспитателя родителям для более лучшего результата.