УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

№31,

Педагогические науки

Шамсутдинова Венера Рафиковна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель.


Ключевые слова: МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ; ЭКСКУРСИИ; ОКРУЖАЮЩИЙ МИР; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ФГОС; METASUBJECT; EXCURSIONS; THE SURROUNDING WORLD; PRIMARY SCHOOL STUDENTS; EDUCATIONAL ACTIVITIES; FSES.


Аннотация: В работе изучаются метапредметные связи в обучении младших школьников, на примере уроков «Окружающего мира». Рассмотрена целесообразность использования экскурсий как метода обучения по указанной дисциплине с целью формирования и развития метапредметных связей. Взаимосвязь и интеграция различных учебных предметов используемая педагогами начальной школы, поможет эффективнее построить процесс обучения на уроках «Окружающего мира».

Основной целью современного образовательного процесса, является воспитание полноценной и всесторонней развитой личности. Требования действующего ФГОС НОО ориентируют учителей начальных классов на использование современных педагогических методов и технологий, формируя и развивая в учащихся все составляющие универсальных учебных действий, которые помогут им в усвоении учебной программы. [5]

Основным условием воспитания грамотной личности, способной к всестороннему анализу тех или иных событий, является формирование в ребенке с раннего детства способности оценивать их с различных точек зрения и отталкиваясь от различных умений и навыков, привитых в учебных заведениях, в особенности на начальном этапе общего образования. Метапредметность заложенная в принципах воспитания на которых основывается действующей ФГОС, направлена на создание условий, позволяющих интегрировать и развивать взаимосвязи между различными образовательными предметами в учебной программе. Дополняя такие уровни как предметный и личностный, метапредметность формирует и развивает способность мыслить неординарно, отталкиваясь от различных взглядов на одну и ту же проблему, или один и тот же факт.

Младший школьный возраст наиболее оптимален для формирования и развития метапредметных связей, так как именно учителя начальной школы чаще всего и ведь занятия по многим предметам самостоятельно. Соответственно именно педагоги начальной школы способны полноценно проанализировать какие именно связи возникают при преподавании различных учебных предметов, как взаимодействуют эти связи с учениками и какие требуется применять средства для развития и корректировки воспитательного процесса. [4]

Метапредметность, используемая в образовательном процессе начальной школы, направлена на достижение в обучении метапредметного результата, и дает возможность учителю ориентируясь на полученные результаты в одном направлении спроецировать их на планирование результатов и по другим предметам.

При планировании и проведении уроков «Окружающего мира» в начальной школе, учитель, используя метапредметный подход, способен доносить новую учебную информацию, опираясь на другие дисциплины и знания, уже полученные в ходе образовательного процесса и повышает качество образования в целом. [2]

Кроме этого, метапредметность при планировании и проведении уроков «Окружающего мира», позволяет добиваться метапредметных результатов используя как учебное, так и внеучебное время, проводя нестандартные типы занятий, одним из которых является урок-экскурсия.[6]

Метапредметные связи, способствуют нахождению и анализу скрытых взаимосвязей между различными фактами, знаниями, законами, теориями между различными учебными дисциплинами и тем самым делают образовательный процесс наиболее увлекательным для младших школьников, повышая познавательный интерес, а также качество и эффективность, образовательного процесса.

Используя экскурсии в качестве развития метапредметных связей при планировании и проведении уроков «Окружающего мира», учителю необходимо планировать какие именно образовательные области затрагивается организуемая экскурсия и выявляя уровень знаний и способностей у учеников в данном направлении, использовать их в образовательном процессе. Тем самым новая информация будет легче усваиваться учениками, если они самостоятельно смогут наблюдать процессы взаимосвязи и пересечения между различными учебными предметами. [1]

Необходимым условием контролирования эффективности использования экскурсии при проведении уроков «Окружающего мира», служит своевременная оценка полученных метапредметных результатов. Формируемые в данном учебном процессе универсальные учебные действия можно контролировать с помощью выявления их уровня, через проведение контрольных занятий, использования учебных тестов, диагностических методик, листов наблюдения со стороны учителя и прочего.

Познавательная основа экскурсий как одного из вариантов проведения уроков «Окружающего мира» в начальной школе, позволяет эффективно развивать метапредметные связи воспитывая в учащихся различные навыки и формирую универсальные учебные действия, которые окажут помощь на всех этапах получения образования, и позволят грамотно и адекватно оценивать различные события в будущей жизни человека, и, соответственно, наиболее эффективно решать возникающие на его пути сложности и проблемы. [3]

С целью изучения формирования метапредметных связей при проведении экскурсий на уроках «Окружающего мира» в начальной школе, нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Старо-Юрашская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района РТ (далее МБОУ «Старо-Юрашская средняя школа» ЕМР РТ), в исследовании принимали участие 30 учеников 4 «А» и «Б» класса.

В соответствии с целью и гипотезой исследования применялись следующие диагностики:

  1. Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю» (с опорой на исследования Н.М. Зубарева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.А. Н.П. Сакулина);
  2. Наблюдение за тем, какие способы интеграции используют на уроках окружающего мира;
  3. Художественно-экспрессивный тест (Л.В. Школяр).

После обработки данных, мы выяснили, что в экспериментальной группе также, как и в контрольной, нет учащихся с высоким уровнем эстетического восприятия. Результаты «Художественно-экспрессивного теста» показали, что в экспериментальной группе 0% — учащихся обладают высоким уровнем эстетического восприятия, 26,7% — обладают средним уровнем и 73,3% — учащихся обладают низким уровнем эстетического восприятия.

В контрольной группе также нет учащихся с высоким уровнем эстетического восприятия, 20% — учащихся со средним уровнем эстетического восприятия, 80% — учащихся обладают низким уровнем эстетического восприятия.

Также, для определения уровня эстетического воспитания нами была проведена диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю», которая позволила сделать вывод о том, что в экспериментальной группе есть ребята, которые не имеют четких проявлений эстетического отношения к окружающей среде – 53%. 33 % — учащихся у которых есть представления о эстетических категориях, и у 14% учащихся развито эстетическое восприятие разнообразных объектов окружающей среды.

В контрольной группе также больше ребят, у которых нет четких проявлений эстетического отношения к окружающей среде – 67%. Учащиеся, у которых есть представления об эстетических категориях, составляют 27% группы, а у оставшихся 6% учащихся развито эстетическое восприятие разнообразных объектов окружающей среды.

Таким образом, мы видим, что уровень эстетического восприятия детей в большей степени находится на низком уровне.

Проведя анализ работ и наблюдая за ребятами на уроках, мы выяснили, что в экспериментальной группе 7% учащихся обладают высоким уровнем эстетической воспитанности, 33% — средним уровнем, а оставшиеся 60% обладают низким уровнем эстетической воспитанности.

Исходя из результатов оценки уровня эстетической воспитанности учащихся экспериментальной и контрольной группы, мы провели сравнительный анализ (рис. 1)


Рис. 1. Констатирующий этап эксперимента.

Результаты оценки уровня эстетической воспитанности учащихся 4х классов образовательного учреждения, МБОУ «Старо-Юрашская средняя школа» ЕМР РТ.

Таким образом, после проведения констатирующего этапа исследования, мы можем сделать вывод о том, что эстетическое воспитание у учащихся младших классов находится на низком уровне, а также, большинство учащихся не имеют четких проявлений эстетического отношения к окружающей среде.

Исходя из результатов первого этапа исследования, нами была разработана и опробована модель тематического планирования интеграции содержания курсов окружающего мира и литературного чтения на 3 четверть образовательной программы «Школа 2100». Раздел: Человек и его внутренний мир. В данной программе были предусмотрены ряд экскурсий на уроках «Окружающего мира» с целью повышения эффективности формирования и развития метапредметных связей.

По окончанию формирующего этапа исследования, нами была проведена повторная диагностика с использованием того же методического обеспечения, что и на констатирующем этапе исследования. Полученные результаты позволяют оценить динамику показателей и эффективность использования экскурсий в качестве метода развития метапредметных связей на уроках «окружающего мира».

После выявления эффективности воздействия способов интеграции на эстетическое восприятие младших школьников, мы определили уровень их эстетической воспитанности. Мы выяснили, что количество учащихся в экспериментальной группе с высоким уровнем эстетической воспитанности значительно увеличилось. Сейчас высоким уровнем стали обладать 26 % учащихся. 48 % — имеют средний уровень и 26% — низкий уровень эстетической воспитанности.

Результаты контрольной группой продемонстрировали нам следующие результаты. Младших школьников, имеющих высокий уровень эстетического воспитания, по-прежнему не прибавилось. Всё также 27% — обладают средним уровнем эстетического воспитания и 73% учащихся обладают низким уровнем эстетической воспитанности.

Исходя из результатов оценки уровня эстетической воспитанности учащихся экспериментальной и контрольной группы, мы провели сравнительный анализ (см. табл. 1).

Таблица 1 — Результаты оценки уровня эстетической воспитанности учащихся 4х классов образовательного учреждения, МБОУ «Старо-Юрашская средняя школа» ЕМР РТ

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Экспериментальная группа 26% (4чел.) 48% (7чел.) 26% (4чел.)
Контрольная группа 73% (11чел.) 27% (4чел.) 0% (0чел.)

Таким образом, после проведения контрольного этапа исследования, мы можем сделать вывод о том, что эстетическое воспитание у учащихся экспериментальной группы значительно повысилось, а эстетическое воспитание контрольной группы по-прежнему находится на низком уровне, а также, большинство учащихся не имеют четких проявлений эстетического отношения к окружающей среде.

Сравнительный анализ по итоговой диагностике нашего эксперимента демонстрирует успешность экспериментальной группы 4 «А» класса. Результат доказывает, что способы интеграции содержания курсов окружающего мира и литературного чтения и проведения экскурсий в рамках развития метапредметных связей эффективно влияют на уровень эстетической воспитанности младших школьников.


Список литературы

  1. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. отв. ред. В. С. Безрукова. – Свердловск: Свердловск, инж.-пед. ин-т, 2018. — 126с.
  2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Т.Г. Браже – М.: Совершенство, 2016. — 387с.
  3. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе. И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. – М.: Педагогика, 2016. – 158с.
  4. Клепинина З.А. Окружающий мир. Рабочие программы.З.А. Клепинина. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2018. – 168с.
  5. Кубасов О.П. Интеграция в образовании: сущностная характеристика. О.П. Кубасов // Казанский педагогический журнал. – 2018. — № 10. – С. 70 – 77.
  6. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. – М.: Новая школа, 2017. — №5. – 17с.