УДК 371

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

№31,

Педагогические науки

Лагунова Анна Владимировна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., к.пед.н., доцент.


Ключевые слова: ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ; ГУМАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ; RESPONSIBLE ATTITUDE TO NATURE; ECOLOGICAL EDUCATION; ECOLOGICAL CULTURE; OBSERVATIONS IN NATURE; HUMANIZATION OF PERSONALITY.


Аннотация: В статье представлен анализ теоретической литературы по проблеме экологического образования и воспитания ответственного отношения к природе. Рассмотрены педагогические условия для воспитания ответственного отношения к природе, проанализирована роль эколого-развивающей среды, организации наблюдений в природе, совместной деятельности ДОУ и родителей в решении проблемы ответственного отношения к природе. Рассмотрены диагностические методики определения уровня сформированности ответственного отношения к природе в дошкольном возрасте.

Актуальность исследования обусловлена возрастающими тенденциями гуманизации современного общества, а реализация данной задачи начинается с дошкольного возраста. Воспитание гуманной личности в отношении к людям и природе – основная цель современной образовательной системы. (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Б.Т. Лихачев) [2].

Гуманное отношение личности по отношению к природе предполагает ответственное отношения к ней, проявление заботы и бережливости. Н. Ф. Виноградова [3], И.Д. Зверев [4] утверждают о том, что ребенок должен стать для природы партнером, поэтому важно формировать нравственный, субъектно-этический компонент в отношении ребенка к природе.

Проблема ответственного отношения к природе заложена в научных трудах Н.Н. Кондратьевой [6], С.Н. Николаевой [7], З.П. Плохий [8], Н.А. Рыжовой [9]. Воспитание ответственного отношения к природе реализуется в процессе экологического образования, а ответственное отношение к природе — одна из основных характеристик личности, определяющая ее экологическую культуру. Экологическое образование – это процесс, ориентированный на приобретение детьми представлений и знаний о природе; на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-ценностном и ответственном отношении к природе. В ходе экологического образования в основе личности дошкольника закладывается осознание ценностного отношения к природе, уважительное отношение к природе, приходит понимание значимости бережного отношения к природе.

Многие исследователи (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская) придают дошкольному возрасту особую значимость в воспитании ответственного отношения к природе. Они точно подметили, что в этот период у детей складывается эмоционально значимое отношение к природе, т.е. дети уже способны проявлять как негативные эмоции (например, дети проявляют недовольство, если разбросан мусор в лесу или критикуют тех, кто разорил муравейник), так и положительные эмоции (восхищение красотой природы, забота о природных ресурсах, о животных) [5].

Познание природы является ярким, веселым и радостным событием для детей, которое оставит массу впечатлений от восприятия различных объектов и предметов окружающего мира. Экологическое образование и воспитание претерпевает путь от появления эмоционального отношения детей к объектам и предметам природы до самостоятельной постановки познавательных задач и первых попыток решать эти задачи в практической деятельности [6].

В.А. Сухомлинский утверждал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [11]. Взаимодействуя с миром природы, у ребенка развиваются духовно-нравственные чувства, он становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества: гуманность, доброта, забота. Природа активно влияет на чувства и разум ребенка, развивает его восприятие, эмоциональность. Природа становится источником внутреннего обогащения ребенка, его одухотворения.

Ответственное отношение к природе проявляется в добрых делах и хороших поступках к природным объектам. Дошкольники начинают понимать, что природы беззащитна, и ее надо беречь. Основная задача воспитателя показать и убедить детей, что они сильнее животных и растений и что в их руках забота о братьях наших меньших. Осмысление дошкольников своей значимости повышает его в собственных глазах, он сильнее других веществ, поэтому должен заботиться о природе.

Эффективная организация процесса воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников невозможна без соблюдения таких педагогических условий:
— обогащение предметно-развивающей среды;
— организация и проведение систематических наблюдений в природе;
— повышение педагогической компетентности родителей в вопросе формирования бережного отношения к миру природы у дошкольников.

Обогащение эколого-развивающей среды возможно через создание уголка природы, который даст возможность детям более тесно общаться с природой. В уголке природы помещаются различные предметы, объекты, живые организмы, с которыми взаимодействует ребенок. Дети могут наблюдать за рыбками, домашними питомцами, растениями, птицами, учатся ухаживать за ними. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного и ценностного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость [5].

Вторым важным педагогическим условием в воспитании ответственного отношения к природе выступает организация непосредственного взаимодействия детей с природой в наблюдениях. Наблюдение один из основных методов экологического образования, который, по мнению К.Д. Ушинского, дает максимально точные знания и наиболее приближенные к реальности представления [12].

Наблюдения за сезонными явлениями, погодой и основными характерными признаками конкретного времени года помогают дошкольникам видеть красоту окружающей природы. Воспитатель акцентирует внимание детей на первых морозах, на выпавший снег, на облака и небо, на деревья, кустарники. Воспитанию ответственного отношения к природе способствуют наблюдения за птицами, кошкой, рыбками, муравьями и другими обитателями природы. В ходе наблюдений дети могут проявить заботу о птицах и животных, например, покормить рыбок, насыпать корм рыбкам. Педагог говорит о бережном отношении к деревьям, кустарникам, птицам и животным, что их нужно охранять и беречь.

Третьим важным педагогическим условием в воспитании ответственного отношения к природе является привлечение родителей к совместному решению вышестоящей проблемы. Рекомендуется проводить родительские собрания, консультации, беседы, которые повышают педагогическую компетенцию родителей по вопросу воспитания у своих детей бережного и заботливого отношения к природе. Родителей нужно привлекать к оформлению информационных стендов, папок-передвижек, фотоотчетов, к изготовлению необходимых атрибутов для выполнения задачи ответственного отношения к природе. Воспитателю необходимо давать информацию о современных методиках, дидактических играх, Интернет-ресурсах, которыми могут воспользоваться родители.

Для выявления эффективности внедрения вышеперечисленных педагогических условий, необходимо проводить диагностическую работу, оценивающую такие критерии, по которым проводится оценка уровня сформированности ответственного отношения к природе у дошкольников:
— понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
— эмоции, переживания и чувства ребенка к объектам природы;
— характер деятельности в природе, проявляющийся в поведении и поступках дошкольника.

1) «Выбери картинку» (Автор Т.А. Серебрякова) [10]. Цель: выявить эмоциональное отношение дошкольников к окружающей природе.
2) «Помоги цветочку» (Автор Т.А. Серебрякова) [10]. Цель: оценить умение дошкольников ухаживать и заботиться о растениях
3) Экологические ситуации на основе вопросов теста Е.В. Берюховой [1]. Цель: оценить понимание детей необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
4) Анкетирование для родителей, цель которого выявить уровень педагогической компетенции родителей по проблеме ценностного отношения к природе.

Использование в педагогической деятельности наблюдения в природе, совместную работу с родителями, обогащение эколого-развивающей среды будет способствовать динамике развития ответственного отношения к природе у дошкольников. Повысится педагогическая компетенция родителей по проблеме воспитания у своих детей ценностного отношения к природе.

Таким образом, закладывая основы ответственного отношения к природе, мы учим детей заботиться о животных и растениях, бережно относиться к природе, делать добрые дела и совершать хорошие поступки. В период дошкольного воспитания должны создаваться такие педагогические условия, которые обеспечат полноценное экологическое образование детей, в том числе воспитание ответственного отношения к природе.


Список литературы

  1. Берюхова, Е.К. Экологическое образование в начальной школе: метод. рек. для учителей нач. шк. / Е. К. Берюхова, Н. В. Груздева; общ. ред. Н. В. Груздевой. – СПб.: Питер, 2015. –120 с.
  2. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2019.–96 с.
  3. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2016. – №4. – С.20-24.
  4. Зверев, И.Д. С любовью к природе / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2013. –232 с.
  5. Лобов, В.А. Экологическая культура – забытое старое или актуальная педагогическая проблема? /В.А. Лобов // Народное образование. – 2017. – №8. – С. 133.
  6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду // Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцева. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  7. Николаева, С.Н. Методика экологического образования дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2013. — 184 с.
  8. Плохий, З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников /З.П. Плохий. – М.: Академия, 2002. – 268 с.
  9. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду.– М.: Карапуз, 2011. – 432 с.
  10. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте /Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2015. – 208 с.
  11. Сухомлинский, В.О. Сердце отдаю детям / В.О. Сухомлинский. – М.: Академия, 2011. – 328 с.
  12. Ушинский, К.Д. Воспитание человека: Избранное / К.Д. Ушинский //Сост., вступ. статья С.Ф. Егорова. – М., 2000. – 256 с.