УДК 37.015.3

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ

№31,

Педагогические науки

Шайхутдинова Зиля Шамилевна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель.


Ключевые слова: ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ; ФУНКЦИИ ОБОБЩЕНИЯ; ПРИНЦИПЫ; УРОВНИ ОБОБЩЕНИЯ; ЗНАНИЯ; МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ; GENERALIZING REPETITION; GENERALIZATION FUNCTIONS; PRINCIPLES; LEVELS OF GENERALIZATION; KNOWLEDGE; INTERSUBJECT RELATIONS.


Аннотация: В статье рассматривается определение обобщающего повторения, раскрывается содержание понятия с точки зрения трактовки многих специалистов из области психологии и педагогики образования. Также автором рассмотрены основные функции обобщения при изучении младшими школьниками предмета «Окружающий мир»: упрочнение полученных знаний, функция трансформации, развивающая, мировоззренческая, аналитическая функция и др. Отдельное внимание в статье уделяется принципам обобщающего повторения.

Под определением обобщающего повторения следует понимать такие понятия как обобщение и повторение.

В комплексе данные определения помогут рассмотреть сущность и природу обобщающего повторения. Ряд исследователей под определением обобщающее повторение понимают возобновление того материала, который был изучен ранее, а также воспроизведение на практике навыков и умений, позволяющих закрепить указанную информацию для ее последующего применения в жизни.

Понятие обобщение трактуется в психологии и педагогике очень широко. Так, согласно идеям А.К. Смирнова, обобщение — это интеллектуальный процесс, он связан с выделением главного из совокупности, а также с созданием нового на основе данного выделения [1, с. 15].

В.В. Петрова подчеркивает, что обобщение заключается в освоение навыков синтеза, абстрагирования, анализа определенных изучаемых явлений.

Под обобщающим повторением также принято понимать работу по закреплению ранее изученного материала в результате чего происходит трансформация знаний, задача здесь состоит в формировании новых видов связей между указанными процессами на более развитом уровне.

А.А. Васильева пишет, обобщение принято подразделять на уровни:
-уровень осознания;
-уровень локальных обобщений;
-уровень осмысления информации;
-уровень обширных обобщений;
-уровень использования полученных знаний в конкретной ситуации;
-уровень применения знаний в нестандартной ситуации.

Целями обобщающего повторения выступают:
-развитие умений обобщать, находить главные свойства понятий, явлений, делать выводы, уточнять изученные понятия;
-обновление ранее воспринятого материала для упрочнения новых связей между понятиями одного курса и межпредметных связей;
-объединение отдельных законов в одну систему, установление понятий внутри связей.

Функциями обобщения при изучении младшими школьниками предмета «Окружающий мир» выступают следующие.

1. Упрочнение полученных знаний – проработка пробелов, выход на новый уровень деятельности через определение внутри предметных и межпредметных связей.

Как показывает практика наиболее полно дети усваивают представления о главных определениях предмета [3, с. 68].

Содержание функции заключается в формировании системы способов познания их использования в памяти ученика при повторении, для этого должны соблюдаться условия быстрого оперирования понятиями, что базируется и на знаниях, полученных по другим предметам.

Определение полноты знаний школьника и глубины проработки материала, расширение знаний делает их разнообразными, содействует усвоению сведений об определениях, законах, терминах и их связях.

Восприятие связей между имеющимися знаниями углубляет представления ребенка о предмете.

2. Функция трансформации создает основу для использования знаний в нетипичных ситуациях на основе обобщенных приемов работы.

Использование знаний проходит на двух уровнях:
-применение материала по образцу (стандартные ситуации);
-применение знаний в нестандартных условиях, элементы творчества.

Идея данной функции выражается в следующем:
-рост способов применения имеющихся знаний в определенных ситуациях;
-способность реализовать сведения в стандартных условиях;
-развитие навыков поиска новых способов применения имеющихся в арсенале знаний по предмету.

3. Развивающая функция, заключается в обобщении знаний как инструмента развития индивида.

Данная функция преследует цель развития следующих умений ученика:
-выделение главного;
-использование известных методов познаний (опыт, анализ, синтез, сравнение, обобщение);
-показ грамотности в отношении логических рассуждений;
-исходя из условий нахождение путей достижения поставленной изначально цели;
-деление на группы исследуемых явлений, систематизация знаний, усвоение причинных связей между ними;
-оценка практической значимости материала, нахождение связей знаний с окружающей жизнью.

4. Мировоззренческая функция – объединяет научные сведения и формирует взгляды школьника на окружающий его мир в процессе изучения предмета.

Данная функция также направлена на обобщение знаний и их уточнение. Повторение позволяет сформировать группу знаний, обобщать усвоенный ранее материал, развивает способность отдельное знание подводить к общему, показывать выражение отдельных явлений как общих.

5. Аналитическая функция диагностирует состояние знаний ребенка по предмету «Окружающий мир». Определяет одновременно их уровни для построения дальнейшего процесса образования [2, с. 50].

Данная функция содержит идею:
-расположение изученного материала в виде сжатой системы;
-определение связей между разными разделами изучаемого предмета;
-установление межпредметных связей;
-овладение школьником новыми методами познания – законы, приемы и способы.

В.К. Леонтьев рассматривает свои функции обобщенного повторения:
-запас знаний, накопленных школьником при изучении предмета;
-установление связей между изучаемыми явлениями, которые ранее были неизвестными ребенку;
-подготовка к разным видам самостоятельной деятельности обучающегося;
-переосмысление материала с целью более прочного его запоминания и сохранения в памяти [4, с. 38].

К сожалению, на практике при повторении пройденного материала с учениками по предмету «Окружающий мир» не всегда удается полностью реализовать рассмотренные нами выше функции.

Анализ теоретической литературы составляющих суть повторения, дает возможность выделить ряд принципов, обеспечивающих эффективность реализации повторения.

К таким принципам принято относить:
-принцип сознательной активности ученика;
-принцип мотивированности повторения;
-принцип систематичности и регулярности повторения;
-принцип проблемности повторения, включение элементов творческой активности;
-принцип системности и прочности, зависит от качества знаний, усвоенных ребенком ранее;
-принцип доступности, задачи, которые ставятся перед повторением пройденного материала, должны быть посильны школьнику;
-принцип индивидуализации повторения с учетом интеллектуальных способностей учеников.

Таким образом, делая вывод отметим, что ряд исследователей под определением обобщающее повторение понимают возобновление того материала, который был изучен ранее, а также воспроизведение на практике навыков и умений, позволяющих закрепить указанную информацию для ее последующего применения в жизни.

Функциями обобщения при изучении младшими школьниками предмета «Окружающий мир» выступают следующие:
-упрочнение полученных знаний;
-функция трансформации;
-развивающая функция;
-мировоззренческая функция;
-аналитическая функция.


Список литературы

  1. Добрина, В.В. Особенности освоения предмета «Окружающий мир» в начальном звене школы / В.В. Добрина. – Томск: Академия, 2020. – 258 с.
  2. Завьялова, А. В. Методика проведения обобщающих уроков / А. В. Завьялова. – Казань: Обучение, 2019. — 152 с.
  3. Колин, С.В. Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся / С.В. Колин. – Омск: Весна, 2019. — 129 с.
  4. Мухтарова, А.С. Программа развития и воспитания детей младшего школьного возраста / А.С. Мухтарова. — М.: Россия, 2020. – 188 с.