УДК 37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

№31,

Педагогические науки

Адыя Аян Николаевна


Научный руководитель: Федорова Т.А., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА; ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ; HUMAN HEALTH; FORMATION OF READINESS FOR HEALTH CARE; JUNIOR SCHOOL STUDENT; HEALTH CARE.


Аннотация: В статье анализируются основные направления и методологические принципы в решении проблемы здоровьесбережения обучающихся для начальной ступени образования; указываются основные структурные компоненты педагогического понятия «готовность к здоровьесбережению» у младших школьников.

В настоящее время здоровьесбережение стало обязательным атрибутом школьного образования. Этот процесс проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности администрации школы, учителей, медицинских работников, социальных педагогов, психологов, нацеленной на формирование культуры здоровья обучающихся на всех ступенях образовательного процесса.

Одним из основных требований, отвечающих «портрету» выпускника начальной школы, значатся задачи воспитания у младших школьников ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем. Однако, как показывают исследования последнего десятилетия, в современных условиях образования задачи по сохранению и укреплению здоровья учащихся, поставленные Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), обеспечиваются не в полном объеме. В российских школах отмечается устойчивое ухудшение состояния здоровья школьников. Во многих образовательных учреждениях работа по сохранению и укреплению здоровья носит стихийный, эпизодический характер. Следовательно, необходимо обратить внимание на развивающееся в педагогике направление, главная задача которого – обучение детей основам здоровьесберегающего поведения.

Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме показывает: чтобы у современного младшего школьника сформировать ценностно-смысловое отношение к собственному здоровью, он должен обладать элементарными знаниями о человеческом организме, знать о влиянии физической культуры и здорового образа жизни на предупреждение и развитие заболеваний, выполнять комплексы упражнений для укрепления здоровья, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья, быть готовым к здоровьесбережению.

Ключевые вопросы, связанные со здоровьем человека, изучались в трудах Н. М. Амосова, П. К. Анохина, И. И. Брехмана, В. П. Казначеева, Г. А. Кураева, Ю. П. Шорина и других видных деятелей науки.

Здоровый образ жизни интересовал таких исследователей, как Ю. Н. Бирюкова, В. О. Бушуева, В. С. Быков, П. Л. Дрибинский, М. Л. Залесский, Л. В. Нестерова и др. Вопросы создания общешкольной среды с целью сохранения и развития здоровья школьников затрагивались в работах психолого-педагогической направленности Н. А. Заруба, Э. М. Казина, Т. С. Паниной, И. А. Свиридовой и других.

Над проблемой формирования здорового образа жизни учащихся, определения целей и задач, функций, содержания и критериев успешности воспитательной работы трудились такие известные педагоги, как Ю. К. Бабанский, Е. П. Брунов, Н. М. Верзилин, И. Д. Зверев, В. В. Краевский, В. М. Кроль, Л. И. Маленкова, А. Н. Мягкова, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др.

Как известно, здоровьесберегающая деятельность, как и социально-педагогические технологии здоровьесбережения, носит междисциплинарный характер, так как, с одной стороны, изучается в области разных наук: экологии, психологии, педагогике, валеологии, с другой стороны, имеет сложную смысловую структуру. Сложность структурной организации здоровьесбережения с позиции личностно-деятельностного подхода определяется необходимостью осознания каждым человеком ценностных основ своего физического и психического здоровья и постоянной необходимостью его укрепления в течение всей жизни.

В основе понятийно-терминологического феномена «здоровьесбережение» лежит понятие «здоровье», которое, в свою очередь, также является междисциплинарным понятийным явлением.

В настоящее время исследователями насчитывается около 300 определений понятия «здоровье», охватывающих разные стороны его проявления как в социальной среде, так и в собственно педагогической деятельности. Обратимся к некоторым из них.

Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение здоровью: «…здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [5, с. 5], подчеркивая основные стороны его проявления в отношении общества в целом и каждого человека в отдельности.

По мнению известного ученого-медика и валеолога И. И. Брехмана, здоровье человека – это «способность сохранять устойчивость, соответствующую возрасту, в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [4, с. 41].

С точки зрения социально-биологической и физиолого-психологической анализирует понятие «здоровье» В. П. Казначеев. По определению исследователя, «здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических возможностей человека, оптимальной общественной активности при максимальной продолжительности жизни». Он обращает внимание на то, что «необходимо создавать условия, обеспечивающие и сохранение здоровья человека, и его развитие» [8, с. 4].

С точки зрения потребностей человеческого организма толкуется понятие «здоровье» в «Большой энциклопедии здоровья»: «…индивидуальное психосоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [3, с. 176].

Основные стороны проявления здоровья человека подчеркиваются в словарном определении «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. Под здоровьем подразумевается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» [12, с. 226].

Физиологический подход положен в основу определения здоровья, данного Р. И. Айзманом: «Здоровье — это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам» [8, с. 20].

Учитывая возможные понятийные характеристики сущности термина «здоровье», обратимся к мнению И. И. Брехмана, который утверждает, что здоровьесбережение, будучи «сбережением человека собственного здоровья», «сбережением общества здоровья человеческого коллектива», должно «синтезировать вклады в здоровье экологии, биологии, психологии, педагогики и других наук и осуществлять прямой путь к здоровью» [4, с. 13].

В работах Т. В. Платоновой, рассматривающих систему комплексного воздействия методик здорового образа жизни в интересах физического и психического здоровья человека, дается следующее определение: «Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека» [14, с. 13].

Данная система здоровьесбережения предполагает его многогранное содержание:
— «деятельность, направленная на улучшение и сохранение жизни человека (рекреационная, хозяйственно-бытовая – направленная на оздоровление, лечение, восстановление физических сил и т. п.)»;
— «деятельность, направленная на укрепление и создание семьи»;
— «профессиональная активность, трудовая деятельность»;
— «социально-культурная деятельность (общественная активность)»;
— «духовно-нравственная активность».

Более детальное содержание многоструктурного понятия «здоровьесбережение» находим в исследовании В. О. Морозова [13, с. 4]: знания о строении человеческого тела человека и функциях его систем и органов; сформированность основных гигиенических навыков; развитие привычек к занятиям физической культурой; знаний элементарных основ правильного питании; сформированность представлений об отрицательном влиянии вредных привычек; элементарные знания о психическом здоровье; основы личной безопасности и оказание первой медицинской помощи; ценностно-мотивационное отношение к собственному здоровью.

А. С. Поддубная к данным условиям добавляет необходимость формирования у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни [15, с. 41].

Важным направлением в разработке теоретических основ здоровьесбережения является влияние экологических факторов на здоровье школьников. Уже Я. А. Коменский, рассматривая функции здоровьесбережения внутри «природосообразного воспитания», отмечал важность критериев «взаимоотношения человека и природы» в процессе воспитания ребенка [7]. Он писал: «Человек является частью природы» [цитир. по: 15, с. 43].

Таким образом, в процессе формирования у обучающихся представлений о здоровом образе жизни следует придерживаться биологических, социальных и природных условий окружающей среды родного края. Здоровье должно быть не самоцелью, а средством для благополучного жизненного существования человека.

Обращаясь к понятию «готовность к здоровьесбережению», отметим недостаточность теоретических определений в современных исследованиях. Обращение к словарям показало следующее. Так, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой «готовность» определяется как «согласие сделать что-либо» [12, с. 191]. В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией М. А. Кузнецова готовность имеет подобное значение: «согласие или желание что-то сделать» [3].

В «Словаре синонимов» З. Е. Александровой готовность имеет несколько вариантов синонимов: 1) желание, воля; 2) подготовленность [2, с. 32]. В отношении к изучаемому аспекту понятие «готовность» можно определить, вслед за Л. А. Давыденко, как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [6, с. 11].

Представление у детей о ценности здоровья формирует готовность к здоровьесбережению, которая проходит несколько этапов в процессе становления личности: 1) осмысление конкретных ценностей; 2) удовлетворенность от занятий физической культурой, а также появление устойчивого интереса к здоровьесберегающим занятиям; 3) стремление к достижению более высокого уровня знаний, умений и навыков; перевод их в осознанные ценности; 4) появление жизненных целей, планов, которые связаны со здоровым образом жизни.

В своей статье И.В. Кузнецова в содержании здоровьесберегающего образования выделяет следующие компоненты [10]:
− аксиологический — готовность к осознанию учащимися своего здоровья как главной ценности и пониманию необходимости ведения здорового образа жизни, который позволяет полноценно достигать своих целей, использовать как умственные, так и физические возможности;
− гносеологический – готовность к познанию себя, своих способностей и возможностей, а также приобретению знаний и умений, которые необходимы для здоровьесбережения;
− мотивационно-ценностный – готовность принятия младшими школьниками значимости здоровья и здорового образа жизни: постоянно развиваться и самосовершенствоваться в области здоровья;
− деятельностный – готовность школьников овладевать умениями и навыками в области формирования здорового образа жизни, а также применять их на практике;
− оценочно-рефлексивный – готовность школьников осуществлять анализ проделанной работы, оценивать ее, а также выражать отношение к ней в аспекте сбережения своего здоровья.

Такая структура позволяет рассматривать здоровьесбережение как целостную систему, которая включает в себя знания, умения, а также культуру поведения и культуру чувств. Социально-педагогическую работу по сохранению и укреплению здоровья школьников необходимо начинать уже в начальной школе. Перед учителями начальных классов стоит задача воспитания и развития у детей способности внимательно и бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, так как именно в младшем возрасте закладываются конкретные модели поведения, которые и формируют образ жизни. Младшие школьники должны получить необходимые сведения о способах сохранения и укрепления здоровья, понять, что здоровье является главной ценностью жизни, и приобрести здоровые привычки. Здоровый образ жизни подрастающего поколения на современном этапе является одним из приоритетных направлений образования.

Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что готовность к здоровьесбережению имеет целью не только прививать желание делать зарядку, правильно питаться, избавляться от вредных привычек, но и учить навыкам ведения здорового образа жизни, то есть формировать культуру здоровья.

В связи с этим задачи здоровьесбережения определяются следующим образом:
1) формирование сознательного отношения к здоровью как главной ценности, стремления к ведению здорового образа жизни;
2) расширение знаний о здоровье, усвоение основных умений и навыков, которые будут поддерживать, укреплять и сохранять здоровье;
3) становление здоровьесберегающей компетентности учащихся как умения самостоятельно решать задачи, касающиеся здорового образа жизни [9, с. 33].
4)
Реализация данных задач в школе, как считает А. Г. Татарникова, связана с необходимостью определения благоприятных педагогических условий, позволяющих действенно воспитывать культуру здоровья младших школьников путем создания механизмов введения здоровьесберегающих основ в педагогическую деятельность, а именно, определения особенностей сотрудничества учителя и ребенка путем освоения умений и навыков, здоровьесберегающих технологий; создания среды, развивающей здоровье; формирование подхода взаимодействия с семьей [16, с. 39].

А. Г. Маджуга выделяет следующие методологические принципы, на которых должно строиться валеологическое образование [11]:
1. Принцип культуросообразности заключается в рассмотрении процесса здоровьесбережения и валеологического образования в целом на основе социальных идеалов культуры здорового образа жизни человека и общества.
2. Принцип уникальности личности основывается на учете личностно-индивидуальных особенностей каждого ребенка в аспекте здоровьесбережения.
3. Принцип дополнения предполагает взаимосвязи и взаимодействия человека и человеческого коллектива с окружающим миром природы на основе принципов природосообразности. Человек не творец, не создатель природы, а его неотъемлемая часть; «человек в доме природы».
4. Принцип безусловной любви строится на отношении к самому себе и окружающей природной и социальной среде как ценности и на гуманной направленности личности во всех сферах ее жизнедеятельности.
5. Принцип неопределенности ориентирован на творческую деятельность в процессе саморазвития личности при отсутствии заранее известного (хотя и планируемого) результата.
6. Принцип проектного образования учитывает необходимость обучения ребенка способам решения жизненно важных проблем в той или иной ситуации (в семье, в школе, во внеурочной деятельности и т. п.).
7. Принцип резонанса предусматривает реализацию идеи «ребенок – созидатель природы». В учебном процессе создается необходимость предусматривать ситуацию для проявления обучающимися своих интеллектуальных и творческих способностей.

Таким образом, здоровьесбережение — это часть общего образования, основанного на различных аспектах здоровья, вариантах его сохранения и развития. Оно проявляется не только в знаниях человека о том, что такое здоровье и как его сохранить, но и в деятельности человека, направленной на пользу своего здоровья: выполнение правил личной гигиены, режима дня; гармоничные отношения между людьми; занятия спортом; правильное питание; негативное отношение к табакокурению, алкоголизму, наркомании и др.; осознание его ценности и рефлексивная оценка собственного поведения по отношению к здоровьесбережению.


Список литературы

  1. Айзман Р. И. Медико-биологические и социальные аспекты здоровья. // Физиологические основы здоровья / Под ред. Р. И. Айзмана, А. Я. Тернера. − Новосибирск: Лада, 2011. − С. 19-35.
  2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник / З. Е. Александрова. – М.: Русский язык, 2015. – 568 с.
  3. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2014. – 870 с.
  4. Брехман И. И. Проблема обучения человека здоровью / И. И. Брехман // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – Владивосток: Дальнаука, 2005. – Вып. 2. – С. 40-49.
  5. ВОЗ: Устав.http://www.consultant.ru/law/podborki/ustav_voz/ (Дата обращения: 24.02.2021).
  6. Давыденко Л. А. Гигиенические основы формирования здорового образа жизни школьников на региональном уровне: автореф. дис. д-ра мед. наук: 14.00.07 / Л.А. Давыденко. – Ростов-на Дону: Рост. гос. мед. ун-т, 2006. – 26 с.
  7. Зайцев Г. К. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова. – СПб.: СПГУПМ, 2014. – 75 с.
  8. Казначеев В. П. Некоторые проблемы хронических заболеваний / В. П. Казначеев // Вестник АМН СССР. – 1975. – № 10. – С. 3-15.
  9. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2014. – 296 с.
  10. Кузнецова И.В. Формирование валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / И. В. Кузнецова // Вестник ЧГПУ. Педагогика и психология. – 2019. – № 10. – С. 68-77.
  11. Маджуга А. Г. Концептуальное обоснование проблемы организации процесса здоровьетворящего образования в инновационных условиях / А.Г. Маджуга // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2018. – № 4. – С.59-61.
  12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2019. – 981 с.
  13. Педагогические условия формирования здоровьесберегающих ориентаций школьников в образовательном процессе / В. О. Морозов. – Орск: ОрГТИ, 2014. – 84 с.
  14. Платонова Т. В. Система комплексного воздействия методик здорового образа жизни в интересах физического и психического здоровья человека: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Т. В. Платонова. – СПб, 2015. – 24 с.
  15. Поддубная А. С. Формирование здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста / А. С. Поддубная. – М.: ИПО МО России, 2015. – 336 с.
  16. Трещева О. Л. Валеология: факультативный курс для 1-го класса / О.Л. Трещева. – Омск: Иванов и Ко, 2017. – 31 с.