УДК 373

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

№31,

Педагогические науки

Стрельникова Диана Дмитриевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ; АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА; COGNITIVE MOTIVATION; PRIMARY SCHOOL STUDENTS; MOTIVATION FORMATION; ENTERTAINING TASKS.


Аннотация: В данной статье показаны исследования по формированию познавательной активности младших школьников на уроках математики средствами занимательных задач.

Познавательная деятельность — сложный процесс, при котором учащийся «идет от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, разрозненных сведений к системе познания», поэтому обучение на основе овладения различными видами познавательной деятельности превращается в активный учебно-познавательный процесс, направленный на самостоятельное овладение знаниями и умениями [3].

Игровую деятельность на уроке математики можно использовать как при объяснении нового материала, так и при закреплении, для развития речи обучающихся.

Экспериментальная часть исследования проходила в три этапа.

I этап — Констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента — выявить первоначальный уровень сформированности познавательной активности у младших школьников.

На первом этапе применялись следующие методы исследования, направленные на выявление уровня сформированности компонентов познавательной активности: методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» (А. А. Горчинская), «Методика для диагностики учебной мотивации школьников» (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой), методика «Методика выбора задач» (А. К. Дусавицкий) [1].

После обработки результатов получили следующее данные:
1. По уровню сформированности мотивации:
— высокий уровень — 2 учащихся (20%);
— средний уровень — 4учащихся (40%);
— низкий уровень — 4 учащихся (40%).

У детей с высоким уровнем (20%) проявляется интерес к познанию, решению сложных задач, к творческой деятельности. Учебно-познавательные мотивы являются доминирующими. Они организованы и четко следуют указаниям учителя. Учащиеся, относящиеся к низкому уровню (40%), не имеют истинного стремления к знаниям, они не организованы. Преобладают мотивы благополучия, избегания неудачи, а также коммуникативные мотивы.

2. По уровню сформированности содержательно-операционного компонента:
— высокий уровень — 1 учащийся (10%);
— средний уровень — 5 учащихся (50%);
— низкий уровень — 4 учащихся (40%).

Для учащиеся, относящиеся к низкому уровню (40%), характерно умение выполнять свои действия по образцу. Дети, относящиеся к среднему уровню (50%), владеют основными методами познавательной деятельности, но применить нужный метод могут только с опорой на наглядность. Более сложные задания вызывают у детей трудность. Учащаяся, показавшая высокий уровень (10%), самостоятельно справилась с предложенными заданиями, что указывает на наличие у нее хороших теоретических знаний и владение элементами творческого подхода.

3. По уровню сформированности воли:
— высокий уровень — 1 учащийся (10%);
— средний уровень — 7 учащихся (70%);
— низкий уровень — 2 учащихся (20%).

Волевой компонент познавательной самостоятельности сформирован у большинства учащихся на среднем уровне (70%). Это свидетельствует об умеренно-выраженной познавательной активности. Желание самостоятельного познания таких детей неустойчиво. Школьники с низким уровнем (20%) не способны заниматься продолжительно интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечением, а иногда и отдыхом. У них отсутствует стремление понять непонятное, а неудачи и неверие в свои силы вызывают отрицательные эмоции. У учащегося с высоким уровнем (10%)сильно выражена познавательная активность. Он способен четко определять цели, большое желание к самостоятельному познанию. Успешное преодоление трудностей вызывает чувство радости [5].

Таким образом, большинство детей класса имеют средний и низкий уровень сформированности компонентов познавательной самостоятельности. Трудности наблюдаются в следующем: низкий уровень познавательной потребности, осознание познавательной деятельности частичное, вызвано интересом на стадии любознательности, способность выполнять задание только по образцу или с опорой на наглядность, цели нечеткие или не определены окончательно, пассивный настрой, неверие в свои силы.

II этап — Формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента — разработать и провести комплекс занимательных задач для уроков математики, направленных на формирование познавательной активности младших школьников.

Задачи:
1. формирование положительного отношения к познавательной деятельности и стремления к целенаправленной самостоятельной деятельности;
2. развитие познавательных процессов и умений;
3. формирование самостоятельности в решении познавательных задач, во владении различными способами поиска и обработки информации;
4. формирование навыков в управлении своими чувствами и эмоциями в процессе обучения.

На этапе формирующего эксперимента мы использовали комплекс занимательных задач для уроков математики в 1 классе при изучении тем «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание», «Числа от 11 до 20. Нумерация».

Чаще всего задачи проводились на этапах актуализации знаний учащихся и закрепления нового материала. Во время занятий наблюдалась высокая активность и заинтересованность первоклассников. Интерес к математике, к предложенным заданиям не угасал на протяжении всего занятия. Данные задачи разработаны с учетом требований к дидактическим играм и игровым моментам, сформулированных нами, а также направлены на формирование познавательной самостоятельности.

При подборе заданий нами учитывалось, чтобы они, не только формировали учебную самостоятельность, но и повышали познавательный интерес учащихся и способствовали ликвидации трудностей, которые дети испытывали при обучении математике. Применяемые игры должны раскрывать потенциальные возможности и положительные качества личности учащихся, которые безразлично относятся к учению вообще, и к математике в частности.

На уроках математики обеспечивалось целенаправленное систематическое формирование компонентов познавательной самостоятельности (мотивационного, содержательно-операционного, волевого).

Повышению мотивации учащихся способствовали: интересный и занимательный игровой замысел, создание положительного эмоционального настроя, благоприятный фон, четко продуманные и сформулированные правила игры, так же поощрение учащихся в результате.

На формирование содержательно-операционного компонента воздействовали: заинтересованность учащихся в соблюдении правил, интерес к условиям игры, четкое их выполнение. На формирование воли: целенаправленное создание «ситуации успеха», использование разнообразных методов, способов и средств, самоконтроль учащимися своих действий в игре и адекватная оценка полученных результатов.

При проведении уроков математики в целях формирования познавательной самостоятельности младших школьников, реализовывались следующие принципы, что позволило повысить эффективность исследуемого процесса.

Принцип сознательности и активности. Реализуется через использование активной формы обучения — игровой деятельности. Повышению уровня познавательной самостоятельности учащихся способствовало использование методов стимулирования с применением следующих педагогических приемов: создание «ситуации успеха», показ образа действий, оценка и поощрение. Каждая игра направлена на формирование компонентов познавательной самостоятельности: мотивационный (игры «Молчанка», «Да — нет», и другие), содержательно-операционный (игры «Сложи узор», «Волшебный клубочек», «Молчанка» и другие), волевой (игры «Кто быстрее», «День — ночь», и другие).

Принцип наглядности обучения. Реализация данного принципа осуществляется через организацию игровой деятельности: показ действия преподавателем, демонстрация наглядности, кинофильмы и видеофильмы и т.д. Для повышения уровня познавательной самостоятельности, следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. При чрезмерном использовании наглядности, она становится препятствием на пути к овладению знаниями. Нами были использованы следующие виды наглядности: натуральная (игры «Сложи узор», «Аквариум», «Кто быстрее» и др.); объемная (игра «Волшебный клубочек», «Веселый мяч» и др.); изобразительная (игра «Молчанка» и др.); звуконаглядная (игры «Да — нет», «День — ночь»).

Принцип систематичности и последовательности опирается на метод поиска и подбора. Данный принцип предполагает, чтобы использование дидактических игр и изложение учебного материала учителем были взаимосвязаны между собой и реализуется в соблюдении логической последовательности (от игры к познавательной деятельности, и наоборот). Повышению уровня познавательной самостоятельности способствует подбор и использование игр в соответствии с возрастом и уровнем знаний учащихся. Учитель обязан выбрать игру, которая соответствует программному содержанию и представить, какие результаты он желает получить. Например, на этапе закрепления изученного материала по теме «Связь между суммой и слагаемыми» нами была подобрана и проведена игра «Да — нет». Цель данной игры заключается: в формировании пространственных представлений, в закреплении знаний компонентов сложения и вычитания и их взаимосвязи.

Так же на этапе актуализации знаний в теме «Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7» проводилась игра «Волшебный клубочек». С помощью данной игры учащиеся повторили состав чисел первого десятка, а также вспомнили компоненты действия вычитания, тем самым плавно перешли к теме урока.

III этап — Контрольный эксперимент.

Цель — выявить динамику сформированности познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики.

На этапе контрольного эксперимента использовались методики, которые применялись на этапе констатирующего эксперимента.

«Методика для диагностики учебной мотивации школьников» (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой).

Выявлены следующие результаты по уровню сформированности мотивации:
— высокий уровень — 4 учащихся (40%);
— средний уровень -5 учащихся (50%);
— низкий уровень — 1 учащийся (10%).

Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%, средний уровень сформированности мотивации вырос до 50%. Дети с высоким и средним уровнем проявили творческий интерес к познанию. Мотивы благополучия, избегания неудачи, а также коммуникативные мотивы уступили место учебно-познавательным. Появилось стремление знать больше и применять полученные знания самостоятельно. Учащиеся более организованы, четко следуют указаниям. Количество детей, относящихся к низкому уровню уменьшилось на 10%, у одного учащегося внешняя мотивация преобладает над внутренней.

«Методика выбора задач» (методика А. К. Дусавицкого) Получены следующие результаты по уровню сформированности содержательно-операционного компонента:
— высокий уровень -4 учащихся (40%);
— средний уровень — бучащихся (60%);
— низкий уровень — 0 учащихся (0%).

На 30% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности содержательно-операционного компонента. Это указывает на наличие у учащихся хороших теоретических знаний. Они самостоятельно решили предложенные задачи. Показатель детей со средним уровнем увеличился на 10%. Учащиеся также без помощи учителя справились с заданиями, но у многих возникли трудности при решении задачи нематематического характера. Детей с низкими показателями сформированности нет. Все учащиеся безошибочно выполнили по две задачи из трех предложенных.

Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» (А. А. Горчинская).

Получены следующие результаты по уровню сформированности воли:
— высокий уровень — 4 учащихся (40%);
— средний уровень — 5 учащихся (50%);
— низкий уровень — 1 учащийся (10%).

По сравнению с результатами констатирующего эксперимента показатели высокого уровня сформированности волевых качеств возросли на 30%. Дети научились четко определять цели познавательной деятельности, рассчитывая на свои силы. Они способны отстаивать свою точку зрения. Показатель количества детей с низким уровнем сформированности воли снизился на 10%. Учащийся с низким уровнем испытывает трудности при необходимости заставить себя учиться [4].

Следовательно, после проведения формирующего эксперимента преобладающим уровнем сформированности компонентов познавательной самостоятельности младших школьников является средний уровень. Он характеризуется тем, что у учащихся проявляется один устойчивый мотив. Действия носят осознанный характер, и знания в знакомой стандартной ситуации применяются свободно. Цель работы, учебную задачу выдвигает учитель, но составлять план решения ученики могут самостоятельно. После решения познавательной задачи частично осуществляется самоконтроль или взаимоконтроль; сам процесс самостоятельного познания контролируют слабо. В процессе работы младшие школьники проявляют усидчивость, терпение, желание преодолеть возникшие сложности. В процесс выполнения работы частично используют элементы творчества. У некоторых учащихся четко выражена познавательная потребность, усложнена мотивация. Они успешно определяют алгоритм самостоятельных действий. В ходе выполнения работы проявляют оригинальность мышления, а также способны использовать различные средства поиска информации. Младшие школьники чаще проявляют устойчивые волевые действия.

Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что произошла положительная динамика сформированности компонентов познавательной самостоятельности младших школьников в целом. На заключительном этапе исследования дети проявили интерес к творческой познавательной деятельности, ответственность, самостоятельность. Четко следовали указаниям учителя, определяя план действий. Они проявили эмоциональную устойчивость при столкновении с трудностями, а их успешное преодоление вызвало у детей положительные эмоции.

Выводы по исследованию:

Экспериментальная работа осуществлялась поэтапно. Диагностические методики соответствуют компонентам познавательной самостоятельности младших школьников.

Программа формирующего эксперимента была представлена апробацией комплекса дидактических игр на уроках математики, цель которых формирование положительного отношения к познавательной деятельности и стремления к целенаправленной самостоятельной деятельности.

Контрольный эксперимент позволил сделать вывод об эффективности созданных нами педагогических условий. Разработанная нами программа оказалась эффективной, поскольку позволила повысить уровень сформированности компонентов познавательной самостоятельности.


Список литературы

  1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника. / М. К. Апетян // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С.38-41.
  2. Бареева, М. Н. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста / М. Н. Бареева // Начальная школа. — 2015. — № 4. — С.42-48.
  3. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — Москва: Академический проект, 2014. — 370 с.
  4. Жикалкина, Т. К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы / Т. К. Жикалкина. — Москва: Высшая школа, 2014. — 160 с.
  5. Минскин, Е. М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников: пособие для учителя / Е. М. Минскин. — Москва: АСТ, 2014. — 210 с.