УДК 373

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КВЕСТА

№31,

Педагогические науки

Халимова Елена Николаевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ; ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; СФОРМИРОВАННОСТЬ; ЗНАНИЙ; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; EDUCATIONAL QUEST; LEARNING PROCESS; EXPERIMENTAL RESEARCH; PRIMARY SCHOOL STUDENTS; FORMATION; KNOWLEDGE; COGNITIVE ACTIVITY.


Аннотация: В данной статье представлены исследования вовлеченности младших школьников в процесс обучения посредством образовательного квеста. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день необходимым считается применение современных образовательных технологий, способствующих активизации самостоятельной деятельности и активного участия в образовательном процессе младших школьников.

Интерес младших школьников к учению – определяющий фактор в процессе обучения. Интересом к учебной деятельности, к получению знаний считают познавательную активность. Ее возникновение напрямую зависит от уровня развития учащегося, его опыта, знаний, а также от способа подачи материала.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны. Работа проводилась с двумя классами – экспериментальным и контрольным. В экспериментальную группу вошли 20 обучающихся 4 «Б» класса. В контрольную группу вошли 20 обучающихся 4 «В» класса.

Исследование проходило в 3 этапа:
– I этап – констатирующий этап;
– II этап – формирующий этап;
– III этап – контрольный этап.

Констатирующий этап – первоначальное диагностирование у младших школьников уровня сформированности познавательной активности в процессе обучения.

Формирующий этап – разработка программы организации образовательных квестов и календарно-тематического планирования ее реализации [3].

Контрольный этап – повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности в процессе обучения.

На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности познавательной активности на примере следующих методик:
– анкетирование «Изучение школьной мотивации» (автор Гинзбург М. Н.);
– наблюдение.

Цель диагностики на констатирующем этапе – выявить уровень сформированности познавательной активности у обучающихся младшего школьного возраста.

Анкетирование «Оценка уровней школьной мотивации» (автор Лусканова Н.Г.) направлено на выявление уровня школьной мотивации и отношения к учебной деятельности. Анкетирование представляло собой бланк, включающий в себя 10 вопросов, раскрывающих отношение обучающихся к школе и процессу обучения.

Ученикам предлагается ответить на вопросы одним из предложенных ответов [1].

Вопросы анкетирования:
1. Тебе нравится в школе?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школе или тебе часто хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?

В заключении все баллы суммируются, определяется уровень сформированности познавательной активности:
– высокий уровень: 25-30 баллов (данные обучающиеся характеризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые образовательным учреждением требования. Они четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, переживают за неудовлетворительные оценки и замечания учителя);
– средний уровень: 15-24 баллов (учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В школе они чувствуют себя благополучно, при этом в школу чаще ходят с целью общения с друзьями, с педагогом. Им нравится иметь красивые школьные принадлежности. Процесс обучения данных учащихся привлекает меньше;
– низкий уровень: 0-14 баллов (обучающиеся посещают школу с нежеланием, предпочитают пропускать занятия. Урок не привлекает интереса у обучающихся [1].

Также в период констатирующего этапа нами было организовано наблюдение за обучающимися с целью выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, выяснить эмоциональное отношение к учебному процессу. Наблюдение проводилось в период практики.

Обработка результатов осуществляется по следующим критериям:
1.инициативность:
– обучающийся проявляет интерес к предмету, задает вопросы, стремится ответить на вопросы, его интерес направлен на объект изучения, проявляет любознательность – 3 балла;
– интерес к учебной деятельности проявляется не системно – 2 балла;
– инициативность отсутствует – 1 балл;
2. самостоятельность:
– самостоятельно выполняет задания, проявляет устойчивость в достижении цели – 3 балла;
– самостоятельность проявляется не всегда – 2 балла;
– самостоятельность отсутствует – 1 балл;
3. отвлекаемость:
– не отвлекается на уроке, сосредоточен на процессе обучения – 3 балла;
– отвлекаемость проявляется не всегда – 2 балла;
– отвлекаемость на высшем уровне – 1 балл.

Таким образом, согласно данным баллам, определяется уровень познавательной активности учащихся [3]:
– высокий уровень: 9-8 баллов (ученики часто задают различные вопросы, которые связаны с учебной деятельностью, выполняют задания, не отвлекаются, ставят перед собой задачи и реализуют их вместе с учителем);
– средний уровень: 7-5 баллов (инициативность и отвлекаемость примерно одинаковы. Обучающиеся интересуются только фактическим материалом, высказываются по теме в процессе обучения, несмотря на это часто отвлекаются в течение урока. Нуждаются в помощи, задают вопросы педагогу);
– низкий уровень: 3-4 балла (младшие школьники ведут себя по-разному в зависимости от проводимого педагогом урока. Обучающиеся практически не задают вопросов познавательного характера, отвлекаемы, позволяют себе заниматься на уроке другими делами).

По итогам двух методик баллы суммируются и выявляется общий уровень сформированности познавательной активности:
– высокий уровень: 30-39 баллов;
– средний уровень: 20-29 баллов;
– низкий уровень: 0-19 баллов.

Результаты проверки уровня сформированности познавательной активности в процессе обучения на констатирующем этапе показали, что в экспериментальной группе 2 обучающихся (10%) обладают высоким уровнем, 14 обучающихся (70%) обладают средним уровнем, а 4 обучающихся (20%) – низким.

В контрольной группе результаты констатирующего этапа показали, что 4 обучающихся (20%) обладают высоким уровнем сформированности познавательной активности, 15 обучающийся (75%) обладают средним уровнем, а 1 обучающийся (5%) – низким уровнем.

По результатам исследования на первом этапе мы видим, что показатель высокого уровня вовлечения в процесс обучения (познавательной активности) в контрольной группе выше на 10%, показатель среднего уровня в той же группе выше на 5%, следовательно, показатель низкого уровня ниже 15 %. Обучающихся с низким уровнем не привлекают уроки и учебная деятельность в целом, тес самым они практически не задают вопросов познавательного характера, отвлекаемы, позволяют себе заниматься на уроке другими делами.

Уровни сформированности познавательной активности в процессе обучения на примере следующих методик: анкетирование «Изучение школьной мотивации» (автор Гинзбург М. Н.) и наблюдение за обучающимися, показали необходимость совершенствования работы в этой области, так как имеются обучающиеся с низким уровнем познавательной активности.

Целью данного этапа являлось выявить уровень сформированности познавательной активности в процессе обучения младших школьников. В связи с вышеуказанными результатами исследования, мы разработали программу организации образовательных квестов и календарно-тематическое планирование ее реализации.

По результатам диагностики на констатирующем этапе было выявлено, что имеются ученики с низким уровнем сформированности познавательной активности. Поэтому на данном этапе была организована целенаправленная работа по формированию данных умений [2].

Цель формирующего этапа эксперимента – повысить уровень познавательной активности в экспериментальной группе путем использования образовательных квестов в урочное и внеурочное время для обучающихся четвертых классов.

На данном этапе было составлено календарно-тематическое планирование образовательных квестов для обучающихся экспериментальной группы. В нем кратко описаны следующие квесты: математический квест «Космическое путешествие», «Путешествие в сказочный лес», «Спортивный марафон», «В гостях у сказки», «Путешествие по стране Грамматика», «Остров Здоровья».

Обучающиеся с интересом принимали участие в квесте: готовились к мероприятию (придумывали название, девиз команды, приветствие соперникам), выполняли задания. Кроме основной цели вовлечения в процесс обучения, во время квеста также развивались следующие умения и способности: формирование логических операций мышления, развитие исследовательской активности, любознательности, физических качеств, формирование интереса к предметам посредством познавательного и занимательного материала [1].

Исходя из опытно-экспериментальной работы, следует сделать вывод, что правильно подобранные квесты способствуют развитию познавательной активности младших школьников, делают их более смышлеными, внимательными, ловкими. Данные образовательные квесты позволяют также повысить познавательный интерес к предметам.

Таким образом, в данной работе описывается второй этап исследования – формирующий. Его целью являлось повысить уровень познавательной активности в экспериментальной группе путем использования образовательных квестов в урочное и внеурочное время для обучающихся четвертых классов. Проследить, насколько эффективными они являются, нам удалось на следующем этапе, где была проведена повторная диагностика.


Список литературы

  1. Панферов, В.Н. Общая психология. Теоретические основы. Учебник и практикум / В.Н. Панферов, М.С. Волохонская, А.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2016. – 298 с.
  2. Редченко И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности / И. М. Редченко // Наука и знание. – 2015. – С. 211-217.
  3. Усманова, И. С. Диагностика по выявлению познавательной активности младших школьников / И. С. Усманова, А. П. Бугаева // Меридиан: науч. электрон. журн. – 2018. – №3 (14). – С. 165-167.