УДК 373
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КВЕСТА
№31,
Педагогические науки
Халимова Елена Николаевна
Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ; ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; СФОРМИРОВАННОСТЬ; ЗНАНИЙ; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; EDUCATIONAL QUEST; LEARNING PROCESS; EXPERIMENTAL RESEARCH; PRIMARY SCHOOL STUDENTS; FORMATION; KNOWLEDGE; COGNITIVE ACTIVITY.
Интерес младших школьников к учению – определяющий фактор в процессе обучения. Интересом к учебной деятельности, к получению знаний считают познавательную активность. Ее возникновение напрямую зависит от уровня развития учащегося, его опыта, знаний, а также от способа подачи материала.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны. Работа проводилась с двумя классами – экспериментальным и контрольным. В экспериментальную группу вошли 20 обучающихся 4 «Б» класса. В контрольную группу вошли 20 обучающихся 4 «В» класса.
Исследование проходило в 3 этапа:
– I этап – констатирующий этап;
– II этап – формирующий этап;
– III этап – контрольный этап.
Констатирующий этап – первоначальное диагностирование у младших школьников уровня сформированности познавательной активности в процессе обучения.
Формирующий этап – разработка программы организации образовательных квестов и календарно-тематического планирования ее реализации [3].
Контрольный этап – повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности в процессе обучения.
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности познавательной активности на примере следующих методик:
– анкетирование «Изучение школьной мотивации» (автор Гинзбург М. Н.);
– наблюдение.
Цель диагностики на констатирующем этапе – выявить уровень сформированности познавательной активности у обучающихся младшего школьного возраста.
Анкетирование «Оценка уровней школьной мотивации» (автор Лусканова Н.Г.) направлено на выявление уровня школьной мотивации и отношения к учебной деятельности. Анкетирование представляло собой бланк, включающий в себя 10 вопросов, раскрывающих отношение обучающихся к школе и процессу обучения.
Ученикам предлагается ответить на вопросы одним из предложенных ответов [1].
Вопросы анкетирования:
1. Тебе нравится в школе?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школе или тебе часто хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
В заключении все баллы суммируются, определяется уровень сформированности познавательной активности:
– высокий уровень: 25-30 баллов (данные обучающиеся характеризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые образовательным учреждением требования. Они четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, переживают за неудовлетворительные оценки и замечания учителя);
– средний уровень: 15-24 баллов (учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В школе они чувствуют себя благополучно, при этом в школу чаще ходят с целью общения с друзьями, с педагогом. Им нравится иметь красивые школьные принадлежности. Процесс обучения данных учащихся привлекает меньше;
– низкий уровень: 0-14 баллов (обучающиеся посещают школу с нежеланием, предпочитают пропускать занятия. Урок не привлекает интереса у обучающихся [1].
Также в период констатирующего этапа нами было организовано наблюдение за обучающимися с целью выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, выяснить эмоциональное отношение к учебному процессу. Наблюдение проводилось в период практики.
Обработка результатов осуществляется по следующим критериям:
1.инициативность:
– обучающийся проявляет интерес к предмету, задает вопросы, стремится ответить на вопросы, его интерес направлен на объект изучения, проявляет любознательность – 3 балла;
– интерес к учебной деятельности проявляется не системно – 2 балла;
– инициативность отсутствует – 1 балл;
2. самостоятельность:
– самостоятельно выполняет задания, проявляет устойчивость в достижении цели – 3 балла;
– самостоятельность проявляется не всегда – 2 балла;
– самостоятельность отсутствует – 1 балл;
3. отвлекаемость:
– не отвлекается на уроке, сосредоточен на процессе обучения – 3 балла;
– отвлекаемость проявляется не всегда – 2 балла;
– отвлекаемость на высшем уровне – 1 балл.
Таким образом, согласно данным баллам, определяется уровень познавательной активности учащихся [3]:
– высокий уровень: 9-8 баллов (ученики часто задают различные вопросы, которые связаны с учебной деятельностью, выполняют задания, не отвлекаются, ставят перед собой задачи и реализуют их вместе с учителем);
– средний уровень: 7-5 баллов (инициативность и отвлекаемость примерно одинаковы. Обучающиеся интересуются только фактическим материалом, высказываются по теме в процессе обучения, несмотря на это часто отвлекаются в течение урока. Нуждаются в помощи, задают вопросы педагогу);
– низкий уровень: 3-4 балла (младшие школьники ведут себя по-разному в зависимости от проводимого педагогом урока. Обучающиеся практически не задают вопросов познавательного характера, отвлекаемы, позволяют себе заниматься на уроке другими делами).
По итогам двух методик баллы суммируются и выявляется общий уровень сформированности познавательной активности:
– высокий уровень: 30-39 баллов;
– средний уровень: 20-29 баллов;
– низкий уровень: 0-19 баллов.
Результаты проверки уровня сформированности познавательной активности в процессе обучения на констатирующем этапе показали, что в экспериментальной группе 2 обучающихся (10%) обладают высоким уровнем, 14 обучающихся (70%) обладают средним уровнем, а 4 обучающихся (20%) – низким.
В контрольной группе результаты констатирующего этапа показали, что 4 обучающихся (20%) обладают высоким уровнем сформированности познавательной активности, 15 обучающийся (75%) обладают средним уровнем, а 1 обучающийся (5%) – низким уровнем.
По результатам исследования на первом этапе мы видим, что показатель высокого уровня вовлечения в процесс обучения (познавательной активности) в контрольной группе выше на 10%, показатель среднего уровня в той же группе выше на 5%, следовательно, показатель низкого уровня ниже 15 %. Обучающихся с низким уровнем не привлекают уроки и учебная деятельность в целом, тес самым они практически не задают вопросов познавательного характера, отвлекаемы, позволяют себе заниматься на уроке другими делами.
Уровни сформированности познавательной активности в процессе обучения на примере следующих методик: анкетирование «Изучение школьной мотивации» (автор Гинзбург М. Н.) и наблюдение за обучающимися, показали необходимость совершенствования работы в этой области, так как имеются обучающиеся с низким уровнем познавательной активности.
Целью данного этапа являлось выявить уровень сформированности познавательной активности в процессе обучения младших школьников. В связи с вышеуказанными результатами исследования, мы разработали программу организации образовательных квестов и календарно-тематическое планирование ее реализации.
По результатам диагностики на констатирующем этапе было выявлено, что имеются ученики с низким уровнем сформированности познавательной активности. Поэтому на данном этапе была организована целенаправленная работа по формированию данных умений [2].
Цель формирующего этапа эксперимента – повысить уровень познавательной активности в экспериментальной группе путем использования образовательных квестов в урочное и внеурочное время для обучающихся четвертых классов.
На данном этапе было составлено календарно-тематическое планирование образовательных квестов для обучающихся экспериментальной группы. В нем кратко описаны следующие квесты: математический квест «Космическое путешествие», «Путешествие в сказочный лес», «Спортивный марафон», «В гостях у сказки», «Путешествие по стране Грамматика», «Остров Здоровья».
Обучающиеся с интересом принимали участие в квесте: готовились к мероприятию (придумывали название, девиз команды, приветствие соперникам), выполняли задания. Кроме основной цели вовлечения в процесс обучения, во время квеста также развивались следующие умения и способности: формирование логических операций мышления, развитие исследовательской активности, любознательности, физических качеств, формирование интереса к предметам посредством познавательного и занимательного материала [1].
Исходя из опытно-экспериментальной работы, следует сделать вывод, что правильно подобранные квесты способствуют развитию познавательной активности младших школьников, делают их более смышлеными, внимательными, ловкими. Данные образовательные квесты позволяют также повысить познавательный интерес к предметам.
Таким образом, в данной работе описывается второй этап исследования – формирующий. Его целью являлось повысить уровень познавательной активности в экспериментальной группе путем использования образовательных квестов в урочное и внеурочное время для обучающихся четвертых классов. Проследить, насколько эффективными они являются, нам удалось на следующем этапе, где была проведена повторная диагностика.
Список литературы
- Панферов, В.Н. Общая психология. Теоретические основы. Учебник и практикум / В.Н. Панферов, М.С. Волохонская, А.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2016. – 298 с.
- Редченко И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности / И. М. Редченко // Наука и знание. – 2015. – С. 211-217.
- Усманова, И. С. Диагностика по выявлению познавательной активности младших школьников / И. С. Усманова, А. П. Бугаева // Меридиан: науч. электрон. журн. – 2018. – №3 (14). – С. 165-167.