УДК 373

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

№31,

Педагогические науки

Халимова Елена Николаевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ; НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; MODERN TECHNOLOGIES; EDUCATIONAL QUEST; PRIMARY SCHOOL; COGNITIVE ACTIVITY.


Аннотация: В данной статье дается характеристика современных технологий, а именно образовательного квеста в познавательной деятельности начальной школы. Сегодня квесты начинают приобретать достаточно широкую известность. Многие школы и другие заведения начинают продвигать это направление и усовершенствовать его.

Современный урок организуется в соответствии с различными требованиями. Одним из важных требования считается вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность. В соответствии возрастным особенностям детей, игра является хорошим средством, поскольку дети любят играть. Но нужно отметить, что формы игр меняются. А такэе появляются современные технологии, которые также способствуют вовлечению обучающихся в процесс обучения. На сегодняшний день популярность набирает квест-технология.

В мифологии и литературе термин «квест» изначально означало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к поставленной цели путем преодоления препятствий (трудностей) [4].

Образовательный квест – это интегрированная технология, которая объединяет идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимоотношения в команде и ИКТ; сочетает целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и вспомогательных заданий с приключениями и игрой по какому-либо сюжету[4].

Образовательный квест способствует индивидуализации процесса обучения, задействования всего образовательного пространства и создания лучших условий для развития и самореализации участников образовательных отношений. В образовательном процессе квестом является организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ученики осуществляют поиск информации по указанным адресам, а также включающий поиск данных адресов или других объектов, людей и заданий [7].

В первую очередь, это необычный формат для организации урока, внеурочной деятельности, мероприятия и т.п. Обучающимся это нравится, поскольку при участии в данных формах организации учебной деятельности, у них развивается познавательная активность, психические процессы, они раскрывают свои скрытые способности. Квест может быть организован как в живой форме, так и в веб-формате. Применять педагог может в урочной деятельности, а также во внеурочное время.

Образовательный квест включает в себя следующие особенности [8]:
– алгоритм квеста выстраивается в логике технологии проблемного обучения (от постановки проблемы до путей ее решения, представления результата и рефлексии, что способствует развитию обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности);
– образовательные «продукты», которые выполняются индивидуально или в группе в результате окончания квеста, могут быть разными: от решения поставленной проблемы в виде ответа на вопрос до созданных мультимедиа-презентаций, роликов, буклетов, лэпбуков, тематических альбомов и т.п.;
– интрига и сюжет;
– применение специальных компьютерных программ, информационных возможностей сети Интернет.

К организации любого квеста необходимо относиться серьезно. Для составления квеста Е. А. Игумновой [2] и И. В. Радецкой [4] была разработана технологическая карта образовательного квеста. Технологической картой является поэтапное описание процесса, в котором также указывается применяемые средства.

Технологическая карта образовательного квеста включает в себя следующие структурные элементы [1]:
1. название квеста: должно быть кратким, оригинальным;
2. направленность: указывается учебный предмет или одно из направлений воспитательной деятельности (экологическое, духовно-нравственное, физическое, патриотическое, и др.);
3. цель и задачи: для постановки цели и задач необходимо учитывать образовательные стандарты;
4. продолжительность: один урок, несколько уроков, неделя, четверть или другой промежуток времени (краткосрочный или длительный);
5. возраст школьников / целевая группа: учет возрастных особенностей, образовательных потребностей, возможностей обучающихся;
6. легенда: вымышленная история о событиях и личностях, которые послужат началом игры;
7. персонажи: предлагается список персонажей (героев) и их характеристики. Выбор ролей производится согласно правилам;
8. основное задание / основная идея: носит проблемный характер;
9. сюжет: несколько событий в игре (например, последовательность станций); правила продвижения также оговариваются согласно правилам;
10. задания/ препятствия: квест включает в себя основное задание и второстепенные;
11. навигаторы: ориентиры, метки, подсказки;
12. ресурсы: участникам квеста предлагается список литературы, мультимедиа-презентации, ролики, материалы и др.;
13. критерии оценивания деятельности участников: разрабатывается педагогом;
14. итог, рефлексия: результат необходимо сверить с целями и задачами, с выполнением основной части (разгадано ли загадка, выполнен ли продукт). Выбор формы рефлексии зависит от цели квеста.

Квест, это, в первую очередь, разновидность игры. К нему применяются требования, предъявляемые к дидактической игре [2]:
1. направленность на применение или отработку конкретных знаний, умений и навыков;
2. наличие поискового (исследовательского) характера;
3. направленность на умственное развитие младших школьников.

К образовательному квесту предъявляется решение следующих задач [5]:
– образовательная: вовлечение школьников в активный познавательный процесс;
– развивающая: развитие интереса к предмету, творческих способностей, мышления, формирование навыков исследовательской деятельности;
– воспитательная: воспитание личной ответственности за выполнение задания.

Образовательный квест способствует [6]:
– развитию познавательных УУД: структурирование знаний, применение методов информационного поиска, выбор эффективных способ решения задач, контроль и самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности, умение видеть последствия принятого решения, построение логической цепи рассуждений;
– развитию коммуникативных УУД: строить продуктивное взаимодействие с участниками группы, учет позиции и мнения окружающих, инициативное сотрудничество в поиске и применении информации;
– развитию регулятивных УУД: планирование и прогнозирование деятельности, коррекция деятельности;
– развитию личностных УУД: повышение учебной мотивации, освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе;
– установлению эмоциональной обстановки для всех участников образовательного процесса.

Квесты делятся на несколько групп:
1. по времени (краткосрочные и долгосрочные);
2. по форме работы (групповые и индивидуальные);
3.по предметному содержанию (моно-квест в рамках одного предмета, межпредметный квест);
4. по структуре сюжета (линейные, не линейные (штурмовые), кольцевые);
5. по доминирующей деятельности (исследовательский, информационный, творческий, поисковый, игровой, ролевой).

Таким образом, квест является современной образовательной технологией. Он способствует вовлечению учащихся в активный познавательный процесс, развивает интерес к предмету, творческие способности, мышление, формирует навыки исследовательской деятельности. Также были проанализированы теоретические подходы к применению образовательного квеста как современной технологии активизации познавательной деятельности младших школьников. Образовательный квест способствует творческому развитию младших школьников, проявлению интеллектуальной и эмоциональной активности. В ходе квеста также мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка.


Список литературы

  1. Волков, Б. С. Психология детей младшего школьного возраста (для бакалавров) / Б. С. Волков. – М.: КноРус, 2018. – 140 с.
  2. Жораева С. Пути формирования познавательной активности младших школьников / С. Жораева, У. Ибрагимова, Б. Бейсенбаева // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-4. – С.481-484.
  3. Игумнова Е. А. Квест-технология в контексте требования ФГОС начального образования / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования, 2016. – № 6. – С. 16-20.
  4. Игумнова Е. А. Квест-технология в образовании: учеб. пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 164 с.
  5. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2017. – 992 с.
  6. Мищук О. Н. Веб-квест технология как интеграция мотивационного и коммуникативного аспектов в обучении / научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. – Т. 5. – С. 168-171.
  7. Редченко И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности / И. М. Редченко // Наука и знание. – 2015. – С. 211-217.