УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№31,

Педагогические науки

Шицко Валентина Валерьевна


Научный руководитель: Мальчевская М.Л., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; HEALTHY LIFESTYLE; PRIMARY SCHOOL STUDENTS; ADDICTIVE BEHAVIOR; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES.


Аннотация: Сегодня, в XXI веке, чаще всего общество характеризуется насильственно-потребительской психологией по отношению как к природе, так и человеку. В свете этого у людей теряется чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей. Медицинская статистика показывает, что именно проблема здоровья современных детей стоит особенно остро. Причинами этого являются множество факторов, однако на первый план, по мнению В. П. Казначеева, В. Д. Жирнова, Ю. П. Лисицына, A. M. Изуткина и других, выходит проблема отношения самого человека к ценности своего здоровья и здорового образа жизни.

Ценность здоровья в системе общечеловеческих культурных ценностей стоит на одном из первых мест, так как она определяет возможность освоения человеком всех остальных ценностей. Кроме того, как показывают исследования С.Е. Шукшина, В. Поштарева, без сформированности ценностного отношения человека к своему здоровью невозможен сам процесс гармоничного развития человека. Однозначно невозможно обладать здоровым организмом не соблюдая элементарные правила здорового образа жизни, основы которого закладываются именно начиная с раннего возраста в то время, когда дети максимально восприимчивы к действиям воспитательного характера. Об этом свидетельствуют исследования А.Н.Леонтьева, В.В. Колбанова, Д.Б. Эльконина, Н.И.Непомнящей и др.

Однако, несмотря на достаточно большое внимание теоретиков и практиков к данной проблеме, она остается не до конца разрешенной и сегодня. При этом, как отмечается в работах В. Н. Мяснищева, И.В. Журавлева, Т.В. Белинской, В.Н. Беленовой, В.С. Кучменко, важнейшим критерием сформированности основ здорового образа жизни исследователями определено именно эмоционально-ценностное отношение к данному феномену.

Период младшего школьного возраста считается наиболее сензитивным для формирования ценностных ориентиров, так как именно ориентиры, сформированные в данном возрасте в будущем будут обладать максимально сильным регулятивным воздействиям на систему отношений в обществе. Следовательно, формирование эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ также следует начинать именно в этот период. Однако, как показывает анализ существующей практики школьного обучения по описываемой нами проблеме, эта работа проводится не на должном уровне. Чаще всего задачи, связанные с формированием ЗОЖ не находят должного отражения в целях и задачах образовательного процесса начальной школы. Помимо этого, несмотря на требования Федеральных государственных образовательных стандартов к сохранению здоровья школьников, оздоровительно-воспитательная работа в школе проводится спонтанно, бессистемно, а главное не обладает воздействием на эмоциональную сферу ребенка, что лишает все усилия по здоровьесбережению смысла, так как у школьников основы ЗОЖ не обретают личностный смысл. Все это особенно актуально для младших школьников с аддиктивным поведением. Об этом свидетельствуют исследования Л.П. Пикаловой, где говорится, что у таких детей чаще всего уже существует набор отрицательных привычек, отражающихся на их здоровье.

Вопросы зависимого поведения, последовательность его формирования отражена в трудах таких исследованиях, как Г.С. Абрамова, О.Н. Безрукова, К.Р. Брагина и др. О профилактике аддиктивного поведения говорится в работах А.В. Гоголевой, Н.А. Залыгиной, А.В. Котлярова. При этом во всех этих исследованиях указывается, что особенностью таких детей являются низкая школьная успеваемость, нарушения в эмоционально-волевой, ценностно-смысловой и межличностно-социальной сферах, деформация ценностных предпочтений в сферах отношений. Все это является риском для здоровья детей с аддиктивным поведением. Это подтверждается исследованиями, которые были проведены на базе МБОУ «Шушенской средней общеобразовательной школе № 2» п. Шушенское Красноярского края. В исследовании принимали участие обучающиеся первых классов в количестве 44 человек. Исследование было проведено в двух направлениях. Первое предполагало изучение личностных качеств детей, которые имеют склонность к аддективному поведению для этого нами была использована методика «Большая пятерка личностных качеств» А.Б. Хромова.

Анализируя полученные данные, учитывалось, что учащиеся с низким и высоким уровнями выраженности личностных качеств, находятся в зоне риска склонности к аддиктивному поведению. Результаты этого исследования представлены на рисунке 1.


Рисунок – 1 Результаты исследования экспериментальной и контрольной групп по методике «Большая пятерка личностных качеств» А.Б. Хромова (в процентном соотношении)

Полученные результаты говорят о том, что более чем у 20% первоклассников выявлено склонность к аддиктивному поведению по всем показателям. Это достаточно большой процент детей, что заставляет задуматься о профилактической работе с этими учащимися с начала школьного обучения.

Второе направление предполагало оценку уровня сформированности ценности здоровья. С этой целью было проведено тестирование, с детьми со склонностями к аддиктивному поведению. Эта оценка проводилась на основе методики «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо, В. Ясвина. Результтаты по этой методике отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты исследования экспериментальной и контрольной групп по методике «Индекс отношения к здоровью», С. Дерябо, В. Ясвина. (в процентном и количественном соотношении)

Анализ таблицы позволяет сказать, что у детей, склонных к аддиктивному поведению, ценность своего здоровья не входит в число приоритетных, этот вывод заставляет насторожиться, так как впоследствии такие дети могут проявить склонность к употреблению различных психотропных веществ (алкоголь, курение, наркотические вещества и т.п.).

Также нами была проведена методика, направленная на выявление степени мотивации к здоровому образу жизни школьников. Для этого нами был использован диагностический инструментарий методики «Гармоничность образа жизни школьников» Н.С. Гаркуши. Результаты этого исследования отражены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты исследования экспериментальной и контрольной групп по методике «Гармоничность образа жизни школьников» Н.С. Гаркуша (в процентном и количественном соотношении)

По данным, представленным в таблице, можно сказать, что около 50% младших школьников понимают, что здоровье необходимо ценить и относиться к нему как к ценности, однако не считают нужным использовать в своей повседневной жизни практические навыки сохранения и преумножения своего здоровья. Кроме того, 50% учащихся показали, что у них полностью отсутствует мотивация к здоровому образу жизни и ценностное отношение к здоровью.

Все это побудило к разработке и проведению специальной работы с детьми, имеющими склонность к аддиктивному поведению, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью и привитие привычек здорового образа жизни. В силу того, что у данной категории детей учебная деятельность не является личностно значимой, а значит знания о ЗОЖ, полученные в ходе образовательного процесса, чаще всего являются малоэффективными, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной в этом направлении будет внеурочная деятельность.

О роли внеурочной деятельности в этом направлении с младшими школьниками, говорится в исследованиях таких ученых, как Г.К. Зайцев, И.И. Габеркорн, И.Ю. Кулагина, Л.М. Фридман, Е.И. Эргардт. Тем не менее при анализе научно-методической литературы было выявлено очевидное противоречие, которое состоит в недостаточной разработанности вопроса формирования эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников с аддиктивным поведением в процессе внеурочной деятельности.

Исходя из этого нами была разработана программа формирования ЗОЖ у детей с признаками аддиктивного поведения «Хочу быть здоровым». Ее целью стало формирование эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ у школьников с аддиктивным поведением. Программа включала два блока. Первый был посвящен теоретическому освещению вопросов здорового образа жизни. Второй — направлен на практическое привитие привычек здорового образа жизни. Каждый блок включал в себя по 8 занятий, формами проведения которых стали различные интерактивные беседы, сопровождающиеся просмотром видеоматериалов, дискуссии, ролевые игры, дидактические игры, игры-демонстрации, практические упражнения, викторины, соревнования и т.п.

Разработанная программа предусматривает не только улучшение отношения детей школьного возраста, склонных к аддиктивному поведению, к собственному здоровью, но также способна оказать положительное воздействие на поведение школьников, способствовать формированию у них привычек здорового образа жизни.

Школьники по-разному реагировали на занятия. Более эффективным оказались занятия, которые носили дискуссионный характер. Каждому из школьников хотелось высказать собственную точку зрения, подкрепить ее фактами из личного опыта. Изначально, при проведении первых занятий пришлось столкнуться с демонстративной позицией игнорирования, но постепенно, благодаря подбору интересных заданий, первичная позиция школьников переросла в полную включенность, о чем свидетельствовали уточняющие вопросы, комментарии.

Проведенный контрольный этап нашей работы показал существенное изменение в уровне сформированности эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников экспериментальной нруппы. Это отражено на рисунке 2.


Рисунок 2. Общий уровень сформированности представлений и навыков сохранения и укрепления здоровья у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента

Анализ полученных результатов свидетельствует о наличии устойчивой положительной динамики изменения общего уровня сформированности представлений и навыков сохранения и укрепления здоровья у детей младшего школьного возраста. По отношению к констатирующему этапу эксперимента количество обучающихся в экспериментальной группе, имеющих высокий уровень сформированности, возрос на 21%, в то время как в контрольной группе прирост составил 6%.

Таким образом, целостная картина оценки своего здоровья в результате проведения систематических занятий во внеурочной деятельности получила свое развитие. В результате реализации системы мероприятий внеурочной деятельности, направленной на формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, у детей был повышен общий уровень сформированности представлений и навыков сохранения и укрепления здоровья. В результате повторной диагностики наблюдается качественный переход от упрощенного понимания здорового образа жизни как активного образа жизни к более сложному, системному восприятию его компонентов – физического развития, навыков личной гигиены, привычек здорового образа жизни, режима дня, питания, психо-эмоционального благополучия.


Список литературы

  1. Тамбовцева В.А. Влияние изучения темы «Человек» на уроках окружающего мира на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников / В.А. Тамбовцева // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. – практ. Конф. (Чебоксары, 9 дек. 2017 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С.54 – 56.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2015 – 251 с.
  3. Фролов И.Т. Философский словарь. – М.: Республика, 2004. – 719 с. 53.