УДК 347.73

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

№31,

Юридические науки

Желонкин Алексей Владимирович


Ключевые слова: БАНКОВСКАЯ ТАЙНА; БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА; ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ; США; ГЕРМАНИЯ; ШВЕЙЦАРИЯ; ВЕЛИКОБРИТАНИЯ; ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ; BANKING SECRECY; BANKING SYSTEM; FOREIGN COUNTRIES; USA; GERMANY; SWITZERLAND; UK; EUROPEAN UNION.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализирован опыт зарубежных стран в сфере правового регулирования и режима института банковской тайны. Выявлены положительные аспекты, которые могут быть заимствованы Российской Федерацией для усовершенствования отечественного законодательства о банковской тайне.

Важным является раскрытие аспектов нормативно-правового регулирования банковской тайны в зарубежных странах, учитывая специфику ее законодательной регламентации в Российской Федерации.

Банковская система каждой страны является главным элементом экономики, а также выступает его «кровеносной системой». С целью обеспечения ее стабильного и надежного функционирования государство предоставляет гарантии банковской деятельности, ключевую роль среди которых занимает банковская тайна.

Банковская тайна как составной институт правовой системы каждого развитого государства, содержание которой отражается исходя из особенностей экономико-правовой доктрины данного государства и соответственно формирования его нормативной базы, что гарантирует правовую защиту ключевой информации с ограниченным доступом. В большинстве зарубежных стран банковская тайна рассматривается как особый вид коммерческой тайны.

Понятие «банковская тайна» выступает одним из центральных понятий банковского законодательства многих государств мира. Это объясняется, прежде всего, тем, что банки, которые являются носителями финансовой информации, традиционно находятся в эпицентре внимания государственных органов.

Банковская тайна во многих развитых зарубежных странах закреплена в различных нормативно-правовых актах, которые преимущественно имеют универсальный характер и кроме непосредственно вопросов, связанных с банковской тайной регламентируют в целом правовые аспекты банковской системы таких стран.

Банковское законодательство в зарубежных странах характеризуется использованием широкого спектра различных по юридической природе источников, что, в частности, определяется спецификой различных субъектов, объекта, а также методов банковского регулирования. К таким источникам следует отнести [2, с. 44]:

1. Национальное банковское законодательство, составляющее систему нормативно-правовых актов, нормы которых регулируют банковские правоотношения. Оно проявляется, прежде всего, в форме законов. Так, в США действует развитая правовая система нормативных актов, которые можно охарактеризовать тщательностью правового регулирования всех сторон такой банковской деятельности. Для примера можем выделить Закон о праве на финансовую тайну.

Существенным по объему блоком банковского законодательства выступают положения, инструкции, различные правила, которые выдают банки, а также формуляры, которые используют в ежедневной банковской практике для заключения банковских сделок, локальные акты в форме уставов банков и их ассоциаций, правила по обслуживанию клиентов и определенные службы банка. Ключевое значение для международного банковского законодательства играют правовые обычаи, а также обычаи делового оборота.

2. Международные конвенции и договоры, регламентирующие банковские правоотношения, ратифицированные парламентами различных стран, также относят к источникам банковского законодательства.

3. Сложившиеся в межбанковской практике международные обычаи, которые и становятся объектами международной унификации в рамках Международной торговой палаты, выступают актами неофициальной кодификации в сфере международных обычаев.

4. В государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой системе (например, Великобритания, США, Канада и др.), где действует право судебных прецедентов, главную роль в нормативно-правовом регулировании банковской деятельности играет именно судебная и арбитражная практика, а именно решение судебных органов и арбитражей с определенных дел с участием банков, а также те прецеденты, которые созданы Судом Европейского Союза.

5. Нормативно-правовые акты ключевых международных организаций, распространяющих свое действие на территорию государств-членов, является также важным элементом в сфере правового регулирования банковской деятельности. Так, например, с образованием Международного валютного фонда в 1944 году как международной валютно-кредитной организации, которая получила статус специализированного учреждения ООН, ключевым источником нормативно-правового регулирования, особенно главных эмиссионных банков, стал устав Международного валютного фонда. Данный Устав играет важную роль в развитии торговли на международной арене и валютного сотрудничества именно установлением правовых норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, регулированием порядка обеспечения системы платежей при подписании международных валютных сделок, а также межбанковских соглашений в сфере ведения расчетов и т. д.

Свой отпечаток на институт банковской тайны накладывает специфика страны, действующие законодательство и международные соглашения, наличие или отсутствие правовых коллизий, деловые и банковские обычаи, система дифференциации банковских счетов, особенности конкретного банковского учреждения и тому подобное. Например, то, что в одной юрисдикции рассматривается как «отвратительное мошенничество», которое подлежит уголовному наказанию, в другой вполне может считаться достойным примером для похвалы и проявлением профессионализма в бизнесе. Прежде всего, примером столь противоположной по смыслу трактовки являются факты уклонения физических и юридических лиц от уплаты налогов. Учитывая это, степень хранения банковской тайны в разных уголках мира существенно отличается друг от друга.

Начало посягательства на банковскую тайну произошло практически одновременно с появлением самих банков. Историки отмечают, что банковская тайна как конфиденциальность сведений о внесенных вкладах в банках имеет почти историю в 300 лет. Она, так сказать, родилась в Швейцарии.

Соответственно своего дальнейшего развития банковская тайна получила в Уголовном уложении России 1903 г. (ст. 544). Сам термин «банковская тайна» в советском законодательстве рассматривался только в понятии «тайна вклада» [5, с. 17].

Швейцарию считают одной из важнейших банковских и финансовых центров мира, где банковское дело стала популярной в 50-60 годах прошлого века. Географическое расположение в центре Европы, высокий статус постоянного нейтралитета, гарантированная экономическая и политическая стабильность, достаточно устойчивый курс национальной валюты, либеральное национальное законодательство в валютно-финансовой сфере, а также достаточно разветвленная сеть банковских филиалов и отделений и значительный ассортимент банковских услуг с большими количествами операций способствовали становлению государства в качестве ключевого международного финансового центра мира.

Институт банковской тайны, который был ключевым и устойчивым монолитом непоколебимой основы всей швейцарской банковской системы и способствовал становлению страны как благополучного и стабильного в административных и финансовых системах центра, находится под прицелом стран Европейского Союза и Соединенных Штатов. Институт банковской тайны в Швейцарии был заложен в 1936 году.

Следует отметить, что в банковском законодательстве Швейцарии не имеет легального определения банковской тайны, однако указанный правовой институт занимает главное место в системе банковского законодательство государства. Так, правовому регулированию банковской тайны в соответствии со ст. 398 Трудового кодекса, а также ст. 260, 305 a, 305 b Уголовного кодекса, Федерального акта о международной взаимопомощи по уголовным делам, ст. 47 Федерального банковского акта, Федерального акта о безопасный обмен и безопасную торговлю, Федерального акта «О предотвращении отмывания средств в финансовом секторе», Федерального акта «О договоре с Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам». Также указанный правовой режим банковской тайны регламентируется такими международными нормативными актами, как Европейская конвенция о взаимопомощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года, Конвенция от 8 ноября 1990 года об отмывании, поиске, выявлении и конфискации доходов от преступлений, Международными договорами о юридической взаимопомощи. Все вышеупомянутые нормативные акты содержат положения, закрепляющие банковскую тайну [1, с. 312].

Конечно, нельзя утверждать, что принцип банковской тайны является абсолютным. Швейцарские законы детально регламентируют, при каких условиях банковская тайна могла бы быть частично раскрыта. А именно тогда, когда гражданин Швейцарии был заподозрен в уголовном преступлении. Правоохранительные органы должны получить разрешение суда, по которым такая банковская тайна будет раскрыта. Что касается иностранных граждан, то здесь действует другой принцип, который определен в двустороннем договоре с каждой отдельной страной. При любых основ, правоохранительные органы другой страны могут сначала получить разрешение суда Швейцарии, причем данное уголовное действие «клиента-подозреваемого» должен принадлежать к уголовной ответственности и по законам Швейцарии [8, с. 126].

Однако швейцарскую банковскую тайну по степени привлекательности значительно превзошла австрийская банковская тайна. В этом государстве гарантируется не только конфиденциальность денежных вкладов, но также существуют существенные преимущества в отношении вложений денежных средств. В то время, когда в Швейцарии налоги на прибыль с капитала составляют 35%, налоги на прибыль из конфиденциальных капиталовложений в Австрии составляют 22%, то есть, фактически банковская тайна Швейцарии имеет более высокую ценность [7, с. 148].

Нормы австрийского законодательства о банковской тайне являются достаточно жесткими, поскольку их изменение и дополнение возможны голосами большей части участников Национального совета.

Наглядным примером европейского сотрудничества по банковскому регулированию является Европейский Союз в лице Европейской комиссии, которая наделена правом по принятию нормативно-правовых актов, которые соответственно имеют обязательный характер для каждого из государств-членов Европейского Союза. Именно совокупность данных норм необходимо выделить как обособленное Европейское банковское законодательство. Прежде всего, это касается директив, которые должны регламентировать банковскую деятельность в рамках всего Европейского Союза. Кроме того, такие директивы включают нормы по правоотношениям относительно банковской тайны.

Важно, что банки, которые созданы на территории одного из государств-членов Европейского Союза могут также действовать на таких же началах и в другой стране Европейского Союза при соблюдении законодательства данной страны и получив разрешение на родине.

Однако гармонизация права в отношении банковской тайны в Европейском Союзе составляла довольно сложную проблему. Эта ситуация становится понятной, если принять во внимание, что каждая европейская страна имела разные традиции регламентации вопросов банковской тайны.

В банковском праве Германии банковская тайна рассматривается как обязательство банка хранить молчание о фактах и их оценке, касающиеся клиентов, от которых банк получает такие сведения [6, с. 63]. Речь идет о сохранении доверенной банку информации, то есть охране подлежат любые сведения, полученные банком от клиента. Кроме того, по определенным категориям уголовных дел банковские работники могут не свидетельствовать в отношении своих клиентов, учитывая банковскую тайну.

Так, во Франции в соответствии с Законом о банках 1984 года, банковскую тайну должны хранить члены соответствующего административного совета или наблюдательного совета кредитной организации, а также каждое лицо, принимающее участие в делах управления кредитным учреждением. Обязательство по соблюдению банковской тайны распространяется на лиц, проводящих по поручению банковской комиссии надзор. Статьей 14 Закона о Банк Франции от 4 августа 1993 года предусматривается сохранение банковской тайны каждым из агентов данного заведения. Банк должен держать в тайне всю информацию, которая была доверена ему клиентом или третьими лицами [9, с. 301]. В то же время информацию о банковских счетах, уплате процентов по депозитам банки обязаны передавать налоговым органам автоматически. Кроме того, таможенные органы могут требовать информацию, составляющую банковскую тайну от банковских учреждений Франции.

Банковская тайна во Франции при возбуждении уголовного дела должна быть раскрыта по запросу судебных или правоохранительных органов. Однако такое раскрытие возможно лишь на основании поручения судебного следователя лицу, которое проводит дознание в рамках данного уголовного дела.

Кроме того, законодательство Франции предусматривает раскрытие банковской тайны при определенных обстоятельствах. Такими обстоятельствами, например, есть борьба с «грязными» деньгами, когда банки осуществляют операции, связанные со средствами от торговли наркотическими веществами или деятельности организованных преступных групп. Банки должны раскрывать условия контрактов, которые содержат признаки незаконной деятельности.

Поэтому помимо универсальных нормативных актов, банковская тайна находит свое отражение в нормах специального банковского законодательства некоторых зарубежных стран.

В странах, где действует прецедентное право, немного по-другому подходят к вопросам банковской тайны.

Банковское право Великобритании по-особенному уделяет внимание проблемам банковской тайны. Тем не менее, проблемы правового регулирования отношений банковской тайны не получили должной правовой регламентации в английском праве. С начала основы к обязанности банка хранить конфиденциальность своих отношений с клиентом базировались на подходах к контракту между банком и клиентом как до определенного договора, включающего элементы агентского соглашения. Агент постоянно связан обязанностью по сохранению конфиденциальности своих отношений с принципалом. Банковская тайна рассматривалась как такая, что имелась в виду условие договора клиента и банка в соответствии [3, с. 56]. В то же время, Великобритания выделила особую процедуру раскрытия банковской тайны. При этом некоторые законы устанавливают право государственным органам раскрывать информацию о клиенте банка.

Банковское право Великобритании позволяет центральному банку при выполнении надзорной функции за другими банками раскрывать в необходимых случаях банковскую тайну. Кроме того, центральный банк обязан раскрывать банковскую тайну для других государственных органов, имеющих право на ее получение.

Ключевую роль при раскрытии банковской тайны центральным банком в Великобритании играет публичный интерес дела, а также частный интерес в каждом конкретном случае клиента банка.

В большинстве стран мира правовым основанием для раскрытия информации, которая отнесена к банковской тайне, выступает запрос судебного органа. В США в 1970 г. принят Закон о банковской тайне, который направлен оказывать помощь в уголовных, налоговых и административных расследованиях в форме выемки бухгалтерских книг, и соответственно предоставление информации о некоторые банковские сделки. Такие же процедуры предусмотрены законодательством таких стран как Англия, Германия, Франция и большинство других стран мира. В США построена действенная модель по сотрудничеству правительственных органов (прежде всего Министерства финансов, юстиции и правоохранительных органов), в которой включены и представительства банков. С одной стороны, были специально созданы соответствующие подразделения, в частности банковские департаменты Штатов со специальными функциями, а с другой создана Американская Ассоциация банков, как крупное объединение банковских учреждений США [5, с. 16].

В Банковском департаменте штата созданы специальные аналитически-разведывательные органы, которые не являются правоохранительными, однако занимаются делами по изучению, поиску и подготовке информации, которая имеет отношение к преступной деятельности. По каждому выявленному факту правонарушения по отдел тесно работает с правоохранительными органами для обеспечения согласованных действий по выявлению и пресечению конкретных нарушений законов. Правовое регулирование банковской тайны в форме закона позволило вышеупомянутым органам США действовать в рамках правового поля и на законных основаниях истребовать информацию и документы, содержащие банковскую тайну.

Таким образом, банковская тайна в развитых зарубежных странах закреплена в различных нормативных актах, которые носят универсальный характер и кроме вопросов банковской тайны регулируют в целом правовые аспекты банковской системы таких стран. Кроме универсальных нормативных актов, банковская тайна находит свое отражение в нормах специального банковского законодательства некоторых зарубежных стран.


Список литературы

  1. Гютлинг Н. Изменения в области швейцарской банковской тайны и их значение для банковских клиентов //Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения. – 2015. – С. 312-313.
  2. Котляров М. А., Рыкова И. Н. Гармонизация банковского законодательства и регулирования банковской сферы стран ЕАЭС //Финансовый журнал. – 2016. – №. 1 (29). – С. 40-45.
  3. Крутова Я. А., Очаковский В. А., Корытина Т. Е. Налоговая тайна и ее обеспечение //Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2018. – №. 3 (41). – С. 53-58.
  4. Столповский А. М. Зарождение и развитие отечественного уголовного законодательства в сфере защиты банковской тайны //Юристъ-Правоведъ. – 2017. – №. 2 (81). – С. 21-28.
  5. Столповский А. М. Международное регулирование борьбы с преступлениями в сфере защиты банковской тайны //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. – 2017. – №. 1. – С. 15-21.
  6. Ходорович Р. А. Историко-правовые аспекты становления и развития института банковской тайны и его роль в формировании мировой финансовой системы //Осенний школьный марафон. – 2018. – С. 63-64.
  7. Хрусталев А. А., Бердышев А. В. Особенности банковской системы Швейцарии //Инновационное развитие. – 2017. – №. 12. – С. 147-148.
  8. Шаповалова С. С. Банковская тайна как экономическая категория //современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2019. – С. 125-127.
  9. Шаповалова С. С. Эволюция института банковской тайны в России и во Франции //закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений: сборник. – 2017. – С. 301-306.