УДК 342.9

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

№31,

Юридические науки

Юркина Ольга Александровна


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ВЪЕЗД; ВЫЕЗД; ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ; STATE REGULATION; ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION; ENTRY; EXIT; TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION; ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME.


Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-правовые аспекты государственного регулирования въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации. Автором сделаны общие выводы о сложности правовой конструкции административно-правового режима въезда и выезда из Российской Федерации.

Принципиальная особенность административно-правового регулирования состоит в том, что оно имеет собственный предмет — особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (в деятельности публичной администрации).

Сущность государственного регулирования состоит в целенаправленном воздействии на общественные отношения в сфере государственного управления системы административно-правовых средств регулирования, закрепленных в нормах действующего законодательства [7, с. 115].

Специфика объекта административно-правового воздействия и используемых для этого административно-правовых средств в науке административного права выражается понятием «административно-правовой режим».

Правовой режим въезда-выезда в Российской Федерации относится к отрасли административного права и к категории административно-правовых режимов. В данном режиме проявляются такие черты административно-правовых отношений, как, сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком и методом правового воздействия — управлением, основанным на юридическом неравенстве сторон.

Другие критерии отнесения режима въезда-выезда к административно- правовым — это его направленность на обеспечение безопасности и охраны общественного порядка на данном участке государственного управления, а также то, что поддерживается он в основном органами исполнительной власти.

Режим въезда-выезда, при условии его поддержания на высоком организационном уровне является эффективным инструментом обеспечения государственной безопасности.

Посредством данного административно-правового режима осуществляется предупреждение и пресечение попыток проникновения в РФ, а также выезда за ее пределы лиц, вынашивающих планы по осуществлению противоправной деятельности, направленной на нанесение ущерба безопасности России (например, террористической, связанной с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, наркотических средств) [6, с. 14].

Административно-правовой режим въезда и выезда из РФ – это достаточно сложная правовая конструкция, которая включает в себя систему мер для обеспечения порядка въезда в Россию и выезда с ее территории граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, привлечения к ответственности за нарушение данного порядка, а также защиты прав и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Правовую основу режима въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее составляют Конституция Российской Федерации [1], федеральные законы, подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти), международные договоры.

Ограничения, вводимые в рамках административно-правового режима въезда в РФ и выезда из РФ, базируются на конституционных положениях, устанавливающих, что права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться федеральными законами нашего государства в той степени, которая необходима для защиты таких значимых ценностей, как основы конституционного строя, обеспечение государственной обороны и безопасность России.

Наибольшую нагрузку в области регулирования въезда в РФ и выезда с территории РФ несет Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» [3], нормы которого регулируют порядок оформления и выдачи документов для выезда из России и въезда в РФ граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ, а также ряд иных вопросов.

Нормы данного Федерального закона позволяют решать целый ряд вопросов обеспечения национальной безопасности.

В реализации режимных мер участвует целый ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство иностранных дел России, МВД России, Федеральная таможенная служба России и др.), в том числе и органы Федеральной службы безопасности.

Пограничные органы ФСБ России, осуществляя пограничный контроль, реализуют большой комплекс мер административного воздействия в соответствии с законодательством о Государственной границе России, основу которого, помимо Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», составляет также Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» [4].

Анализ положений федерального законодательства в сфере регулирования въезда в РФ и выезда с территории России позволяет выделить несколько аспектов, формирующих содержание правил пропуска через Государственную границу РФ:

— пропуск физических лиц осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, где пограничные органы проводят процедуру пограничного контроля, направленную на определение наличия или отсутствия оснований к выезду из России или въезду на территорию РФ;
— в зависимости от результата пограничного контроля, осуществляется пропуск либо непропуск лица;
— нарушение порядка пересечения линии границы и следования от пункта пропуска и в обратном направлении не является нарушением правила пропуска [5, с. 30].

На основании проведенного анализа правовой и организационной структуры административно-правового режима въезда и выезда из РФ, его особенностей, можно констатировать, что данный режим — достаточно сложная правовая конструкция, которая включает в себя систему мер для обеспечения порядка въезда в Россию и выезда с ее территории граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, привлечения к ответственности за нарушение данного порядка, а также защиты прав и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 15 (Часть I). Ст. 2035.
  3. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 9. Ст. 1285.
  4. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 03.07.2016) «О Государственной границе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4186.
  5. Бондарь Е.О., Брунер Р.А. Практика применения в отношении иностранных граждан меры административного воздействия в виде депортации или административного выдворения за пределы Российской Федерации // Современное право. – 2015. – № 10. – С. 30 — 35.
  6. Галиахметова К.Д. Особенности правового регулирования транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации // Миграционное право. – 2016. – № 2. – С. 14-18.
  7. Дрягин В.В. Некоторые аспекты правового регулирования современной миграционной политики Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. – 2016. – № 4. – С. 113 — 115.