УДК 371

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

№31,

Педагогические науки

Багаутдинова Рузиля Рависовна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ; РИСОВАНИЕ; НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; CREATIVE ABILITIES; DRAWING; NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES; PRESCHOOL CHILDREN; PRESCHOOL EDUCATION.


Аннотация: В статье описаны результаты теоретического изучения особенностей использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство имеет особое значение в развитии творческих способностей, поскольку именно на этом возрастном этапе формируются ключевые установки личности по отношению к окружающей действительности, происходит освоение способов воздействия на объекты, возникает стремление изменить мир за счет использования творческих способностей. В то же время в практике дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) вопрос выбора эффективных технологий, методов и средств развития творческих способностей у детей остается по-прежнему актуальным. Одним из таких средств является использование в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования.

Изучению проблемы использования нетрадиционных техник рисования в работе по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посвящены многочисленные современные исследования. В их числе можно назвать работы таких авторов как Н.В. Васильева, С.Р. Гимранова, Т.С. Комарова, И.Д. Сеськина, Т.А. Софьина, О.С. Страхова, Е.В. Цыкунова и других.

Анализ работ современных авторов позволил сделать вывод о том, что развитию творческих способностей в изобразительной деятельности способствует организация в дошкольном учреждении самостоятельной и объективной художественно-творческой деятельности детей, а также организованный и целенаправленный процесс обучения детей изобразительной деятельности, основанный на актуальных принципах современной дидактики [1, с. 100]. Одним из основных направлений развития творческих способностей дошкольников является развитие их субъектной позиции, которая определяется как неотъемлемая черта активной жизненной позиции субъекта, определяющаяся внутренними факторами и проявляющаяся во внешних явлениях. К качествам ребенка, характеризующим его как субъекта творческой деятельности, относятся: ценностное отношение к данной деятельности, интерес, избирательное внимание, инициативность, свобода выбора, независимость, самостоятельность, а также само творчество [4, с. 99].

Особенностями процесса развития творческих способностей у дошкольников являются его связь с организацией деятельности, способствующей развитию творческих способностей дошкольников; сотрудничество ребенка с учителями и родителями для развития творческих способностей; развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности.

Вместе с тем, специфика нетрадиционных техник рисования состоит в том, что они обеспечивают возможность использовать необычные сочетания материалов и инструментов в процессе самостоятельной творческой деятельности дошкольников, характеризуются универсальностью их применения. Основными нетрадиционными техниками рисования, используемыми в современном ДОУ, являются [3, с. 147]:

— кляксография с использованием капельного метода или метода растекания – вначале различными способами на листе бумаги создаются произвольные кляксы, на основе которых создается художественная композиция;

— монотипия – нанесение красок на гладкую поверхность и последующее отпечатывание рисунка на другом листе;

— набрызг – разбрызгивание капель краски на лист бумаги (отдельные его фрагменты можно закрыть шаблонами, тогда получатся незатронутые краской области);

— тычкование ватными палочками – создание рисунков при помощи отдельных точек, получающихся с использованием ватных палочек;

— рисование по мокрому – создание рисунков акварелью на предварительно намоченном с помощью кисточки листе бумаги;

— граттаж – графический рисунок, который наносят на бумагу с помощью острого инструмента (нацарапывают) на предварительно покрытом тушью или краской листе бумаги;

— фроттаж – создание оттисков, имитирующих плоскую рельефную фигуру, подложенную под лист бумаги, при движениях простым или цветным карандашом по поверхности;

— печатание (листьями, картофелем и так далее) – создание художественных композиций с использованием отпечатков различных предметов и/или природных материалов;

— рисование восковыми мелками – данная техника особенно интересна в сочетании с акварелью, при помощи которой на основе рисунка восковыми мелками создаются новые изображения;

— пальчиковое рисование, рисование ладошками – рисование густыми пальчиковыми красками;

— создание композиций из сыпучих веществ (крупа, песок, соль) – рисование сыпучими материалами поверх заранее нанесенной клеевой основы, в дальнейшем сыпучее вещество может быть также окрашено различными цветами.

Процесс развития творческих способностей детей в процессе рисования имеет длительный характер, его можно условно разделить на два основных направления [2, с. 55]:

— осуществление деятельности по развитию знаний дошкольников об объектах и явлениях окружающей действительности;

— непосредственно обучение старших дошкольников изображению этих объектов и явлений.

На занятиях воспитанники должны научиться передавать изображения по памяти, выполнять задания творчески, грамотно размещать объекты рисунка.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования в работе по развитию творческих способностей дошкольников позволяют в полной мере реализовать творческий потенциал и опыт изобразительной деятельности детей, повысить уровень уже сформированных у них умений и навыков, расширить и углубить представления детей о мире.


Список литературы

  1. Алексеева А.С., Быстрова В.В., Фаттахова И.В. Особенности развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Научный альманах. – 2020. – № 12-1. – С. 98-100.
  2. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 136 с.
  3. Просекова Е.М. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество» // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 1. – С. 142-151.
  4. Склярова Е.Г. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Нравственность в современном мире: психолого-педагогический аспект. – Уфа: Аэтерна, 2020. – С. 98-99.