УДК 371

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№31,

Педагогические науки

Багаутдинова Рузиля Рависовна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ; РИСОВАНИЕ; НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; CREATIVE ABILITIES; DRAWING; NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES; PRESCHOOL CHILDREN; PRESCHOOL EDUCATION.


Аннотация: В статье описаны результаты проверки эффективности плана работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Одним из наиболее перспективных средств формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста является использование в работе с ними нетрадиционных техник рисования, которые, благодаря своим особенностям, предоставляет широчайшие возможности для развития творческой активности и самостоятельности ребенка. Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста позволяет ответить на вопросы, значимые для современной теории и практики дошкольного образования, достигнуть целевых ориентиров ФГОС ДО в формировании всесторонне развитой личности, а также удовлетворить существующие в современном обществе потребности развития человека, способного творчески решать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности.

Развитию творческих способностей в изобразительной деятельности способствует организация в дошкольном учреждении самостоятельной и объективной художественно-творческой деятельности детей, а также организованный и целенаправленный процесс обучения детей изобразительной деятельности, основанный на актуальных принципах современной дидактики [1, с. 100]. В частности, эффективным может стать применение в работе с детьми нетрадиционных техник рисования, специфика которых состоит в том, что они обеспечивают возможность использовать необычные сочетания материалов и инструментов в процессе самостоятельной творческой деятельности дошкольников [2, с. 102]. Нетрадиционные техники рисования в работе по развитию творческих способностей дошкольников позволяют в полной мере реализовать творческий потенциал и опыт изобразительной деятельности детей, повысить уровень уже сформированных у них умений и навыков, расширить и углубить представления детей о мире [3, с. 173].

Для проверки гипотезы о том, что процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, если использовать в работе с детьми нетрадиционные техники рисования, была проведена опытно-экспериментальная работа. В ней участвовали 46 детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), посещающие две старшие группы ДОУ. На период проведения опытно-экспериментальной работы все дети разделены на две группы по 23 старших дошкольников в каждой – экспериментальную и контрольную.

Методы, использованные для проведения диагностики: наблюдение, анализ детских рисунков, беседа с дошкольниками. В качестве диагностической методики, с помощью которой определялся уровень развития творческих способностей, была выбрана методика «Проявление творческих способностей детей» (Н.В. Кондратьева), представляющая собой наблюдение, проводимое по следующим показателям: творческое мышление; творческое воображение; способность воплотить идею в творческий продукт.

На констатирующем этапе обнаружилось, что высокий уровень развития творческих способностей имеют 13% дошкольников в экспериментальной группе и 17% в контрольной; средний уровень – 65% в экспериментальной и 70% в контрольной; низкий уровень – 22% в экспериментальной группе и 13% в контрольной. Исходная диагностика показала, что уровень развития творческих способностей у детей является невысоким, с ними необходимо провести работу с использованием нетрадиционных техник рисования.

На формирующем этапе была организована и проведена работа по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования. Занятия проводились в экспериментальной группе коллективно, в течение недели проводилось по два занятия. Всего продолжительность формирующего этапа составила 10 недель, было проведено 20 занятий. Дополнительно с некоторыми школьниками велась индивидуальная работа, также с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для развития творческих способностей дошкольников были выбраны развлекательные упражнения, включаемые в содержание каждого занятия, потому что они имеют интересное для детей, нестандартное содержание, стимулирующее развитие у воспитанников творческого мышления и воображения. На занятиях были использованы кляксография, рисование по мятой бумаге, тычкование ватными палочками, рисование по сырой бумаге, печатание, рисование солью, монотипия, флоротипия.

Проводимые занятия были очень интересными для детей, творческими, насыщенными, потому что мы старались сделать художественный процесс понятным для дошкольников и эмоциональным, связанным именно с позитивными переживаниями от использования нетрадиционных техник рисования. Мы старались ставить художественно-творческие задачи таким образом, чтобы они побуждали детей искать самостоятельное творческое решение. Мы старались также, чтобы воспитанники получили необходимую свободу действий в процессе рисования, не ограничивали их свободную фантазию и творчество, и в результате рисунки дошкольников не были стереотипными, однообразными.

В результате проводимой работы интерес детей к изобразительной деятельности возрос, а творческие способности стали проявляться более ярко и отчетливо. Они начали более творчески смотреть на окружающий мир, стали находить разные оттенки и постепенно приобрели более глубокий опыт эстетического восприятия действительности. Дошкольники чаще пытаются создать что-то новое, уникальное, проявляют креативность, фантазию, воплощают в жизнь свои планы и находят средства для их реализации самостоятельно, без помощи взрослого.

На контрольном этапе высокий уровень развития творческих способностей имеют 26% дошкольников в экспериментальной группе и 17% в контрольной; средний уровень – 65% в экспериментальной и 70% в контрольной; низкий уровень – 9% в экспериментальной группе и 13% в контрольной. Повторная диагностика показала, что проведенная работа по развитию творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования, поспособствовала повышению их уровня, у детей повысился уровень творческого мышления, творческого воображения и способности воплотить идею в творческий продукт. В контрольной группе изменений не произошло, поэтому произошедшие изменения мы можем объяснить именно эффективностью нетрадиционных техник рисования.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.


Список литературы

  1. Алексеева А.С., Быстрова В.В., Фаттахова И.В. Особенности развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Научный альманах. – 2020. – № 12-1. – С. 98-100.
  2. Гимранова С.Р. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы. – 2016. – С. 101-104.
  3. Литвинова О.В., Прыскина Е.А., Чичкалова З.И. Развитие ассоциативного мышления детей в художественно-творческой деятельности // Символ науки: международный научный журнал. – 2016. – № 1-2. – С. 172-175.