УДК 371

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

№31,

Педагогические науки

Сахабиева Галина Ивановна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ; ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; FINANCIAL LITERACY; ECONOMIC EDUCATION.


Аннотация: В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению финансовой грамотности у дошкольников.

Несмотря на кажущуюся несовместимость понятий «финансы» и «дошкольник», сегодня все большую актуальность приобретает финансово-экономическое воспитание дошкольников. В первую очередь это обусловлено динамичным развитием экономической сферы современного общества, поэтому перед системой образования и перед страной в целом стоит важная задача – воспитать полноправного финансово и экономически грамотного, деятельного, самостоятельного члена социально-экономического общества. Педагоги считают, что сегодня необходимо выработать у детей новый стиль мышления, который должен отвечать новым современным требованиям. Если еще 10 лет назад детей искусственно отодвигали от насущных финансовых проблем, ограждали от жизненных реалий, связанных с трудовым процессом и торгово-экономическими отношениями, то уже сегодня в образовательные программы включаются темы финансово-экономического характера, создаются специальные парциальные программы по финансово-экономическому воспитанию, ведется активная работа по обучению детей экономическим категориям и финансовой грамотности [1].

Однако, как показывает практика, обучению финансовой грамотности не уделяется должного внимания в детском саду, педагоги придерживаются консервативных методов воспитания и больше внимания уделяют нравственному, познавательному развитию, а традиционным в рамках финансово-экономического воспитания остается знакомство с монетами и денежными единицами как экономическими категориями, которое проходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Опускаются и не затрагиваются такие понятия, как «личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство, долги, займ, реклама, кредит, экономия, бедность, богатство» [4].

Поэтому сегодня в руках педагога дошкольного учреждения лежит реализация задачи обучения дошкольников основам финансовой грамотности. Таким образом, актуальность исследования обусловлена, прежде всего, запросами государства, которое заинтересовано в развитии экономически, финансово грамотного поколения; а также запросами современного общества, ставящая перед системой образования задачу воспитания всесторонне развитой личности ребенка и необходимостью поиска эффективных средств для решения поставленной задачи.

Исследованиями финансово-экономического воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации занимались Л.Н. Галкина [2], Л.М. Кларина [3], Е.А. Сидякина [5], А.А. Смоленцева [6], А.Д. Шатова [7], Д.С. Чесноускене [8].

Было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад №35 города Набережные Челны РТ. В исследовании приняли участие старшие дошкольники: экспериментальная и контрольная группа.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и выявить особенности обучения дошкольников основам финансовой грамотности.
  2. Диагностировать уровень сформированности финансовой грамотности у дошкольников.
  3. Проанализировать эффективность внедрения педагогических условий обучения дошкольников основам финансовой грамотности.

Оценка уровня финансовой грамотности у дошкольников проходила в соответствии со следующими критериями, показателями и методиками.

Таблица 1

Критерии, показатели и методики диагностики уровня финансовой грамотности дошкольников старшего возраста

Компонент экономического воспитания Показатели Методы и методики диагностики
Когнитивный компонент (финансово-экономические знания) Сформированность финансово-экономических знаний и представлений ребенка; знания о труде взрослых, умение употреблять в лексике финансово-экономические понятия Беседа А.Д. Шатовой
Поведенческо-игровой компонент (финансово-экономические умения) Отражение финансово-экономических знаний в игровых ситуациях и в поведении Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Магазин»
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) Проявление деловитости, предприимчивости, ответственности, бережливости Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Магазин»
Педагогическая компетентность родителей Заинтересованность родителей в обучении своих детей основам финансовой грамотности. Знания родителей о педагогических технологиях обучения детей финансовой грамотности Анкета «Мой ребенок и финансовая грамотность»

В начале эксперимента у большинства дошкольников (60% в экспериментальной группе и 65% в контрольной группе) выявлен средний уровень сформированности когнитивного компонента финансовой грамотности. У 15% детей обеих групп выявлен низкий уровень сформированности когнитивного компонента финансовой грамотности. У 25% детей экспериментальной группы и у 20% детей контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности когнитивного компонента финансовой грамотности.

В начале эксперимента у большинства дошкольников (50% в экспериментальной группе и 55% в контрольной группе) выявлен средний уровень сформированности поведенческо-игрового компонента финансовой грамотности. Низкий уровень сформированности поведенческо-игрового компонента выявлен у 25% детей обеих групп. Высокий уровень сформированности поведенческо-игрового компонента выявлен у 25% экспериментальной группы и у 20% детей контрольной группы.

В начале эксперимента у большинства дошкольников (65% в экспериментальной группе и 65% в контрольной группе) выявлен средний уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента финансовой грамотности. У 15% детей обеих групп выявлен низкий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента финансовой грамотности. У 20% детей обеих групп выявили высокий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента.

Были выделены направления педагогической работы по финансовой грамотности дошкольников.

  1. «Потребности и труд» – формирование представлений у детей о потребностях, формирование умения устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. Расширение представлений о труде взрослых, о профессиях. Главная цель данного блока игр сводилась к тому, чтобы объяснить детям, что деньги не появляются само собой, а зарабатываются в ходе трудовой деятельности.

 

  1. «Товары» – формирование у детей представлений о товаре как результате трудовой деятельности. В ходе игр данной тематики дети познакомились с разными видами сбыта продукции, продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, аукционы. Детьми устанавливается зависимость стоимости товара от таких важных параметров, как качество и количество.

 

  1. Деньги, обмен, торговля – формирование представлений о деньгах, купюрах, монетах. Учить совершать покупки, определять цену товара, при помощи денег. Учить понятию «дешево», «дорого». Знакомство детей с понятием «обмен», «бартер», «реклама». Обучение детей проводить покупки в соответствии с акциями и скидками.

 

  1. «Бюджет. Экономия» — формирование представлений детей о бюджете, о правильных и разумных покупках, об экономии; знакомство с понятием «список покупок». Данный раздел игр учит дошкольников правильному, рациональному и разумному поведению в жизненных ситуациях, связанных с денежными покупками, дети учатся соотносить доходы и расходы, учатся планированию.

В конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в сформированности финансовой грамотности дошкольников. Во всех трех компонентах финансовой грамотности наблюдаются положительные изменения. У детей углубились и расширились финансово-экономические знания. Количество детей с низким уровнем сформированности когнитивного компонента финансовой грамотности уменьшилось на 10%, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 25%. Количество детей с низким уровнем сформированности поведенческо-игрового компонента финансовой грамотности уменьшилось на 20%, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 20%. Количество детей с низким уровнем сформированности эмоционально-ценностного компонента финансовой грамотности уменьшилось на 10%, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 20%.


Список литературы

  1. Беляева, Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис…. канд. пед. наук: 13.00.07 / Н.Л. Беляева; Челяб. гос. пед. Ун-т. – Челябинск, 2009. – 23 с.
  2. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
  3. Кларина, Л.М. Экономика и экология для малышей. / Л.М. Кларина. // Обруч. – 1997. – №10. – С. 27.
  4. Кузнецова, Е.Н. Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Кузнецова // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). – С. 429-432.
  5. Сидякина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории. – Тольятти: Наука Полис, 2017. – 41 с.
  6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику /А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-пресс. 2001. – 176 с.
  7. Шатова, А.Д. Предпосылки экономического воспитания дошкольников / А. Д. Шатова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – № 5. – 2013. – С. 4-10.
  8. Чеснаускене, Д.С. Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников при ознакомлении их с мерами стоимости: автореф. дис. канд. пед. наук /Д.С. Чеснаускене. – М., 1985.