УДК 371
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
№31,
Педагогические науки
Сахабиева Галина Ивановна
Ключевые слова: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ; ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; FINANCIAL LITERACY; ECONOMIC EDUCATION.
Несмотря на кажущуюся несовместимость понятий «финансы» и «дошкольник», сегодня все большую актуальность приобретает финансово-экономическое воспитание дошкольников. В первую очередь это обусловлено динамичным развитием экономической сферы современного общества, поэтому перед системой образования и перед страной в целом стоит важная задача – воспитать полноправного финансово и экономически грамотного, деятельного, самостоятельного члена социально-экономического общества. Педагоги считают, что сегодня необходимо выработать у детей новый стиль мышления, который должен отвечать новым современным требованиям. Если еще 10 лет назад детей искусственно отодвигали от насущных финансовых проблем, ограждали от жизненных реалий, связанных с трудовым процессом и торгово-экономическими отношениями, то уже сегодня в образовательные программы включаются темы финансово-экономического характера, создаются специальные парциальные программы по финансово-экономическому воспитанию, ведется активная работа по обучению детей экономическим категориям и финансовой грамотности [1].
Однако, как показывает практика, обучению финансовой грамотности не уделяется должного внимания в детском саду, педагоги придерживаются консервативных методов воспитания и больше внимания уделяют нравственному, познавательному развитию, а традиционным в рамках финансово-экономического воспитания остается знакомство с монетами и денежными единицами как экономическими категориями, которое проходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Опускаются и не затрагиваются такие понятия, как «личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство, долги, займ, реклама, кредит, экономия, бедность, богатство» [5].
Поэтому сегодня в руках педагога дошкольного учреждения лежит реализация задачи обучения дошкольников основам финансовой грамотности. Таким образом, актуальность исследования обусловлена, прежде всего, запросами государства, которое заинтересовано в развитии экономически, финансово грамотного поколения; а также запросами современного общества, ставящая перед системой образования задачу воспитания всесторонне развитой личности ребенка и необходимостью поиска эффективных средств для решения поставленной задачи.
Исследованиями финансово-экономического воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации занимались Л.Н. Галкина [2], Л.М. Кларина [4], Е.А. Сидякина [8]26, А.А. Смоленцева [9], А.Д. Шатова [10], Д.С. Чесноускене [11].
Изначально исследования в области финансово-экономического воспитания дошкольников проводились в рамках трудового воспитания и были посвящены формированию нравственных качеств личности в разных видах трудовой деятельности (трудолюбие, самостоятельность, трудовая активность, бережливость по отношению к вещам, игрушкам). Большую актуальность эта тема приобрела в конце 90-х годов XX века. Такие исследователи, как Л.Н. Беляева [1], Л.А. Голуб [3], Е.А. Курака [6], А.Д. Шатова [10] стали говорить о том, что старшие дошкольники успешно усваивают первичные представления экономического и финансового мира, и что финансово-экономическое воспитание в дошкольном возрасте является существенным фактором социального развития и социальной компетенции детей.
В рамках финансово-экономического воспитания первое, с чем знакомится дошкольников – это финансы, деньги, мера стоимости. Эти понятия составляют основу финансовой грамотности дошкольников.
Рассматривая современные исследования в области финансово-экономического воспитания дошкольников, было отмечено, что Л.Н. Галкина говорит о важности формирования у детей базовых финансовых и экономических понятий. Она объясняет финансовое образование как приобретение детьми знаний, навыков и умений финансового характера для формирования правильной финансовой мысли [2].
Обучение дошкольников основам финансовой грамотности предполагает формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, с работой финансовых институтов; воспитание у них бережливости, деловитости и рационального поведения в товарно-денежных и социально-экономических условиях. Обучение основам финансовой грамотности предполагает включение дошкольника в условиях, приближенные к реальной жизни, в котором одно из первых мест занимают финансы. Это способствует развитию финансово-экономического мышления, позволяет приобрести качества, присущие финансово грамотной личности [8].
Основу финансовой грамотности дошкольников составляют базовые финансово-экономические понятия (таблица 1) [6].
Таблица 1
Базовые финансово-экономические понятия, составляющие содержание обучения финансовой грамотности дошкольников
Понятие | Описание |
Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга | Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. Результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок), так и товар или услуга |
Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата | Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). |
Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство | Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. |
Сбережения, копилка, кошелек | Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. |
Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево | Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-цена-покупка |
Долг, должник, займ | Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство |
План, экономия | Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо |
Богатство, бедность, жадность, щедрость | Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь |
Торговые предприятия: магазины, рынки, ярмарки | Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги |
Работу по обучению дошкольников финансовой грамотности целесообразно проводить в игровой форме, так как игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Рекомендуется использовать дидактические игры как обучающие и расширяющие представления детей об экономических категориях, сюжетно-ролевые игры рекомендуется использовать для формирования экономических умений и соответствующего экономически обусловленного поведения.
Дидактическая игра, как сложное педагогическое явление, она выступает и игровым методом обучения, и формой самостоятельной деятельности детей, и средством всестороннего развития. Отличительной чертой таких игр является то, что они имеют под собой обучающий элемент, который реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Это могут быть такие игры, как «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Что нельзя купить?», Кому что нужно для работы», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Денежкин домик», «Что создается трудом» [5].
Кроме дидактических игр, в экономическом просвещении особенную роль играют сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Это могут быть такие игры, как «Семейный бюджет», «Бизнесмен», «Доходы из отходов», «Супермаркет», «Салон красоты», «Кондитерская фабрика», «Мамино кафе», «Банк», «Почта» [5].
Игры с экономическим содержанием способствуют созданию новых образов, ролей, игровых действий, которые будут отражать финансово-экономическую реальность. Так А.Д. Шатова отметила, что введение в игру финансово-экономических категорий способствует адаптации к новым условиям жизни, расширяет кругозор, является основой функциональной грамотности в освоении будущих профессий [10].
В ходе организации и проведении сюжетно-ролевой игры необходимо присутствие всех атрибутов финансово-экономического характера и отражающие товарно-денежные отношения. И.А. Сасова указывает на то, что игровая атрибутика может включать в себя макеты банка, биржи, рекламного агентства, коллекцию денежных знаков различных стран, таблицы, схемы по экономике, призванные вызвать интерес у детей [7].
Таким образом, интерес к проблеме финансово-экономического воспитания дошкольников возник еще в середине прошлого столетия, однако активные исследования начались лишь в конце прошлого столетия, что нельзя сказать об опыте зарубежных стран, которые подходят к решению данной проблемы более целенаправленно. Финансово-экономическое воспитание дошкольников – это процесс целенаправленного формирования у детей знаний и представлений о финансовом и экономическом мире, знаний о товарно-денежных отношениях, финансово-экономических умений и навыков, а также ценностного и уважительного отношения к трудовой деятельности.
Обучать финансово-экономическим основам необходимо начинать со старшего дошкольного возраста. Основу финансово-экономического воспитания дошкольников составляют базовые финансово-экономические понятия: труд, профессия, деньги, заработок, монета, купюра, цена, товар, услуга, богатство, бедность и другие. Эффективность финансово-экономического воспитания требует создания специальных педагогических условий для последовательного введения детей в мир экономики и финансов: это создание предметно-развивающего группового пространства, проведение с детьми педагогических мероприятий (занятия, игры, чтение художественной литературы, устное народное творчество, проблемные ситуации и другие), сотрудничество с родителями воспитанников.
Список литературы
- Беляева, Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис…. канд. пед. наук: 13.00.07 / Н.Л. Беляева; Челяб. гос. пед. Ун-т. – Челябинск, 2009. – 23 с.
- Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
- Голуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников / Л. А. Голуб // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 6. – С. 34 — 38.
- Кларина, Л.М. Экономика и экология для малышей. / Л.М. Кларина. // Обруч. – 1997. – №10. – С. 27.
- Кузнецова, Е.Н. Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Кузнецова // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). – С. 429-432.
- Курака, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. –М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
- Сасова, И.А. Экономика для младших школьников: Пособие для учителя / И.А. Сасова. – М.: Вита-Пресс, 2011. – 56 с.
- Сидякина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории. – Тольятти: Наука Полис, 2017. – 41 с.
- Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику /А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-пресс. 2001. – 176 с.
- Шатова, А.Д. Предпосылки экономического воспитания дошкольников / А. Д. Шатова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – № 5. – 2013. – С. 4-10.
- Чеснаускене, Д.С. Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников при ознакомлении их с мерами стоимости: автореф. дис. канд. пед. наук /Д.С. Чеснаускене. – М., 1985.