УДК 338.242.2

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

№31,

Экономические науки

Асанов Шевкет Исметович


Ключевые слова: КОНКУРЕНЦИЯ; КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ; ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ; КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА; УПРАВЛЕНИЕ; COMPETITION; COMPETITIVENESS; ORGANIZATIONAL MECHANISM; COMPETITIVE ENVIRONMENT; MANAGEMENT.


Аннотация: Эффективное управление формированием конкурентоспособности предполагает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования конкурентоспособности, использования современных методов их анализа и планирования. Таким образом, тема формирования организационного механизма конкурентоспособности предприятия представляется актуальной.

Организационно-экономический механизм управления предприятием – это совокупность организационных и экономических рычагов (каждому из которых присущи собственные формы управленческого воздействия), оказывающих влияние на экономические и организационные параметры системы управления предприятием, способствует формированию и усилению организационно-экономического потенциала, получению конкурентных преимуществ и эффективности деятельности предприятия в целом.

Механизм управления конкурентоспособностью позволяет решать проблемы обеспечения высокого уровня конкурентоспособности, усиления конкурентных преимуществ предприятия.

Организационный механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия представляет собой совокупность определенных методов и способов управления, дающих возможность предприятию занять устойчивое положение на рынке, привлекать и сохранять потребителей при проведении деятельности, отвечающей основным целям.

Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия связан с разработкой и эффективным функциональных подсистем управления (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Функциональные подсистемы управления в организационном механизме управления конкурентоспособностью предприятия. Источник: [1]

Опишем рассмотренные на рисунке 1 подсистемы управления более подробно:

1) управление маркетинговой деятельностью. Сначала необходимо усовершенствовать имеющуюся структуру маркетингового отдела, особое внимание также следует уделить процессу изучения рынка, исследованию перспективных направлений ведения сбытовой деятельности, а также исследованию вопроса уровня конкурентоспособности производимой продукции предприятием.

2) управление качеством. Одна из важнейших составляющих компонентов организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия. Качество товаров и услуг, может обеспечить фирме значительные конкурентные преимущества на целевых рынках. Отсутствие же научно обоснованных стратегий управления качеством продукции предприятия может лишить его, с одной стороны, уже завоеванных конкурентных позиций на рынках, а с другой — сделать невозможным эффективное ведение конкурентной борьбы на новых рынках, поскольку качество продукции, как известно, является одним из главных конкурентных преимуществ товара;

3) управление производственной деятельностью. Одна из важных подсистем, при разработке и функционирование которой необходимо в первую очередь обратить внимание на технический уровень производства, который в свою очередь определяется состоянием технологии и техники. Для большинства производственных предприятий актуальна проблема технического обновления, а также совершенствование методов и технологии производства продукции, в первую очередь связано с необходимостью экономии производственных ресурсов и улучшения уровня качества выпускаемой продукции;

4) управление финансовой деятельностью. Данный процесс в свою очередь отражает умение правильного распоряжения результатами деятельности, а также оптимизацию движения финансовых потоков, обеспечивает выполнение жизненно важных для предприятия функций;

5) управление персоналом. Именно от этой подсистемы зависит и уровень производительности труда рабочих, и качество выполняемых работ, и, как результат, эффективность работы предприятия. Поэтому эффективный менеджмент персонала обеспечивает успешное функционирование предприятия как целостной системы [2].

Под организационно-экономическим механизмом управления конкурентоспособностью предприятия понимают совокупность средств и методов создания системы целостного управления развитием предприятия и результатами его деятельности, направленной на долгосрочное обеспечение его конкурентных позиций на рынке [3].

Разработка конкурентной стратегии заключается, в первую очередь, в определении основополагающих подходов к разработке главенствующих принципов и создании оптимально возможной стратегии для предприятия малого бизнеса, которое существует в обстановке нестабильных, постоянно меняющихся условиях рыночной конъюнктуры [4]. Исходя из цели, возникают следующие задачи:

— определить возможные альтернативы для данного объекта малого бизнеса;
— определить и установить основные ориентиры в деятельности предприятия;
— провести тщательный и углубленный анализ внутренних и внешних факторов;
— выбрать возможные варианты конкурентных стратегий для субъекта малого бизнеса [5].

Данный механизм включает инновационное управление, новые формы и методы государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности на всех уровнях рынка, которые в совокупности определяют конечные результаты деятельности предприятия.

В основе формирования конкурентоспособного механизма лежат следующие факторы:

1) Ресурс или же общая стоимость потраченных ресурсов на изготовление единицы конечного продукта. Предприятие способно самостоятельно вести контроль за увеличением производительности труда, общей эффективностью производства и, как следствие, изменения ресурсного фактора с целью повышения конкурентоспособности;

2) Уровень цен, а также ценовая динамика для всех ресурсов, задействованных в изготовлении продукции. Данный фактор находится в меньшем контроле со стороны предприятия, так как ценообразование в стране в большей мере зависит от того, какую экономическую политику ведет государство;

3) «Фактор окружающей среды». Данный фактор основывается на считывании показателей экономической и политической ситуации в стране, определении степени влияния правительство на устройство контрагента рынка и прочих показателей, зависящих от того, в какой обстановке развивается бизнес [6].

Таким образом, организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия включает управляющую систему, цели и задачи управления. При этом, в зависимости от ситуации, целями предприятия может быть поддержка конкурентоспособности на указанном уровне, повышение конкурентоспособности, или ее восстановление [7]. Он представляет собой специфическую многофункциональную и многокомпонентную систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных блоков, подверженных воздействию внешних и внутренних факторов и образуют определенную целостность.

Организационный механизм управления конкурентоспособностью предприятия включает функции управления, реализация которых способна обеспечить достижение поставленных перед управляющей системой целей.

После разработки организационно-экономического механизма необходимо провести оценку конкурентоспособности предприятия комплексным методом. Он предусматривает оценивание веса влияния каждого свойства на общий уровень качества [8]. Представленные группы факторов влияют на конкурентоспособность продукции. Среди них есть те, которые имеют эффект желательный и нежелательный.

Так, формирование организационного механизма конкурентоспособности предприятия может состоять из таких компонентов, как управление посредством внедрения инноваций, стабилизация положения на конкурентном рынке, государственное регулирование основ рыночной конкуренции, управление конкурентоспособностью на глобальном уровне и поддержание конкурентоспособности фирм на международном рынке. При формировании организационного механизма конкурентоспособности конкретного предприятия необходимо учитывать его ресурсы, уровень и динамику цен на рыке, а также факторы окружающей среды, воздействующие на его функционирование.


Список литературы

  1. Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: учеб.пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. – Москва: Феникс, 2012. – 489 с.
  2. Экономика предприятия : учебник и практикум для вузов / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 498 с.
  3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. – М., Проспект, 2014. – 398 с.
  4. Березина В. Ю. Оценка конкурентоспособности предприятия // МНИЖ. – 2014. – №6-2 (25). – С. 18-27.
  5. Щедрина И.В. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия торговли // ЭПП. – 2015. – №1. – С. 65-69.
  6. Борщева А.В., Ильченко С.В. Факторы конкурентоспособности предприятия // Бизнес и дизайн ревю. – 2018. – №1 (9). – С. 114-122.
  7. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учеб.пособие / Р.А. Фатхутдинов. – 5-е изд. – Москва: Интел-Синтез, 2010. – 521 с.
  8. Спирина Е.В. Организационный механизм обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Эконом-инфо. – 2015. – №24. – С. 67-78.