УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

№31,

Педагогические науки

Сайдашева Алсу Дамировна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель.


Ключевые слова: КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ; КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО; УЧАЩИЙСЯ; ФОРМИРОВАНИЕ; ПЕДАГОГ; ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ; TEAM; COLLECTIVE CREATIVE WORK; PUPIL; FORMATION; TEACHER; СREATIVE SKILLS.


Аннотация: В современном образовании важнейшей целью является воспитание нравственного, ответственного, активного, а также компетентного гражданина Российской Федерации. Всем известно, что человек-социально значимая сущность, с самого раннего возраста ему нужно научиться жить вместе с другими людьми, общаться с ними и взаимодействовать ежедневно. Но этому возможно научиться лишь в групповом общении, в коллективе людей.
Класс в школе является одним из коллективов, где учащийся находится больше всего времени. Существуют разнообразные средства и методы формирования классного коллектива учащихся. Одним из таких средств является коллективное творческое дело.

Проблема формирования школьного коллектива всегда была в центре внимания. Решением этой проблемы занимались как отечественные, так и зарубежные педагоги. Более подробно данная проблема была разработана в трудах С. Т. Шацкого, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского. Значительно весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко, так как он описал основные принципы и методы управления коллективом. Н.К. Крупская очень часто обращала свое внимание на целый ряд вопросов по проблеме детского коллектива. Она отмечала, что коллективизм заключается не в том, что люди трудятся сообща, а в том, что и как они делают.

Особое внимание развитию коллективизма необходимо уделять учащимся в младшем школьном возрасте. Потому что именно в это время у учеников расширяется круг общения, учащийся больше времени проводит в классе со своими сверстниками, у них начинают развиваться такие качества, как организованность, целеустремленность, также у младших школьников расширяется круг интересов.

Одним из средств формирования классного коллектива является коллективное творческое дело. Термин «коллективная творческая деятельность» впервые начали использовать в середине 60-х годов двадцатого столетия. Известный педагог И.П. Иванов разработал методику коллективной творческой деятельности. Данная методика дает возможность обучающимся реализовать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что коллективно-творческое дело является важным структурным компонентом процесса воспитания, также оно дает возможность создать в школе широкое творческое поле, в процессе которого обучающиеся тесно контактируют друг с другом, учатся работать в команде, делятся своими успехами и ответственностью друг с другом.

Нами было предположено, что коллективная творческая деятельность повысит эффективность формирования классного коллектива при условии их систематического и целенаправленного включения в воспитательный процесс.

В научных и методических литературах термин коллектив подразумевается иначе: под коллективом подразумевают каждое организованное объединение людей. Термин «коллектив» также часто употребляют в разговорном, в ненаучных смыслах и тогда он начинает обозначать любую группу человечества. Поэтому педагогам необходимо точно различать настоящие детские коллективы от других групп детей.

В педагогической литературе под «коллективом» понимается-объединение учащихся, которое отличается важными признаками. К данным признакам относят: общую социально-значимую цель, общую совместную деятельность, отношение ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган[3].

Большой вклад в разработку теории коллектива внес всемирно известный советский педагог А.С. Макаренко. В своей ключевой идее воспитания он выделял, что – «Воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив».

После А.С. Макаренко классный коллектив стал рассматривать в своих работах советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский. В.А. Сухомлинский утверждал, что классный коллектив не появляется самостоятельно, его творит сам учитель.

Проблему развития классного коллектива часто поднимал в своих работах кандидат психологических наук А.Н. Лутошкин. А.Н. Лутошкин предложил свои этапы развития классного коллектива. Он утверждал, что каждый переход имеет свои трудности и необходимо переступать через ступени сложности лишь сотрудничая в коллективе.

Кандидат педагогических наук А.Т. Куракин, доктор педагогических наук Л.И. Новикова, советский и российский ученый в области педагогики А.В. Мудрик выделили современную концепцию классного коллектива. Они утверждают, что классный коллектив представляет собой особую общественную модель, в которой отражается атмосфера классного коллектива, все человеческие ценности, принятые в данном коллективе.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа в 3, 4 классах Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лебединская основная общеобразовательная школа» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, которое находится по адресу: Алексеевский район, с. Лебедино, ул. Кооперативная, д. 5.

Опытная работа происходила в три этапа:
1. Констатирующий;
2. формирующий;
3. контрольный.

На всех этапах использовались различные методы и приемы исследования.
Целью констатирующего этапа стала-определение уровня сформированности классного коллектива в начальной школе.

На данном этапе применялись следующие методы:
1. Беседа с педагогами и обучающимися;
2. Известная методика автора Л.М. Фридман «Что важнее»;
3. Методика Якоба Леви Морено «Социометрия»;
4. Автор методики А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив».

После проведения данных методик было выяснено, что оба класса находятся на стадии развития «Мягкая глина». Классные коллективы можно охарактеризовать тем, что они с трудом выполняют коллективные творческие дела, а помощь друг другу малоразвита.

Атмосфера в классных коллективах поддерживается доброжелательная, но участники не готовы прийти на помощь однокласснику при совместных делах. Помощь осуществлялась лишь после напоминания учителя. В классах существуют мини-группы, которые только изредка контактируют между собой. Настоящего актива класса не наблюдается, возможно это связано с возрастными и индивидуальными особенностями учеников начальной школы.

Экспериментальной группой стал 3 класс.

В 3 классе применили методику коллективного творческого дела. Дополнительно разработали творческую деятельность для укрепления взаимоотношений в классе.

Цель формирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности-доказать эффективность коллективной творческой деятельности для организации и укрепления классного коллектива среди учеников 3-го класса.

Мы разработали пять коллективных творческих дел, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям учеников, и вызывающие у них интерес.

Были разработаны такие виды деятельности: спортивное КТД «Мы спортивные ребята», художественное КТД «Путешествие в страну сказок», трудовое КТД «Берегите природу», познавательное КТД «Космос», патриотическое КТД «Никто не забыт».

Каждое проведенное коллективное творческое дело формировало классный коллектив, работа была направлена на определение актива класса, воспитание ответственного отношения к окружающим, развитие творческих способностей учащихся и создание дружеского отношения ко всем участникам группы.

Цель контрольного этапа заключалась в определении эффективности применения КТД для организации классного коллектива. Нами была проведена повторная диагностика динамики развития классного коллектива. Для проведения диагностик мы применили те же методики, что и констатирующем этапе.

После проведения повторной диагностики выяснилось, что в 3 классе произошли значительные изменения, а в 4 классе никаких изменений не прослеживается. Большинство участников в 3 классе проголосовали, что их класс находится на новой ступени развития коллектив «Алый парус». Ученики 3 класса стали сплоченными, у них появилась ответственность за своих товарищей. Проведенная работа показала, что учащиеся хотят продолжать работать в коллектив, стремятся увеличить этап развития коллектива. Ученики научились совместно планировать и организовывать свою деятельность.

Выводы о проделанной работе:
-в классном коллективе появились активные участники, у учащиеся появилась ответственность за выполнение предстоящей деятельности;
-ученики начали оказывать помощь друг другу, больше общаться между собой,;
-классный коллектив стал сплоченным, у каждого участника проявились творческие способности.

Нами были подготовлены методические рекомендации по формированию классного коллектива для учителей начальных классов и для студентов, проходящих педагогическую практику.

Таким образом, нами было доказано, что при формировании классного коллектива эффективно применять методику коллективного творческого дела. Наша гипотеза подтвердилась о необходимости систематически и целенаправленно включать в воспитательную деятельность коллективные творческие дела для формирования классного коллектива.


Список литературы

  1. Галанова Н. Е. Роль учителя в формировании ученического коллектива // Социальная сеть работников образования, 2015. -89с.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М.: Новосибирск: СибАГС, 1989. — 256 с.
  3. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. — М.: Новая школа, 1987.- 312 с.
  4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. – М.: Просвещение, 1988. – 123 с.
  5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
  6. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2017. — 252 c.