УДК 37

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№31,

Педагогические науки

Тодыбаева Надежда Викторовна


Научный руководитель: Иргашева Т.Г., доктор педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: КОМПЕТЕНТНОСТЬ; МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ; COMPETENCE; CROSS-CULTURAL COMPETENCE.


Аннотация: Проблема формирования межкультурной компетентности весьма актуальна и по сей день. Она подтверждается требованиями к результатам освоения образовательной программы, которые прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах начальной, основной и старшей школы.

Компетентность — это совокупность личностных качеств школьника, его ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, а также способностей, которые обусловлены опытом его деятельности в определенной социальной и личностно – значимой сфере. [3]

Проблема формирования межкультурной компетентности весьма актуальна и по сей день. Она подтверждается требованиями к результатам освоения образовательной программы, которые прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах начальной, основной и старшей школы. К личностным результатам относится формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. [2] Важность формирования и развития у младших школьников собственных взглядов, которые базируются на принятии мирового современного развития во всём многообразии социокультурных форм, особо подчёркивается в государственном стандарте. В процессе учёбы младших школьников формирование межкультурной компетентности определяется тенденциями развития современного общества и образования. Стоит отметить, что в настоящее время российское общество находится на так называемом информационном этапе развития. Данный этап характеризуется взаимосвязью разнообразных культур, глобализацией многих сторон общественной жизни, постоянным использованием информационно – коммуникативных технологий, а также непрерывным ростом межкультурного и межличностного общения.

Младший школьный возраст является источником формирования межкультурной компетентности. Ребёнок формирует своё первичное восприятие о своей этнической принадлежности к шести годам. Хочется заострить своё внимание на тех школьниках, которым приходится, в силу определённых жизненных обстоятельств, жить в тяжёлой обстановке межнациональных и межрелигиозных столкновений. Как правило, такие школьники достаточно рано понимают и осознают свою этническую принадлежность. Это делает их восприимчивыми к национальным стереотипам и взглядам, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Для ребёнка, который относится к иному этносу крайне важно знать, что язык и все культурные ценности его этнического народа приняты в обществе, в котором он находится. Стоит отметить, что это окажет колоссальное влияние, как и на общей социализации такого школьника, так и на его успеваемости в школе. В случае, если же школьникам навязывается государственная идеология или мировоззрение большинства, в классе может возникнуть крайне тяжёлая обстановка. Школьник другой этнокультуры будет находиться находится в сложной ситуации. Младшие школьники как представители одной культуры взаимодействуют с представителями другой, при этом они сравнивают обе культуры и противопоставляют их друг другу. Такое взаимодействие можно назвать успешным в том случае, когда находятся не только сходства, но и различия. Понимание другой культуры важно и для того, чтобы школьники могли понять соотношение своей и иноязычной культур. И тем не менее проблема становления личности младшего школьника, который обладает межкультурной компетентностью, изучена недостаточно, несмотря на всё внимание, которое активно проявляется к формированию и развитию межкультурной компетентности.

Обратимся к определению понятия межкультурной компетентности. По словам Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез межкультурная компетентность — это способность, которая позволяет личности реализовать себя в условиях межкультурной коммуникации. [1]

В современной российской науке межкультурная компетентность рассматривается как часть коммуникативной компетентности языковой личности. Под иноязычной коммуникативной компетентностью понимается умение передачи и обмена мыслей в различных ситуациях в процессе взаимосвязи с другими участниками дискуссии, правильное и грамотное использование системы языковых и речевых норм, а также выбор коммуникативного поведения, который адекватен данной ситуации общения.

Младшие школьники очень чутки и восприимчивы к чужой культуре. Знакомство и углубление знаний в новой культуре должно опираться на речевой и жизненный опыт младших школьников в родном языке. Могут быть предложены разнообразные тексты, ценные в своём познавательном отношении, а также отображающие неповторимые черты другой культуры; фрагменты из литературы для детей, творческие отчёты (арт — дневники, презентации, художественные работы). Помимо учебного процесса могут быть предложены разнообразные внешкольные мероприятия: костюмированные праздники, вечера песен и танцев представителей других культур, интервью и викторины на тему традиций разных культур, работа с родителями, межкультурные фестивали, учебные поездки, работа со средствами массовой информации. Образование должно позволять младшему школьнику быстро включаться в систему мировых и национальных культур.

Таким образом, межкультурная компетентность крайне важна в младшем школьном возрасте, так как она предполагает уважение к своей и чужой стране, культуре; открытость школьника для изучения других культур, формирование позитивного восприятия и готовности к общению на новом языке, а также она оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность младшего школьника.


Список литературы

  1. Гальскова, Н.Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст] // М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. — 31с. (Стандарты второго поколения).
  3. Шарипова Л.Х. О межкультурной компетенции. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/statya-o-mezhkulturnoy-kompetencii-3011933.html