УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРУГОЗОРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№31,

Педагогические науки

Ридванская Наталья Сергеевна


Научный руководитель: Тургинекова Л.Х., старший преподаватель кафедры МПНО ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова».


Ключевые слова: ИНТЕРЕС; ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС; ЧТЕНИЕ; ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУГОЗОР; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; INTEREST; READER’S INTEREST; READING; LITERARY OUTLOOK; JUNIOR SCHOOL STUDENT.


Аннотация: В статье рассмотрено понятие «литературный кругозор». Проанализированы УМК по организации кружковой деятельности с позиции формирования литературного кругозора младших школьников. В статье представлен анализ результатов уровня сформированности литературного кругозора у детей младшего школьного возраста.

На сегодняшний день понятие литературного читательского кругозора рассматривается с позиции разных научных областей и психолого-педагогической, и методики обучения литературному чтению младших школьников. Обобщающим для всех наук является определение литературного кругозора, как объема познаний, интересов и представлений о литературе, позволяющий младшему школьнику выстроить систему понятий об окружающей его действительности и характеризующий уровень его интеллектуального, психологического и культурного развития.

Проблема формирования литературного кругозора всегда была в центре внимания как теоретиков педагогической науки, так и практиков. Д.Б. Эльконин подходил к процессу чтения как средству развития теоретического мышления. Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева также в своих исследованиях обосновывали роль детского чтения в развитии личности.

Значительный вклад в разработку и изучение проблемы приобщения ребенка к книге внесла Н.Н. Светловская, которая подходит к читателю как объекту методической науки. Именно ею была разработана и внедрена в практику теория формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников.

В процессе обучения литературному чтению, урокам отводится главная роль, а внеурочной деятельности отводится роль дополняющего момента. Но внеурочная деятельность имеет ряд преимуществ, поскольку позволяет учитывать читательские запросы учащихся, предлагать разнообразные формы, методы и приемы работы как традиционные так и нетрадиционные. Одной из ярких форм проведения внеурочной деятельности, является литературный кружок.

Несмотря на то, что крупнейшие деятели педагогики и психологии, писатели и мыслители, в своих трудах и работах глубоко и основательно рассматривают существенные стороны данной проблемы, результаты данных научных исследований показывают, что проблема формирования литературного кругозора младших школьников остается нерешенной и открытой в полной мере как в теоретическом, так и методическом плане.

Все вышесказанное обусловливает актуальность темы нашей работы «Формирование литературного кругозора младших школьников в процессе организации кружковой деятельности».

При этом, проведя анализ проведённого нами исследования мы можем говорить о том, что уровень сформированности литературного кругозора детей младшего школьного возраста является невысоким. Опытно-экспериментальной базой исследования стало — Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноозерная основная общеобразовательная школа», село Красноозерное, Усть-Абаканского района, Республики Хакасии, 8 учащихся 3-го (экспериментальный класс) и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Солнечная средняя основная общеобразовательная школа», село Солнечное, Усть-Абаканского района, Республики Хакасии, 13 учащихся 3-го класса (контрольный класс).

Главной целью исследования стало выявление уровня сформированности литературного кругозора младших школьников.

Исследование проводилось с использованием таких педагогичских диагностик как: диагностическая работа по литературному чтению на основе методики Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой; информационно-диагностическое задание на основе работы с текстом по методике О.Е. Жиренко; тест для проверки рефлексивных читательских умений на основе методики Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой; адаптированная анкета «Любишь ли ты читать?» на основе методики М.П. Воюшиной.

Результаты исследования уровня сформированности литературного кругозора, направленные на формирование у учащихся потребности в овладении учебным материалом отражены в таблице 1.

Таблица 1 — Показатели потребности в овладении учебным материалом у учащихся третьих классов на констатирующем этапе исследования (анкета «Любишь ли ты читать»)

Уровни КГ Уровни ЭГ
Кол-во % Кол-во %
Высокий 2 15% Высокий 0 0%
Средний 4 31% Средний 2 25%
Низкий 7 54% Низкий 6 75%

В целом, как в КГ, так и в ЭГ наблюдается преимущественно низкий уровень потребности в чтении и читательской самостоятельности. Обучающиеся не могут назвать свой полюбившийся жанр книги или любимого автора, затрудняются назвать свою любимую книгу и полюбившегося героя.

Результаты исследования уровня навыков работы с учебной и научно-популярной литературой отражены в таблице 2.

Таблица 2 — Показатели уровня навыков работы с текстом у учащихся третьих классов на констатирующем этапе исследования (информационно-диагностическое задание)

Уровни КГ Уровни ЭГ
Кол-во % Кол-во %
Высокий 3 23% Высокий 1 12%
Средний 7 54% Средний 5 63%
Низкий 3 23% Низкий 2 25%

В основном, как в КГ, так и в ЭГ уровень навыка работы с учебной информацией находится в большей степени на среднем уровне. На вопросы обучающиеся дали достаточно полные ответы. Также есть и ребята, имеющие низкий уровень навыка работы с учебным текстом.

Результаты исследования рефлексивных читательских умений отражены в таблице 3.

Таблица 3 — Показатели рефлексивных читательских умений у учащихся третьих классов на констатирующем этапе исследования (информационно-диагностическое задание)

Уровни КГ Уровни ЭГ
Кол-во % Кол-во %
Высокий 0 0% Высокий 0 0%
Средний 8 62% Средний 5 62%
Низкий 5 38% Низкий 3 38%

Количественный анализ показал, что как в контрольной группе, так и экспериментальной, высокий уровень рефлексивных читательских умений у обучающихся не обнаружен. Средний уровень выявлен у 62% ребят в контрольной и экспериментальной группах, низкий уровень обнаружен по 38% обучающихся в каждой группе.

Результаты исследования умения полноценно воспринимать содержание литературного текста отражены в таблице 4.

Таблица 4 — Показатели полноценного восприятия литературного текста у учащихся третьих классов на констатирующем этапе исследования (информационно-диагностическое задание)

Уровни КГ Уровни ЭГ
Кол-во % Кол-во %
Высокий 2 15% Высокий 2 25%
Средний 6 47% Средний 4 50%
Низкий 5 38% Низкий 2 25%

Количественный анализ показал, что в контрольной группе высоким уровнем умений полноценно воспринимать литературный текст обладают 15% обучающихся, средним уровнем – 47%, низким уровнем – 38%. В экспериментальной группе высоким уровнем умений полноценно воспринимать литературный текст владеют 25% ребят, средний уровень выявлен у 50% ребят, низкий уровень обнаружен у 25% обучающихся.

Вывод: результаты констатирующего этапа исследования свидетельствует преимущественно о среднем уровне сформированности литературного кругозора у учащихся 3 классов. Ребята поверхностно читают рассказы, сказки, не улавливают главную мысль текста. Самостоятельно читают маленький процент обучающихся, у большей части отсутствует интерес к чтению. Это определяет актуальность проблемы по формированию литературного кругозора мадших школьников.

Следовательно задается цель: разработать план формирующего эксперимента с целью формирования литературного кругозора в процессе организации кружковой деятельности.

Задачи кружка:

— расширять круг чтения младших школьников за счет ознакомления с произведениями различной жанровой и идейно тематической направленности;
— углублять литературно-образовательное пространство учащихся начальной школы;
— формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
— учитывать индивидуальные интересы и творческие возможности обучающихся начальной школы.

Условия реализации кружка: в кружке принимали участие учащиеся 3 класса. Занятия проходили раз в неделю, всего 18 часов.

Содержание нашего кружка создает возможность воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового воспринимать культуру и литературу народов других стран.

Программа кружка заключается в создании условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: просматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Разработанный нами план проведения кружковой деятельности оказал положительное влияние на формирование литературного кругозора у обучающихся 3 класса, о чем говорят результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.

Результаты исследования уровня сформированности литературного кругозора, направленные на формирование у учащихся потребности в овладении учебным материалом отражены в таблице 5.

Таблица 5 — Показатели потребности в овладении учебным материалом у учащихся третьих классов (мотивационный компонент) на контрольном этапе исследования (анкета «Любишь ли ты читать»)

Уровни КГ Уровни ЭГ
Кол-во % Кол-во %
Высокий 2 15% Высокий 4 50%
Средний 4 31% Средний 4 50%
Низкий 7 54% Низкий 0 0%

Итак, качественный анализ показал, что в КГ результаты остались прежними. В экспериментальной группе произошли изменения в лучшую сторону. Обучающиеся могут с уверенно назвать любимый жанр и любимое художественное произведение.

Результаты исследования уровня навыков работы с учебной и научно-популярной литературой отражены в таблице 6.

Таблица 6 — Показатели уровня навыков работы с текстом у учащихся третьих классов (деятельностный компонент) на контрольном этапе исследования (информационно-диагностическое задание)

Уровни КГ Уровни ЭГ
Кол-во % Кол-во %
Высокий 4 31% Высокий 4 50%
Средний 9 69% Средний 4 50%
Низкий 0 0% Низкий 0 0%

В основном, в КГ, уровень навыка работы с учебной информацией находится в большей степени на среднем уровне. В ЭГ показатели стали выше, имеются некоторые недостатки в работе с учебной информацией, но в целом наблюдается достаточно хороший уровень.

Результаты исследования рефлексивных читательских умений отражены в таблице 7.

Таблица 7 — Показатели рефлексивных читательских умений у учащихся третьих классов (рефлексивно-оценочный компонент) на контрольном этапе исследования (информационно-диагностическое задание)

Уровни КГ Уровни ЭГ
Кол-во % Кол-во %
Высокий 1 8% Высокий 4 50%
Средний 9 69% Средний 4 50%
Низкий 3 23% Низкий 0 0%

Количественный анализ показал, что в контрольной группе высокий уровень рефлексивных читательских умений обнаружен у 8% обучающихся. Средний уровень выявлен у 69% ребят, низкий уровень обнаружен у 23% обучающихся. В экспериментальной группе высоким уровнем обладают 50% детей, средним уровнем также владеют 50% обучающихся.

Результаты исследования полноценного восприятия текста отражены в таблице 8.

Таблица 8 — Показатели полноценного восприятия литературного текста у учащихся третьих классов (когнитивный компонент) на контрольном этапе исследования (информационно-диагностическое задание)

Уровни КГ Уровни ЭГ
Кол-во % Кол-во %
Высокий 3 23% Высокий 6 75%
Средний 7 54% Средний 2 25%
Низкий 3 23% Низкий 0 0%

Количественный анализ показал, что в контрольной группе высоким уровнем умений полноценно воспринимать литературный текст обладают 23% обучающихся, средним уровнем – 54%, низким уровнем – 23%. В экспериментальной группе высоким уровнем умений полноценно воспринимать литературный текст, владеют 75% ребят, средний уровень выявлен у 25% ребят, низкий уровень не обнаружен.

Таким образом, организация кружковой деятельности оказала эффективное влияние на формирование литературного кругозора у детей младшего школьного возраста.


Список литературы

  1. Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников. Приобщение детей к художественной литературе как к искусству [Текст] / З.И. Романовская. – М.: ВАКО, 2002.– 88с.
  2. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие [Текст] / Н. Н. Светловская. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 282 с.
  3. Светловская, Н. Н. Основы науки о читателе [Текст] / Н. Н. Светловская. – М. : «Магистр», 1993. ̶ 180 с.
  4. Светловская, Н. Н., Пиче-Оол, Т. С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать [Текст] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 48 с.
  5. Светловская, Н. Н. Как обучать чтению, или Как разорвать замкнутый круг [Текст] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол // Начальная школа. – 2010. – № 3. – С. 8-13.
  6. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения// Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.- с.76-78.
  7. Оморокова, М. И., и др. Преодоление трудностей [Текст] / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт, И. З. Постоловский. – М. : Просвещение, 1990. – 128 с.