УДК 34

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

№31,

Юридические науки

Борисов Леонид Сергеевич


Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; СИСТЕМА; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ; АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ; ПРОДАЖНОСТЬ; ОБЩЕСТВО; ГОСУДАРСТВО; CORRUPTION; ANTI-CORRUPTION; PUBLIC SERVICE; EFFICIENCY; SYSTEM; CIVIL SERVANT; ANTI-CORRUPTION POLICY; ANTI-CORRUPTION; CORRUPTION; SOCIETY; STATE.


Аннотация: В данной статье рассматривается проблема природы такого явления, как коррупция, ее особенности, а также мероприятия по противодействию коррупции. Представлены мероприятия по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

Актуальность темы. В условиях глобализации и интеграции всех сфер жизни и деятельности появляются новые возможности во взаимодействии с иностранными государствами и их способами и методами борьбы с преступностью, в том числе коррупционной направленности.

Конечно, в каждой стране свои особенности противодействия данному явлению, которые сложились на фоне этнических, исторических и социальных условий. И, возможно, способы, которые являются эффективными на территории одного государства, могут быть абсолютно не рабочими в границах другой страны. Однако, эти способы должны быть изучены наукой, и ей же должны быть рассмотрены перспективы и возможности внедрения этих мер в правоохранительную систему нашей страны с возможным их приспособлением под конъюнктуру российского общества[8].

В современных реалиях мира и России в частности, среди огромного количества глобальных проблем, от решения которых зависит эволюция общества, одну из главных ниш занимает проблема коррупции, общественная опасность которой невероятно велика. Эта проблема на сегодняшний день представляет собой экономического паразита, имеющего множество форм и обличий, который заразил, практически, все сферы жизнедеятельности общества: управленческую, производственную, финансовую и т.д.

Основной материал. Определение коррупции предоставляется в статье 1 ФЗ-273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции». Данный феномен является злоупотреблением служебным положением, предоставление взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или другое незаконное применение физическим лицом собственного должностного положения вопреки законными интересам социума и государства для обретения выгоды в виде финансов, ценностных ориентиров, другого имущества или услуг имущественного характера, других имущественных прав для себя или для третьих лиц или незаконное предоставление представленной выгоды обозначенному лицу иными физическими лицами [1].

Противодействие коррупции представляет собой деятельность системы органов федеральной государственной власти, власти системы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, учреждений и непосредственно физических лиц в пределах их полномочии по предупреждению, профилактике коррупции, выявлению, пресечению, раскрытию, а также расследованию коррупционных деяний (борьба с коррупцией), а также по уменьшению и ликвидации последствий деяний коррупционной направленности [7].

Для решения проблемы пресечения коррупционной деятельности – необходимо детальное рассмотрение и корректировка нынешнего законодательства. Например, для нормализации жизнедеятельности нашей страны нужно начинать с нормализации функционирования государственной службы, так как «начинать нужно с головы».

В современно ситуации имеет место быть проблема толкования и употребления данной нормы.

Во-первых, действующее законодательство не содержит объяснений того, что такое представляет собой «обычный подарок» [4].

Во-вторых, понятие «подарок» в принципе не имеет правового определения. Определение минимальной суммы взятки должно производится в зависимости от конкретных обстоятельств и конкретного должностного лица, его финансового состояния, объема служебной нагрузки, физические и временные затраты на выполнение возложенных на него обязанностей [7].

Однако, по нашему мнению, необходимо дополнить статью 575 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктом 3, содержащим цель дарения подарков. Таким образом, дарение подарка перестанет характеризоваться, как поощрение за выполнение определенной обязанности должностного лица в интересах гражданина. Также, лица, находящиеся на государственной службе, должны предоставлять сведения о том, на какие финансовые средства осуществляются сделки при наличии приобретения недвижимости, земельного участка, транспорта, акций, ценных бумаг, при условии, что сумма превышает общий семейный за регламентированный доход за последние три года, предшествующих моменту совершения данной сделки[3].

Отметим, что аантикоррупционное законодательство России постоянно совершенствуется, благодаря чему приобретает все более четкие рамки, становится системным, получает апробацию и обратную связь в правоприменении.

Правотворчество охватывает такие направления, как лоббизм, урегулирование конфликта интересов, минимизация коррупционных рисков, повышение значимости и ответственности общественных институтов и др. На федеральном уровне правовая основа противодействий коррупции в целом сформирована. Ключевой задачей ее развития и совершенствования являются реализация механизмов надлежащего применения правовых предписаний, регулирование кадрового и материального обеспечения. Между тем для России остаются актуальными вопросы имплементации международных норм права, развития правовых моделей, позволяющих минимизировать коррупционные риски, а также укрепления законодательного антикоррупционного регулирования на региональном и муниципальном уровнях.

Для совершенствования антикоррупционного законодательства необходимо устранить юридико-лингвистические неопределенности в нормативных актах, то есть употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, обозначение одних и тех же явлений разными терминами[2].

При этом необходимо за особо тяжкие коррупционные преступления в качестве наказания предусмотреть конфискацию всего либо части имущества осужденного, а не только имущества, полученного в результате совершения преступления. Ведь конфискация активов, незаконно накопленных публично-правовыми лицами и их ближайшим окружением, правомерна и согласуется с международными стандартами борьбы с коррупцией.

Однако нельзя также забывать, что, наряду с карательными мерами воздействия против преступлений, связанных с коррупционной составляющей, необходимо регулярно проводить профилактические меры воздействия на общественное сознание населения, на развитие его правосознания и правовой культуры, чему не всегда уделяется соответствующее внимание.

Правовое сознание граждан, выступая в качестве инструмента противодействия коррупции, должно основываться на правовой воле, которую, в свою очередь, вырабатывает исполнение, соблюдение и применение норм права без каких-либо отклонений. Именно поэтому с помощью данных мер, применяя их системно, можно наиболее эффективно добиться минимизации уровня коррупция в стране.

Также стоит подчеркнуть, что даже самое совершенное законодательство в сфере противодействия коррупции обречено на декларативное существование, а работа уполномоченных органов — на имитацию противодействия коррупции, в отсутствие участия в его практической реализации всех слоев гражданского общества.

Выводы. Таким образом, можно прийти к однозначному выводу, что система противодействия коррупции, которая была создана органами прокуратуры Российской Федерации – это постоянно совершенствуемый комплекс мер, которые направлены на обеспечение законности и правопорядка в области противодействия коррупции. Этот комплекс, который учитывает особенности, как организации, так и функционирования государства, охватывающий федеральный, региональный, а также муниципальный уровень, преимущественно ориентирован на устранение коренных причин коррупции, масштабы которой создают реальную угрозу стабильности и безопасности всего общества в целом, препятствуя его устойчивому развитию.


Список литературы

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  2. Гайдарева И.Н. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-protivodeystviya-korruptsii-v-sisteme-gosudarstvennoy-sluzhby (дата обращения: 27.05.2021).
  3. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема. История и современность /В.Д.Андрианов. – М.: Экономика, 2016. – 304 c.
  4. Малик И.В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы в современной России // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-korruptsii-v-sisteme-gosudarstvennoy-grazhdan-skoy-sluzhby-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 27.05.2021).
  5. Рассказов А.А.Зарубежный опыт противодействия коррупционным проявлениям и его интеграция в российскую действительность // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-protivodeystviya-korruptsionnym-proyavleniyam-i-ego-integratsiya-v-rossiyskuyu-deystvitelnost (дата обращения: 27.05.2021).
  6. Фролов В.А. Коррупция в системах управления процессами, территорией и государством /В.А.Фролов. Методики противодействия коррупции в системах управления процессами: монография. – М.: Спутник, 2019. – 326 c.
  7. Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России: Сборник докладов молодых ученых, аспирантов и студентов – участников круглого стола с международным участием. Ростовна-Дону, 17 февраля 2018 г. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2018. Том 2. – 94 с.
  8. Михалкин, Д. А. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы РФ / Д. А. Михалкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67512/ (дата обращения: 27.05.2021).