УДК 37

АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

№31,

Педагогические науки

Асанова Регина Олеговна


Ключевые слова: АГРЕССИЯ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; РЕЗУЛЬТАТЫ; ПОВЕДЕНИЕ; РЕБЕНОК; ОЗЛОБЛЕННОСТЬ; ВОСПИТАНИЕ; AGGRESSION; PRIMARY SCHOOL STUDENT; RESULTS; BEHAVIOR; CHILD; ANGER; PARENTING.


Аннотация: Исследования российских и зарубежных ученых показывают, что распространенность агрессивного поведения детей в школьной среде в последние годы имеет тенденцию к росту. Пространство образовательной организации перестает быть безопасным, несмотря на принимаемые меры по его обеспечению: установка турникетов, металлоискателей, наличие охраны, создание школьной службы медиации (разрешения конфликтов) и т.п.
Анализируется понятие и содержание агрессивного поведения. В работе раскрывается понятие агрессии и проявления агрессивности в младшем школьном возрасте, рассмотрена мотивационная направленность и основные факторы проявления агрессивности.

Актуальность исследования. Агрессивное поведение младших школьников с каждым годом становится более выраженным, школьная среда, подростки, педагоги.

Актуальность данной проблемы определяется возросшим вниманием к проявлениям агрессии младших школьников со стороны педагогов, психологов, социологов. Проблему проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста следует считать недостаточно изученной только потому, что нет единого определения понятия агрессии. Исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста проводились зарубежными и отечественными учеными: А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. Они предлагают различные методы и способы коррекции агрессивного поведения младших школьников. Причинами агрессивного поведения авторы называют нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах, также причиной является нарушение эмоциональных связей в семье.

Проблематика агрессивного поведения является предметом изучения таких отечественных исследователей как С.Л. Колосова, Т.Г. Румянцева, Т.В. Драгунова, Л.М. Семенюк, Н.Ф. Талызина, Е.О. Смирнова, С.Ю. Чижова, И.А.Фурманов. Среди зарубежных исследователей изучение агрессивности осуществлялось такими авторами как А. Адлер, А. Бандура, А. Басс, И. Беркович, К. Лоренц, Г. Салливан, Б. Скиннер, К. Хорни, К. Юнг, Р. Бэрон, З. Фрейд, Э. Фромм. Так же, осуществлялись исследования агрессивности в младшем школьном возрасте и представлены в работах Е.И. Бережковой, А.С. Копового, Н.И. Коротченковой.

Среди западных исследователей изучение этой возрастной группы осуществлялось Л. Берковичем, К. Бютнером, А.Миллером, П. Поппером, И. Раншбургом.

В отечественной психологии проблематикой тревожности занимались такие авторы как Н.В. Имедадзе, А.Е. Личко, Н.В. Мясищев, И.А. Мусина, А.М. Прихожан, Ю.А. Ханин. А среди зарубежных авторов исследование тревожности представлены в работах З. Фрейда, А. Маслоу, К. Хорни, Э. Фромма. Но особенности агрессивного поведения младших школьников с разным уровнем тревожности недостаточно разработаны в психологической литературе. Это делает перспективным рассмотрение агрессивности у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности.

Проблему агрессии в образовательном учреждении следует рассматривать, с одной стороны, как агрессивные действия по отношению к учащимся и, с другой стороны, по отношению к педагогу.

Ведение. В соответствии с современными тенденциями модернизации системы образования особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей младшего школьного возраста, формирования их эмоционального благополучия.

Основной текст. Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». В психологии считается, что агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

Агрессия – это форма поведения, которая направлена на причинение вреда любому живому существу или неодушевленному предмету. С одной стороны, агрессивное поведение является отрицательным явлением, которое характеризуется в проявлении злобы, ярости, угрозы по отношению к окружающим людям и окружению в целом. С другой стороны, агрессивное поведение является социальной адаптацией, инстинктом самосохранения, помогает отстоять свои интересы [2]

Российские психологи детства отмечают, что в настоящее время широко распространены в современных образовательных организациях различные формы насилия: агрессия, буллинг, моббинг, вымогательство и др. Школьный класс, как и школа в целом, представляет собой достаточно закрытую систему, не подлежащую общественному контролю. Именно этой причиной психологи объясняют распространенность буллинга в современных школах [4], который как опасен для всех его участников, так и для педагогического процесса в целом [5]. Проявления агрессии со стороны школьников в определенной мере могут быть вызваны недооценкой ими правовой ответственности перед законом.

В основе агрессивности лежит различная мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя, достижение своих практических целей, подавление и унижение другого. Однако, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. В окружающем мире агрессивный ребёнок замечает, прежде всего, себя и отношение к себе.

Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет ему увидеть других детей полно и целостно, пережить чувство общности с ними.

У агрессивного ребёнка, такое мировосприятие, создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других. Степень восприятия враждебности может быть разной, но её психологическая природа остаётся той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека. Мальчики испытывают агрессию в межличностных отношениях: учебе, спорте, личной угрозе.

Девочки более бурно реагируют на недооценивание своих внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление. Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация. Проявления различных форм агрессии обусловлены одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В младшем школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, девочки отдают предпочтение вербальной форме агрессии. В возрасте 10 – 11 лет у мальчиков и девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма агрессии как негативизм.

Агрессия в поведении учащегося является следствием его социального отторжения более обеспеченными одноклассниками. Важной причиной, провоцирующей агрессию подростков, является перенос ими домашнего и экранного насилия в школу. Дети склонны отождествлять себя с жертвами или агрессорами и принимают жестокость приемлемой формой поведения со сверстниками. Анализируя факторы психологической безопасности школьной среды, отмети необходимость профессионализма учителя в этом процессе: обладания высоким уровнем развития интегральных характеристик личности, гибкости, направленности, компетентности, осуществление своего труда в модели профессионального развития.

Важным фактором проявления агрессии являются социальные перегрузки и длительность урока. Усталость, которую вызывает повышенная нагрузка на патологически быстро истощаемое внимание, приводит к тому, что ученик с синдромом дефицита внимания ведет себя неадекватно и агрессивно в глазах окружающих. Ему проще оттолкнуть одноклассника или применить другие средства агрессии, чем объяснять, что он устал. Ему проще бросить тетрадь или учебник, чем признаться учителю, что он не может выполнить задание. Это не агрессивный протест со стороны ученика, а защита его нервной системы от перегрузки: переход к действиям, требующим меньших энергозатрат [11]. По данным государственной статистики, за 2019 г. в России выявлено 159 500 детей в возрасте 15–17 лет с такого рода патологией. Основная их часть является питомцами общеобразовательных школ [11].

Таким образом, школьная образовательная среда есть сложная саморазвивающаяся, достаточно открытая в настоящее время система. Для обеспечения ее безопасности необходимо учитывать не только ее структуру, содержание ее подсистем, но и создавать благоприятный психологический микроклимат для успешного взаимодействия ее субъектов.

Ведь травмирующее воздействие негативного школьного опыта отражается на всей последующей жизни человека. С агрессией в школьном социуме бороться крайне сложно, что подтверждается многочисленными исследованиями. Эффективность профилактической работы зависит от осознания обществом значимости школы как социального института, в котором проходит процесс воспитания и формирования личности детей.

Выводы. Таким образом, существует необходимость коррекции агрессивного поведения младших школьников и недостаточной изученности возможностей сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения младших школьников. Проблема исследования связана с поиском и обоснованием возможностей сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения младших школьников. Коррекция агрессивного поведения необходима не только для социализации учащегося, выстраивания его благоприятного межличностного общения с окружающими людьми, оптимизации работы педагогов по обучению и воспитанию младших школьников, но и для достижения результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. №373) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. 2012. 31 декабря. № 53 (ч. 1). Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 14.11.2020).
  2. Бэрон, Р.Агрессия /Р.Бэрон [Текст] / под ред. Е. Строгановой СПб.: Питер, 2014. 416 с.
  3. Дементий, Л.И.Агрессия: понятие, подходы, диагностика /Л.И. Дементий. Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. Омск.: Омск госуниверситет, 2012. 40 с.
  4. Долгова, А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста [Текст] / А.Г. Долгова. М.: Генезис, 2013. 216 с.
  5. Кузьмин, Д.А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция [Текст] / Д.А. Кузьмин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. №5 С. 161-164
  6. Лоренц, К. Агрессия [Текст] / К. Лоренц. М.: Римис, 2015. 322 с.
  7. Петрова С.С. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами сказкотерапии // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-korrektsii-agressivnogo-povedeniya-mladshih-shkolnikov-sredstvami-skazkoterapii (дата обращения: 15.11.2020).
  8. Мосина Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н.Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. №6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.10.2020).
  9. Лукина М.Л. Детская агрессия /М.Л. Лукина // Вестник науки и образования. 2020. №15-1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-agressiya (дата обращения: 28.10.2020).
  10. Дементьева И.Ф. Факторы проявления агрессии детей в школьной среде // Ped.Rev.. 2020. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-proyavleniya-agressii-detey-v-shkolnoy-srede (дата обращения: 30.11.2020).
  11. Россия в цифрах. 2019: сб. крат. ст. M., 2019, 522 с.