УДК 37

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

№31,

Педагогические науки

Петрюк Наталья Викторовна


Ключевые слова: ГИПЕРАКТИВНОСТЬ; ДОШКОЛЬНИКИ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ВНИМАНИЕ; ВЗАИМООТНОШЕНИЯ; ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ; СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ СДВГ; ПРАВИЛА РАБОТЫ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ; НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ; ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ; HYPERACTIVITY; PRESCHOOL CHILDREN; EFFICIENCY; ATTENTION; RELATIONSHIPS; PSYCHOEMOTIONAL STATE; ATTENTION DEFICIT DISORDER ADHD; RULES OF WORK IMPULSIVITY; INATTENTION; HYPERDYNAMIC SYNDROME.


Аннотация: Гиперактивность считается серьезной патологией, связанной с поведением и психоэмоциональным состоянием ребенка. У детей с таким диагнозом возникают трудности в социальной адаптации и возникает риск дезадаптации. Статья посвящена рассмотрению и обсуждению гиперактивности детей дошкольного возраста.

Актуальность исследования. Неизменной частью психической жизни человека является эмоциональная сфера личности, понимаемая как совокупность внутренних психических состояний, которые проявляются в субъективных отношениях, экспрессивно-коммуникативном поведении и переживаниях.

Анализ исследований. При исследовании работы были использованы труды следующих авторов: Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Добсон Дж., Пасечник Л.В., Выготский Л.С., И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной, Романчук О.И. Проблеме гиперактивности у детей дошкольного возраста посвящены работы Киргизовой Е.В., Шакировой Е.Ш., Добсон Дж., Выготский Л.С.

Основной материал. Основными признаками гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность, гипердинамический ребенок импульсивен, непредсказуем. Он и сам не знает, что сделает в следующий миг. Действует, не задумываясь о последствиях, но без злого умысла. Искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Гиперактивность – это проявление целого комплекса нарушений, квалифицирующиеся как синдромы дефицита внимания. Отвлекаемость внимания и неспособность к умственному сосредоточению – большая проблема для гипердинамического ребенка.

В психологии традиционно принято рассматривать проблему гиперактивности в тесной связи с синдромом дефицита внимания (СДВГ), яркое проявление которого прослеживается у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, при этом, усиление проявления симптомов гиперактивности объясняют кризисностью обозначенного периода психического развития.

Традиционно, определяя симптомы гиперактивности, ученые выделяют: повышенную двигательную активность, расторможенность, импульсивность, невнимательность и неусидчивость. Проявления данных симптомов могут усложнять процесс социализации и адаптации, который в данный возрастной период имеет актуальное значение для нормального психического развития ребенка.

Наряду с тревожными детьми в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества гиперактивных дошкольников. По данным разных исследований гиперактивностью страдают от 4 до 9,5% детей дошкольного школьного возраста [3].

Они часто имеют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкую самооценку и, как следствие, повышенную тревожность. Гиперактивные дети давно привлекают внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей.

Впервые описал чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман.

Огромный вклад в изучение проблемы гиперактивности внёс известный английский педиатр и первый профессор по детским болезням сэр Г.Ф. Стилл. В 1902 г. [10]

Он представил первое подробное описание данного 292 состояния: выраженную двигательную расторможенность и беспорядочный характер движений, неспособность сохранять внимание, непослушность, лёгкую возбудимость, агрессивность. А. Ребер, под гиперактивностью понимает «энергичную, неадекватную двигательную активность».

По мнению Шакировой А.Ш. — «гиперактивность — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребёнка контролировать и регулировать своё поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность» [7].

Гиперактивность детей дошкольного возраста подразумевает под собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Гиперактивные дети — это необычные дети, которых весьма сложно организовать в процессе педагогического общения с ними, и потому они всегда остаются в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Гиперактивное поведение — это специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью у дошкольников, нарушением внимания и импульсивностью. Гиперактивность дошкольников подразумевает под собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивные дошкольники — это необычные дети, которых весьма сложно организовать в процессе педагогического общения с ними, и потому они всегда остаются в центре внимания родителей, педагогов и исследователей.

Гиперактивное поведение — это специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью у дошкольников, нарушением внимания и импульсивностью.

Причины гиперактивности очень индивидуальны и в большинстве случаев это сочетание различных факторов, среди которых:
1. Наследственность. Как правило, у гиперактивных детей кто-то из близких родственников гиперактивен.
2. Здоровье матери. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.
3. Беременность и роды. Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.
4. Дефицит жирных кислот в организме. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме.
5. Окружающая среда. Некоторые исследователи высказывают предположение, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.
6. Питание.
7. Отношения внутри семьи.

Причиной формирования гиперактивности может стать и микросоциальная среда ребенка – его семья, по данным исследований не менее чем в 15 % случаев. Прежде всего, определяя эмоциональную связь ребенка с матерью, семья закрепляет, а иногда и провоцирует возникновение гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром. Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей. Во многих семьях гиперактивных детей постоянно контролируют, тормозя развитие независимости и самостоятельности. В контролирующем поведении родственников значительно больше указаний и гораздо меньше ласки, поощрения и похвалы. Исследованиями установлено, что с уменьшением симптомов гиперактивности ребенка, которые купировались путем приема стимуляторов, снижался родительский контроль за поведением ребенка и значительно уменьшалось проявление негатива.

Выводы. Таким образом, гиперактивность – одна из актуальных современных психолого-педагогических проблем, подразумевающая комплексный подход к диагностической и коррекционно-развивающей работе.


Список литературы

  1. Запорожец А.В. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С. 66–69.
  2. Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. – М.: Сфера, 2017. – 123 с.
  3. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей [Электронный ресурс]. – М.: Генезис, 2018. — 336 с. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/adhd.htm
  4. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивность у детей // Школьный психолог. 2000. № 4. С. 2-6.
  5. Киргизова Е.В. Психолого-педагогическая диагностика гиперактивности детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-giperaktivnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.11.2020).
  6. Чижова Е.В. Актуальные проблемы взаимодействия учителей с гиперактивными учащимися // МНИЖ. 2020. №4-2 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-vzaimodeystviya-uchiteley-s-giperaktivnymi-uchaschimisya (дата обращения: 25.11.2020).
  7. Шакирова А.Ш.Гиперактивность у дошкольников // Вестник науки и образования. 2020. №24-4 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/giperaktivnost-u-doshkolnikov (дата обращения: 24.10.2020).
  8. Кольчик Е.Ю. Оценочный компонент Я-концепции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности /Е.Ю. Кольчик // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnyy-komponent-ya-kontseptsii-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti (дата обращения: 30.11.2020).
  9. Волошина Л.Н. Проблемы регулирования двигательной активности дошкольников: позиция педагогов /Л.Н. Волошина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-regulirovaniya-dvigatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov-pozitsiya-pedagogov (дата обращения: 30.11.2020).
  10. Still GF. Some abnormal psychical conditions in children: the Goulstonian lectures. Lancet 1902; 1:1008-12