УДК 37

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№31,

Педагогические науки

Хайрутдинова Гульназ Масимовна


Научный руководитель: Ушакова О.С., доктор педагогических наук, профессор.


Ключевые слова: НРАВСТВЕННОСТЬ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ВОСПИТАНИЕ; MORALITY; PRESCHOOL AGE; EDUCATION.


Аннотация: В статье рассматривается формирования нравственной сферы дошкольника, нравственных качеств, усвоения базисных этических понятий на основе психологических механизмов.

Дошкольный возраст – время формирования нравственной сферы детей. Дошкольники усваивают правила и нормы общественной морали.

Ребенок-дошкольник отличается повышенной чувствительностью к воздействиям общества. Ребенок усваивает принятые в обществе правила общения, поведения, отношения, прежде всего подражая взрослым, наблюдая за ними, путем проб и ошибок выстраивая собственные формы поведения, взаимодействия с другими людьми, выражения нравственных чувств к миру, к людям, к природе, к себе.

К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы базовые нравственные качества, которые становятся основой его духовности. Д.С. Лихачев определял духовность как «нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленная на познание тайны своего назначения и смысла жизни» [1].

Развитие нравственной сферы, по мнению Н.В. Мельниковой и Р.В. Овчаровой, – это «процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий» [2; с.52]. В процессе нравственного воспитания ребенок узнает, осознает, ставится в ситуации морального выбора, ведет себя в соответствии с тем или иным нравственным выбором.

Подчиняясь диалектическому закону единства и борьбы противоположностей, дошкольник в разнообразных видах детской деятельности способен усвоить 10 пар базисных этических понятий: 1) добро – зло; 2) хорошо – плохо; 3) можно – нельзя; 4) вежливо – грубо; 5) правда – ложь; 6) отзывчивость – черствость; 7) щедрость – жадность; 8) сострадание – равнодушие; 9) терпимость – нетерпимость; 10) милосердие – жестокость [2].

Усвоение этих противоположных по значению и проявлению в поведении ребенка понятий происходит на основе психологических механизмов: подражания (имитации), генетически самого раннего способа построения ориентировочной основы поведения ребенка, который обеспечивает ему вхождение в социум в соответствии с ожиданиями окружающих взрослых; идентификации со значимыми людьми, когда ребенок осознает себя частью той или иной общности, соглашаясь с принятыми в этой общности нравственными нормами и правилами; интериоризации как перевода внешне задаваемых форм нравственного сознания, чувств и поведения во внутренние психические процессы; экстериоризации как проявления внутренних нравственных установок, правил, ценностей в поведении ребенка [2].

В детском саду эти механизмы могут быть реализованы, например, в теме дня «Что такое хорошо и что такое плохо?» в течение дня в самых различных формах: чтение художественных произведений, беседы с детьми о прочитанном с привязкой к событиям, которые происходят с детьми в течение дня, актуализация знания пословиц и поговорок на эту тему, разыгрывание моральных сценок, актуализация темы хороших и плохих поступков во время занятий, игровой деятельности, прогулки, встречи детей с родителями, самообслуживания и других повседневных действий. Главной задачей педагога становится актуализация темы хороших и плохих поступков в течение дня, привлечение художественного слова и собственного опыта детей для иллюстрации тех или иных нравственных рассуждений.


Список литературы

  1. Лихачев Д.С. Письма о добром /Д.С. Лихачев. – СПб,: 2006. – С.211.
  2. Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Концепция развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте // Вестник Курганского гос. ун-та, 2008. – С. 49-55.