УДК 37

ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ – ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№31,

Педагогические науки

Хайрутдинова Гульназ Масимовна


Научный руководитель: Ушакова О.С., доктор педагогических наук, профессор.


Ключевые слова: ИНТЕГРАЦИЯ; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ; ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; INTEGRATION; PRESCHOOL EDUCATION; INTEGRATION PRINCIPLE; ACTIVITIES.


Аннотация: В статье описывается, принцип интеграции, которая позволяет проводить задачу воспитания нравственных ценностей ребенка через различные виды детской деятельности, рассматриваются формы интеграции.

Интегративные процессы позволяют перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза образовательных областей, что обеспечивает формирование интегральных качеств личности дошкольника.

Исследованием интеграции в образовании занимались В.С. Безрукова, Н.А. Ветлугина, О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, А.А. Майер, М.А. Михайлова, Н.П. Сакулина, С.Д. Сажина, А.Н. Турсунов, Л.В. Трубайчук, Ю.С. Тюнников.

Л.В. Трубайчук [1] отмечала, что принцип интеграции позволяет проводить задачу воспитания дошкольников через различные виды детской деятельности, показывая глубокие взаимосвязи, осуществляя взаимопроникновение средств и методов игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, художественно-эстетической деятельностей для решения задач воспитания нравственной сферы ребенка.

Так, можно полагать, что именно принципом интеграции, взаимопроникновения содержания стало сокращение образовательных областей в ДОО с десяти в ФГТ [2] до пяти в ФГОС ДОО [3]. С 2009 до 2013 года главным документом, регламентирующим деятельность дошкольных организаций, были «Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» (ФГТ) [2]. В них было заявлено 10 образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Одно перечисление этих наименований показывает, что эти области должны быть укрупнены. Так, не понятно, как в практике детского сада разграничить «физическую культуру», «безопасность» и «здоровье», «труд», «социализацию» и «коммуникацию». Реализация принципа интеграции, поиска внутренних взаимосвязей внутри содержания дошкольного образования привела к тому, что в Федеральном государственном стандарте (ФГОС ДОО) 2013 года [3] образовательные области были укрупнены до 5: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

Исследователями О.В. Дыбиной, В.В. Щетининой, О.А. Еник, С.Е. Анфисовой [4] выделены следующие формы интеграции:

1) Пластообразная интеграция предполагает наслоение пластов различных видов деятельности для создания в сознании ребенка целостного художественного образа (например, создание образа Родины через создание продуктов изобразительного, музыкального, театрального творчества и проектную поисково-исследовательскую деятельность на тему «Моя малая Родина», «Родословная моей семьи» и т.п.).

2) Спиралевидная интеграция применяется, когда содержание и виды деятельности постепенно увеличиваются количественно и качественно, изменяясь на каждом витке (так, тема любви к Родине может быть проработана с детьми в движении от близкого, домашнего социума (любви к маме, папе, старшим и младшим родственникам) до более широкого социума (любви к родному краю, языку, на котором мы говорим, своему народу) и выходу ко вселенскому масштабу (гордости за Россию, за первых космонавтов, за весь мир, любви к жизни как таковой).

3) Контрастная интеграция наиболее адекватна темам нравственного воспитания, когда в разных видах деятельности и разными методами педагог организует проживание детьми ситуаций сравнения, сопоставления, проблематизации нравственного и безнравственного поведения, что может быть осуществимо в форме диалогов, обсуждения моральных конфликтов в художественных произведениях и в мультфильмах, в форме моральных сценок, развлечений, театрализаций, когда осуществляется воздействие на детей не прямым назиданием, а в художественном образе, стимулирующем желание подражать лучшим образцам нравственного поведения.

4) Взаимопроникающая интеграция, когда так организуется художественно-творческая деятельность (например, театрализация), что в нее вливаются другие виды (ручной труд, музыка, иллюстрирование, коллекционирование, поисково-исследовательская деятельность, игра);

5) Индивидуально-дифференцированная интеграция, когда создаются условия для творческого развития ребенка с учетом его интересов (бережного отношения к вещам, любви и помощи слабым, интереса к видам транспорта, моде, продуктивным видам деятельности).

Результатом интеграции разных видов деятельности могут быть различные интегрированные формы: творческие проекты, социальные акции, праздники, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, выставки, конкурсы, творческие мастерские, поисковые лаборатории, путешествия, экскурсии, комментированное рисование, интервью, интегрированные дидактические пособия, коллекции.


Список литературы

  1. Трубайчук Л.В. Методологические основы реализации принципа интеграции в дошкольном образовательном процессе / Л.В. Трубайчук // Вестник Сургутского гос. пед. ун-та, 2013. — № 1. — С. 285-291.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13, № 1155.
  3. Федеральные государственные требования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. / URL: https://rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html
  4. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ / О.В. Дыбина, О.А. Еник, С.Д. Сажина, В.В. Щетинина — М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 159 с.