ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

№6,

Экономические науки

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ПОКАЗАТЕЛИ; ОЦЕНКА; ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ; EFFICIENCY; PERFORMANCE; ASSESSMENT; CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS.


Аннотация: В статье дана характеристика процесса внутриведомственной оценки деятельности Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы России. Проанализирован статистический материал по результатам выполнения контрольного показателя эффективности деятельности № 16 «Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров».

В приложениях № 16 и № 17 Приказа Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России) от 21.12.2015 № 2615 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, на 2016 год» установлен перечень контрольных показателей и методик оценки их выполнения, практическая реализация которых находится в компетенции Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России (далее — ГУТКПВТ) [1].

Своим содержанием контрольный показатель эффективности деятельности № 16 (далее – КПЭД № 16) «Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров» направлен на стимулирование проведения уполномоченными должностными лицами таможенных органов (далее — ДЛТО) проверочных мероприятий с планируемым доначислением значительных сумм таможенных платежей, выявление таможенных правонарушений, повышение результативности таможенных проверок и сокращение количества отменённых решений, принятых по результатам таможенного контроля после выпуска товаров [5].

Всем региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчинённым ФТС России, на все кварталы 2016 года устанавливаются значения показателя: I квартал — не менее 135 баллов; II квартал — не менее 150 баллов; III квартал — не менее 165 баллов; IV квартал — не менее 180 баллов. По результатам реализуемой в каждом из кварталов деятельности таможенных органов формируются ежеквартальные отчёты о выполнении показателя. Если показатель не выполнен, в отчёте приводятся причины невыполнения и перечень принятых мер. Правила оценки выполнения КПЭД изложены в таблице 1 [6].

Таблица 1

Правила оценки выполнения КПЭД №16

Оценка выполнения показателя Максимальный

балл

Примечание

 

хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Фактическое значение показателя не менее установленного значения Фактическое значение показателя менее установленного значения, но не менее 90% от установленного значения Фактическое значение показателя менее 90% от установленного значения 10 Оценка может быть повышена при наличии объективных причин невыполнения показателя и принятии конкретных мер по выполнению показателя

Оцениваемый КПЭД №16 состоит из ряда группируемых индикаторов, значения которых в свою очередь определяются самостоятельными формулами [7]. Расчёт фактического значения КПЭД №16 (в баллах) осуществляется ежеквартально нарастающим итогом с точностью до двух знаков после запятой по формуле 1 [4]:

Э = Эд + Эвз.+ Эвозб.+ Эп+ Эр+ Эн+ Эотм (1)

где: Э – результирующее значение КПЭД № 16;
Эд — индикатор работы ДЛТО по суммам доначисленных таможенных платежей, пеней, утилизационных сборов и наложенных штрафов;
Эвз. — индикатор работы ДЛТО по суммам взысканных таможенных платежей, пеней, утилизационных сборов и штрафов;
Эвозб. — индикатор работы ДЛТО по возбуждённым делам об административных правонарушениях и уголовным делам;
Эп — индикатор работы ДЛТО по разработанным профилям рисков;
Эр — индикатор работы ДЛТО по результативности таможенных проверок;
Эн — индикатор работы ДЛТО по проверкам лиц, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, и(или) законодательства РФ о таможенном деле;
Эотм — индикатор неэффективности работы ДЛТО по фактам отмены решений, принятых по результатам таможенного контроля после выпуска.


Рис. 1. Результативность контрольного показателя №16 в III квартале 2016 г.

По результатам работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (далее — ТКПВТ) в III квартале 2016 года рассчитано итоговое значение КПЭД №16 (см. рис. 1). Результаты оценивались из расчёта контрольного значения КПЭД № 16 в 165 баллов [2]. Наибольших значений показателя достигли подразделения Внуковской (395 баллов), Шереметьевской (267 баллов) таможен и ДВТУ (272 балла). Высокие значения КПЭД № 16 достигнуты подразделениями ТКПВТ СЗТУ (266 баллов) и ЦЭТ (265 баллов). КПЭД № 16 не выполнен отделом ТКПВТ Крымской таможни (96 баллов). Основными причинами невыполнения послужили: проведение малобюджетных таможенных проверок, неэффективная работа по взысканию доначисленных денежных средств [3].

По результатам анализа Эд индикатора работы должностных лиц подразделений ТКПВТ установлено его среднее значение по ФТС — 59 баллов. [2] Наиболее высокое значение индикатора Эд достигнуто отделом ТКПВТ ЦЭТ (143 балла). Высокие значения индикатора Эд у Шереметьевской таможни (88 баллов) и ДВТУ (85 баллов). Низкое значение индикатора Эд у отдела ТКПВТ Крымской таможни, тем не менее, оно имеет положительную динамику. Так, с I квартала 2016 года значение индикатора выросло с 1 балла до 35 баллов. По результатам анализа Эвз индикатора работы должностных лиц подразделений ТКПВТ установлено его среднее значение по ФТС — 67 баллов. Наиболее высокие значения индикатора Эвз достигнуты в ДВТУ (118 баллов) и Шереметьевской таможне (115 баллов). Менее 60% от среднего значения составляют значения индикаторов Эвз подразделений Крымской таможни (11 баллов), СКТУ (32 балла), СТУ (38 баллов) и Калининградской областной таможни (39 баллов).

Таким образом, анализ результатов деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров позволяет говорить о достаточно высокой эффективности реализуемых ими функций. Оценка работы ГУТКПВТ ФТС России и подчинённых ему функциональных подразделений в сложившейся внутриведомственной практике является одной из наиболее развёрнутых. Тем не менее, это не означает, что характеризующие процесс таможенного контроля после выпуска товаров показатели достигли своего оптимального состояния, и лимит необходимых совершенствований исчерпан.


Список литературы

  1. Приказ Федеральной таможенной службы от 21.12.2015 № 2615 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, на 2016 год».
  2. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки дея-тельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
  3. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологиче-ские аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  4. Кнышов А.В. Совершенствование научно-методического аппарата и практических рекомендаций по разработке и применению системы показателей оценки деятельности таможенных органов: дис….канд. экон. наук. — М., 2013. — С. 78-79.
  5. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.
  6. Кнышов А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2012. — С. 53-57.
  7. Кнышов А.В. Оценка обеспеченности таможенной службы России трудовыми ресурсами за период 2000-2010 гг. // Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза: Материалы IV Международной научно-практической конференции молодых учёных. Российская таможенная академия, Ростовский филиал. — 2011. — С. 95-98.