УДК 37
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ В РАЗВИТИИ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
№31,
Педагогические науки
Шуптерекова Екатерина Николаевна
Ключевые слова: РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕКСТЫ КАК ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РЕЧИ; ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА; DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC SPEECH OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN; POPULAR SCIENCE TEXTS AS AN INCREASE IN EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC SPEECH; EXPERIMENTAL WORK.
Актуальность проблемы формирования учебно-научной речи у младших школьников обусловлена современными преобразованиями в системе общего образования, которые требуют качественного изменения в подходах к коммуникативному образованию школьников. Несовершенство устной и письменной речи учащихся, неумение работать с информацией, строить собственные высказывания в соответствии с нормами научной речи обуславливают объективную необходимость во внедрении в практику начального языкового образования научно-обоснованного процесса по формированию учебно-научной речи младших школьников в образовательном процессе.
Вместе с тем изучение литературных источников показало, что в них в основном решались задачи воспитания правильной речи детей. Объектом работ ученых служило слово (Ш.В. Журкина, В.П. Канакина, Н.М. Неусыпова, Т.М. Рогожникова, Н.Ф. Титова и др.), грамматический строй речи младших школьников (Е.П. Акимова, А.Н. Гвоздев, Л.А. Калмыкова и др.), обучение детей связной письменной и устной речи (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Р.Н. Никольская, И.С. Рождественский, Н.С. Черноусова и др.). Процесс же овладения младшими школьниками учебно-научной речью до настоящего времени исследован недостаточно полно. Изменение ориентиров развития системы воспитания и образования требует пересмотра сложившихся подходов к определению содержания, форм, методов и средств развития данного навыка у младших школьников.
Наряду с традиционными формами обучения не менее важную роль играют современные педагогические технологии, позволяющие в отвлеченной, более интересной форме, донести по учащихся знания, требуемые программным курсом. Именно в этом свете нам видится перспективным использование научно-популярных текстов на уроках окружающего мира, поскольку одна из основных задач обучения младших школьников — в непосредственной форме вызвать у них интерес к изучению предмета и к обучению в школе в целом.
В данном исследовании нами была рассмотрено использование научно-популярных текстов в развитии учебно-научной речи младших школьников на уроках окружающего мира. Для чего были всесторонне изучены и проанализированы особенности развития младшего школьника. А также рассмотрены работы выдающихся ученых и философов по нашей проблеме.
Вся учебная деятельность в начальной школе связана с работой с книгой и другими источниками информации. По предмету «Окружающий мир» при работе с научно-популярным текстом необходимо уделять внимание формированию у младших школьников следующих умений:
— целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
— составлять план к прочитанному тексту;
— умение выполнять задания на составление схем, таблиц;
— логично отвечать на вопрос, понимать научный текст;
— отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника и т.д.
Для развития речи используются различные методы и формы обучения: речевое упражнение, пересказ по плану, подготовка сообщений и докладов, решение проблемных вопросов, учебный диалог, работа с терминами, работа со словарями, использование научно – популярной.
Анализируя литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что проблема использования научно-популярных текстов младших школьников изучена недостаточно, что подтвердило актуальность нашего исследования.
В ходе работы нами была реализована цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем определить эффективность использования научно-популярных текстов на уроках окружающего мира в развитии учебно-научной речи младших школьников, а также решены следующие задачи:
— проанализирована психолого-педагогическая методическая литература проблеме исследования.
— изучены особенности развития учебно-научной речи младших школьников на уроках окружающего мира.
— определены возможности использования научно-популярных текстов в развитии учебно-научной речи младших школьников на уроках окружающего мира.
— выявлен уровень развития учебно-научной речи младших школьников.
— разработан комплекс заданий по использованию научно-популярных текстов на уроках окружающего мира, способствующего развитию учебно-научной речи младших школьников, и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Исследование проводилось на учащихся 3 класса МБОУ «Усть-Киндирлинской ООШ» им. М.И.Чебодаева.
На первом этапе было исследование по методике Фотековой Т.А. (составление сообщения по логической схеме «Живая и неживая природа»).
Результаты представлены на рис.1.
Рис. 1.Сравнительные показатели уровней исследования развития связной речи по методике Т.А. Фотековой (составление сообщения по схеме живая и не живая природа).
В ходе констатирующего эксперимента было определено, что уровень развития учебно-научной речи учащихся является недостаточным.
При организации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами была разработана программа формирующего эксперимента, которая включала в себя создание и реализацию ранее описанных в гипотезе и первой главе психолого-педагогических условий.
На заключительном этапе данного исследования было проведено повторное исследование, а также собраны, обработаны и систематизированы все результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы. Был произведен сравнительный анализ уровня развития учебно-научной речи младших школьников, как до начала использования предложенной методики Фотековой Т.А., так и после завершения ее использования. Данные, полученные в результате исследования, показывают положительную динамику в развитии уровня учебно-научной речи младших школьников. Данные эксперимента представлены на рис.2.
Рисунок 2. Сравнительные показатели уровней развития учебно-научной речи учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов на констатирующем и контрольном этапах по двум методикам.
Следует отметить, что у учащихся экспериментального класса, после занятий на уроках окружающего мира, стали преобладать высокий и средний и уровень развития учебно-научной речи, а дети контрольного класса так и показали средний и низкий уровень. Полученные в ходе эксперимента результаты могут быть использованы в практике общеобразовательных учреждений для решения существующей проблемы развития учебно-научной речи младших школьников.
Таким образом, обобщая результаты и подводя итог, мы можем сказать, что уровень развития учебно-научной речи учащихся начальной школы, за время работы с ними по разработанной программе заданий значительно вырос. Мы можем утверждать, что результаты, полученные нами в ходе опытно-экспериментальной работы, подтверждают выдвинутую гипотезу. Задачи, поставленные перед нами в ходе исследовательской работы, были решены, а цели исследования достигнуты.
Список литературы
- Аквилева, Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках по «Окружающему миру» / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – Москва : Просвещение, 2013. — 256 с.
- Амбражевич, Я. Е. Сообщения учащихся на уроках по предмету «окружающий мир» [Текст] / Я. Е. Амбражевич // Начальная школа. — 2011. — № 1. — С. 89-93.
- Безгубова, Анастасия Алексеевна. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира / А. А. Безгубова ; науч. рук.
- Белоусова, Г. В. Использование активных методов обучения на уроке окружающего мира / Г. В. Белоусова // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 39–43. – ISSN 0027-7371.в нач. шк. ; [ред.: Е. А. Алисов, Д. Ю. Добротин, Н. А. Рыжова (науч. ред.), М. С. Смирнова(сост., отв. ред.)]. – М., 2016. – С. 135–140. – ISBN 978-5-906862-42-6.