УДК 37

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА

№31,

Педагогические науки

Хусаинова Динара Хамзовна


Научный руководитель: Чернов Д.В., старший преподаватель.


Ключевые слова: ЭКСТРЕМИЗМ; ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ; МОЛОДЁЖЬ; ПЕДАГОГИКА; ШКОЛА; EXTREMISM; PREVENTIVE MEASURES; YOUTH; PEDAGOGY; SCHOOL.


Аннотация: В настоящее время влияние экстремизма на общество является серьёзной опасностью и угрозой для спокойствия, поэтому проведение профилактических мер очень важно, что делает данную тему очень актуальной. Целью статьи является рассмотрение психолого-педагогических профилактических аспектов профилактики проявлений экстремизма в молодёжной среде. После написания данной статьи можно сделать вывод, что с помощью проводимых мероприятий на тему профилактики проявлений экстремизма можно сформировать у молодёжи отрицательную позицию к экстремистским деяниям.

Экстремизм (от лат. extremus — «крайний, чрезмерный») — приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике) [1]. Экстремизму подвержены и отдельные люди, и организации, преимущественно политические и религиозные. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков и террористические акции.

Если учитывать возрастные особенности, то по статистике экстремистскому воздействию особо подвержена молодёжь. Это связано с теми отличительными свойствами и особенностями, характерными на данный этап формирования личности. В подростковом возрасте наступает кризис в развитии личности, выражающийся, первоначально, в утрате идентичности. Это возраст становления некоего «Я», когда подросток испытывает потребность принять себя как индивидуальность, но при этом, также, предельно желает избежать одиночества [2]. Самоутверждение отрывает его от прошлого, от устоявшихся традиций, носителями которых являются его родители, и превращает в определенной степени в маргинала.

Молодость характеризуется наличием в отношениях со старшим поколением глубочайшего кризиса, который, основным образом, проявляется в окружении семьи. И в этот момент взаимоотношения переходят в новую стадию, когда родители либо, думая о своём ребенке как о взрослом, обращают на него мало внимания, либо ещё не видят в нём равного. И молодой человек, который чувствует себя всё более одиноким, может, пытаясь избежать этого чувство, обратиться к таким политически или религиозно ориентированным организациям. В вышеописанной ситуации экстремистская группировка может стать для подростка чем-то вроде новой семьи, где его будут считать настоящим взрослым, где он обретёт «настоящие ценности» и вместо родительского равнодушия сумеет почувствовать дух братства, товарищества.

Внедрение экстремизма в молодежный круг в настоящее время приобрело огромный масштаб и является опасностью для будущего нашей страны, так как взрослеющее поколение — это источник национальной безопасности [4]. Молодые люди из-за природных и социальных особенностей своего возраста способны не только приспособиться, но и активно повлиять на изменение обстановки в своём окружении и стране. Исследования проявления экстремизма в молодежной сфере показывают, что это крайне опасное явление создаёт угрозу социальной безопасности. Противозаконные деяния, совершённые в последнее время представителями неформальных молодежных обществ (футбольные фанаты, националисты, скинхеды (молодняк, старые скинхеды и т.д.), национал большевистская партия, сатанистские и демонические культы и т.п.) вызывают широкий общественный отклик и могут спровоцировать проблемы в обстановке страны. В целях пресечения роста экстремистской преступности и обуздания преступной ситуации в Российской Федерации предлагается в качестве профилактической работы среди несовершеннолетних проводить меры воспитательно-профилактического характера уже со школы.

Основной целью психолого-педагогической профилактики экстремизма является усиление контролирующей функции сознания несовершеннолетнего через развитие у него представлений о правонарушениях и преступлениях, как отрицательных явлениях в жизни социума.

В статье 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г. и др.) указаны следующие лица, которые ответственны за осуществление профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления [3]. Конечно же, в данную категорию можно также отнести и такие социальные институты, как семья и школа.

Раннее обнаружение и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у молодых людей и стойкой направленности на совершение беззаконных экстремистских действий. Для более эффективного результата, как уже говорилось, профилактическую работу надо проводить уже со школы.

Главными направлениями профилактики молодёжного экстремизма можно назвать следующие:
• предварительная иммунизация ребёнка к экстремистской идеологии;
• формирование неприятия насилия как такового;
• формирование отрицательного образа экстремистских организаций и их лидеров;
• формирование психологической установки ответственности человека за свои поступки;
• создание условий, при которых несовершеннолетние смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон не цель, а средство для нормального функционирования общества.

Концепция деятельности общеобразовательных систем в данном контексте предполагает:
• педагогическое просвещение;
• педагогическое консультирование;
• педагогическую диагностику;
• педагогическую реабилитацию;
• педагогическую пропаганду.

Осуществление принципа единства воспитательных влияний означает сотрудничество учащихся, родителей и педагогов. Для информационного противодействия экстремизму в образовательной сфере могут быть использованы дальнейшие формы работы:
• родительские собрания;
• классные часы;
• конкурс презентаций;
• конкурсы плакатов;
• конкурс газет;
• сочинения;
• радиопередачи;
• диспуты;
• интервью;
• коллективные творческие дела.

Именно такие мероприятия, а также неизбежность наказания за претворение экстремистской деятельности должны закладывать крепкую базу для воспитания в будущих поколениях толерантного (терпимого) отношения и в перспективе сформировать у них устойчивую отрицательную позицию к экстремистским деяниям и лицам, их совершившим.


Список литературы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – URL — https://ru.wikipedia.org/wiki/Экстремизм (дата обращения — 16.05.2021).
  2. Чуносов М. А. Психолого-педагогический аспект профилактики экстремизма у сельской молодежи. / М.А. Чуносов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2016. — 5 том. – с. 174- 188.
  3. О противодействии экстремистской деятельности. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ // Собрание законодательств РФ. – 2002. — №30. – Ст.3031
  4. В. Л. Назаров. Профилактика экстремизма в молодёжной среде: учеб. пособие / В. Л. Назаров, П. Е. Суслонов. М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 204 с.