УДК 37

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№31,

Педагогические науки

Клинова Ксения Витальевна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК; СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ; СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ; ГОВОРЕНИЕ; АУДИРОВАНИЕ; ЛЕКСИКА; FOREIGN LANGUAGE; SENIOR PRESCHOOL AGE; PLAY-DRAMATIZATION; FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE SKILLS; SPEAKING; LISTENING; VOCABULARY.


Аннотация: В данной статье рассматривается проблема организации эффективного процесса обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день имеется большое количество разнообразных программ, направленных на обучение дошкольников иностранному языку, однако вопрос о грамотном подборе эффективной и качественной методики обучения, о способах, методах и формах организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста на занятиях по иностранному языку в ДОО остаётся всё также актуальной.

Сложность эффективного обучения иностранному языку детей дошкольного возраста заключается в том, что основная часть образовательного процесса в данном случае строится на общении педагога с детьми на неродном языке. Кроме того, важно, чтобы это общение для ребёнка было целенаправленно и мотивированно. Для того, чтобы задать детям на занятии в ДОО положительную психологическую установку на изучение иностранного языка способом основной мотивации должен быть ведущий вид деятельности дошкольников, то есть игра. При этом важно суметь организовать целую игровую методику, в которой бы объединились и интегрировались различные виды деятельности детей в ходе изучения иностранного языка. В основе такой методики преподавания иностранного языка должно быть создание воображаемых ситуаций, их разыгрывание, в процессе которых бы дети могли примерить на себя различные роли и избавиться от страха, языкового барьера и стеснения.

Анализ научной литературы, посвящённой изучению данной проблемы, указал, что наиболее подходящим средством обучения старших дошкольников иностранному языку является игра-драматизация, в ходе которой дошкольник может достигнуть более точного понимания слов, словосочетаний и предложений посредством чтения с педагогом литературных произведений на изучаемом языке. Инсценировки отдельных эпизодов и фрагментов в образе главных героев способствуют лучшему запоминанию новых слов и фраз, а также их активизации в обычной речи.

«Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией» писала Маханева Майя Давыдовна в своей работе «Театрализованная деятельность дошкольников» [5, с. 6 — 7]. Кроме того, правильно организованная театрализованная деятельность, будь то драматизация, инсценировка или целый спектакль позволяет ребёнку научиться не бояться ошибок, не стесняться неудач и пробовать снова, что в свою очередь способствует развитию языковых навыков (говорение, аудирование) в процессе изучения иностранного языка. Иначе говоря, ребёнок не боящийся ошибиться будет произносить новые иностранные слова или целые предложения снова и снова до тех пор, пока не достигнет желаемого результата – именно в этом кроется основное достоинство использования методов театрализации на занятиях по иностранному языку в ДОО.

Александра Алексеевна Миролюбова в своей работе «Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность» в разделе «Современные педагогические технологии и контроль в обучении иностранным языкам» также отмечает, что одним из эффективных методов обучения иностранному языку являются ролевые игры, те же игры-драматизации. Именно такого рода игры способствуют раскрепощению участников игры, избавлению от языкового и психологического барьера в изучении нового языка, а также страха ошибиться, что зачастую больше всего сковывает учащихся и лишает их возможности получить как можно больше знаний и развить свои практические языковые навыки [7, с. 249].

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о достаточно хорошей степени разработанности выбранной темы исследования. Однако, несмотря на то, что проблема грамотной и в тоже время эффективной организации процесса обучения детей дошкольного возраста иностранному языку находится на этапе активного изучения, практическая сторона вопроса оставляет желать лучшего. Заметная разница в теории и практики вызывает противоречие между востребованностью иностранного языка в дошкольном образовании и самим процессом внедрения разработанных методических пособий в практику. Выявленное противоречие и определило цель данного исследования, а именно: эмпирически доказать эффективное влияние использования в процессе обучения дошкольников иностранному языку игры-драматизации на уровень развития навыков иноязычной речи детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели в исследовании приняли участие 37 детей старшего дошкольного возраста, 19 из которых были определены как экспериментальная группа детей, а остальные 18 детей – контрольная группа. Кроме того, была составлена анкета для родителей детей исследуемых групп, с целью выявления степени их удовлетворённости методами, формами и результатами обучения старших дошкольников английскому языку. Анализ и обработка результатов анкетирования показало, что больше половины родителей не совсем удовлетворены методами и результатами обучения их детей английскому языку на занятиях в ДОО.

Для реализации поставленной цели исследовательской работы в обеих группах была проведена первоначальная диагностика уровня сформированности навыков иноязычной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью комплекса диагностических материалов по выявлению уровня освоения дошкольниками программного материала по английскому языку Кикория Е.В. Данный комплекс диагностических материалов направлен на выявление уровня развития у детей дошкольного возраста навыков говорения, аудирования и лексики.

Анализ данных, полученных в ходе диагностической работы с экспериментальной группой детей, указывает на то, что у старших дошкольников исследуемой группы на констатирующем этапе исследовательской работы лучше всего развиты навыки говорения и аудирования. Причём, неожиданно для нас, обработка и анализ ответов детей показал, что навык говорения развит значительно лучше. Что касается лексики, то у более чем половины исследуемых дошкольников экспериментальной группы детей низкий уровень сформированности навыка использовать на практике усвоенные английские слова.

На основе анализа и обработки, полученных на констатирующем этапе, данных можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень сформированности навыков иноязычной речи, а именно говорение, аудирование и лексика. Кроме того, на констатирующем этапе в ходе диагностической работы не было выявлено ни одного ребёнка с высоким уровнем развития навыков иноязычной речи, что указывает на необходимость организации и проведения работы, направленной на повышения уровня сформированности у детей выбранной группы навыков говорения, аудирования и лексики.

В контрольной группе детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе нашей исследовательской работы также был проведён индивидуально с каждым воспитанником комплекс диагностических упражнений Кикория Е.В. Анализ данных, полученных в ходе диагностической работы в контрольной группе детей, указывает на то, что у старших дошкольников исследуемой группы на констатирующем этапе исследовательской работы лучше всего развиты навыки говорения. Кроме того, стоит отметить, что в сравнении с результатами экспериментальной группы, у дошкольников контрольной группы уровень сформированности лексических навыков значительно выше, при том, что уровень сформированности навыков аудирования в обеих группах находятся примерно в одинаковом процентном соотношении.

Также на основе анализа и обработки, полученных на констатирующем этапе, данных можно сделать вывод о том, что в контрольной группе детей старшего дошкольного возраста преобладают средний и низкий уровни сформированности навыков иноязычной речи, а именно говорение, аудирование и лексика. Так же, как и в экспериментальной группе, в контрольной группе детей по итогу диагностической работы не было выявлено ни одного дошкольника с высоким уровнем сформированности навыков иноязычной речи.

На формирующем этапе исследования нами был разработан план работы с детьми экспериментальной группы, направленный на повышение уровня сформированности навыков иноязычной речи посредством включения в процесс обучения английскому языку игр-драматизаций. Работа с детьми на формирующем этапе исследования включила в себя разучивание текстов на английском языке, разыгрывание литературных произведений на английском языке по ролям, репетиции и подготовку к основному мероприятию, а именно спектаклю «Gingerbread girl (Пряничная девочка)», в котором приняли участие все дети экспериментальной группы.

Игры-драматизации на занятиях с детьми экспериментальной группы на формирующем этапе исследования были нацелены на развитие навыков говорения за счёт разучивания и инсценировки реплик сказок на английском языке. Развитие навыков аудирования осуществлялось в процессе взаимодействия детей между собой по сюжету разыгрываемых сказок на английском языке. За счёт разнообразия языкового и речевого материала на английском языке в ходе разучивания сюжета сказок по ролям, заметно расширялся активный и пассивный словарный запас старших дошкольников. Убедиться в этом нам удалось в результате анализа и обработки данных, полученных в процессе повторной диагностики детей контрольной и экспериментальной групп.

По итогам обработки и анализа данных нам удалось сделать вывод о том, что показатели детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы на контрольном этапе исследовательской работы стали значительно выше в сравнении с показателями контрольной группы детей. Если на констатирующем этапе исследования у детей экспериментальной группы не было выявлено ни одного дошкольника с высоким уровнем сформированности навыков иноязычной речи, то на контрольном этапе 37% от общего числа детей показали высокий результат. В то время, как в контрольной группе детей было выявлено только 10% детей с высоким уровнем. Вместе с тем, процентный показатель низкого уровня сформированности навыков в экспериментальной группе уменьшился более, чем в два раза. В то время, как показатели контрольной группы остались практически без изменений.

Также на контрольном этапе нашего исследования было повторно проведено анкетирование родителей экспериментальной группы детей, в ходе которой удалось выяснить, что по мнению более, чем 50% родителей их дети стали более заинтересованы в вопросе изучения иностранного языка. Также значительная часть родителей отметили, что их дети стали часто рассказывать, что нового они узнали на занятии и даже использовать иностранные слова и предложения в повседневной жизни. Что в свою очередь указывает на эффективность использования игр-драматизаций на занятиях английского языка с детьми старшего дошкольного возрастаю.

Таким образом, нам удалось эмпирически доказать, что применение игр-драматизаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по английскому языку в ДОО эффективно влияет на уровень сформированности навыков иноязычной речи старших дошкольников. Следовательно, поставленные в данном исследовании цели и задачи были успешны достигнуты и решены, а выдвинутая нами гипотеза доказана.


Список литературы

  1. Белянко, Е.А. Драматизация в обучении английскому языку / Е.А. Белянко. – Ростов-на-Дону, 2013. – 93 с.
  2. Бодрова, Е.В. Основополагающие принципы современных методов освоения английского языка детьми дошкольного возраста (3-7 лет) / Е.В. Бодрова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2014. – №2.
  3. Иванова, Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – М., 2006. – 18 с.
  4. Конышева, А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика / А.В. Конышева. – Мн., 2008. – 288 с.
  5. Маханева, М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2014. — №11. — с. 6 — 7.
  6. Машинистова, Н.В. Языковое развитие детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Машинистова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №9.
  7. Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность — Обнинск: Титул, 2010. — 464 с.