УДК 37

ВОСПИТАНИЕ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№31,

Педагогические науки

Кайлачакова Мария Олеговна


Научный руководитель: Мирошниченко В.В., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ОБЩЕНИЕ; МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ; ЭТИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; COMMUNICATION; INTERETHNIC COMMUNICATION; ETHICS OF INTERETHNIC COMMUNICATION; PRIMARY SCHOOL AGE; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES.


Аннотация: Проблема межнационального общения – одна из наиболее сложных и противоречивых проблем современности.

Понимание этики межнационального общения ведущими российскими учеными (Р.Г. Абдулатипов, Р.Р. Валитова, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов, С.Д. Гуриева, В.А. Ершов, Г.К. Забулис, Р.И. Кадиева, В.П. Комаров, И.Л. Ленский, К.А. Матвеева и др.) позволяет рассматривать ее в качестве важнейшего нравственного принципа взаимоотношения людей, одного из универсальных аспектов культуры личности, ее ценностной ориентации.

Проблемы воспитания этики межнационального общения также рассматриваются зарубежными авторами, такими как: Р. Е. Кемпбелл, Ч. Маккихен, М. Мид, Б. А. Фишер, С. Черри, Дж. Эмин, С. Дж. Белл, С. Брок, С. Грент, С. Додд, Дж. Линч, С. И. Слиттр, Дж. Шофиед и др.

В психолого-педагогической литературе существует много определений общения, межнационального общения, а также этики межнационального общения.

В кратком психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского дается следующее определение: «Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга» [6, с.317]. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом, и не влияя друг на друга. З.Т. Гасанов считает, что «общение – важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок» [1].

«Межнациональное общение, – как отмечает В.А. Горянина в своей книге «Психология общения», – это определенные коммуникативные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами» [2, с.113].

Этика межнационального общения – это есть стиль общения между людьми различной национальности, при котором в приоритетное положение при всех обстоятельствах ставятся человеческое достоинство и честь.

Воспитание этики межнационального общения означает решение нескольких задач:
1) воспитание уважения к человеку любой национальности;
2) воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своему, так и других народов;
3) формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности;
4) воспитание гражданственности и патриотизма;
5) воспитание толерантности.

Основными чертами и критериями этики межнационального общения являются:
— осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов;
— нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому;
— чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах «малой родины», большой родины, всей планеты Земля;
— понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества;
— стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира;
— неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре;
— знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов;
— национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества;
— глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению;
— правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена;
— нетерпимость к проявлению расизма, стремление к овладению и повышению этики межнационального общения [5, с.219].

Каждый человек, как взрослый, так и ребенок, должен соблюдать основные принципы этики межнационального общения:
1. Такт в общении с людьми другой национальности.
2. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть призвано естественным и единственно нормальным.
У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть непонятны и даже казаться абсурдными. Однако, сколько бы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива.
3. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу. Чаще всего основные знания об этнической сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайных встреч, публикаций в «желтой» прессе, рассказов других людей, а полученная таким образом информация распространяется на другую этническую группу в целом.
4. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению. При этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм [4].

Один из важнейших аспектов этики межнационального общения – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет. В основе приведенных выше принципов этики межнационального общения лежит понятие «принятия». Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

Содержание понятия «этика межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

Младший школьный возраст характеризуется новой социальной ситуацией развития – ребенок становится школьником, новой ведущей деятельностью – учебной, дальнейшим усложнением психических процессов. Соответственно, задачи формирования этики межнационального общения усложняются, расширяются, возрастает роль образовательных учреждений в этом процессе. На наш взгляд, ведущим условием, определяющим эффективность и успешность формирования этики межнационального общения у младших школьников, является создание атмосферы толерантности в образовательном учреждении. Демонстрируя образцы толерантных суждений, взглядов, поступков, педагог будет мотивировать детей следовать тем же принципам и правилам толерантного поведения. Только в условиях психологически безопасной образовательной среды возможно формирование у учащихся этики межнационального общения.

Особенности формирования этики межнационального общения в младшем школьном возрасте:
– формирование в рамках образовательного пространства школы отношений открытости, реальной заинтересованности в культурных различиях;
– обеспечение психологической безопасности каждого ребенка независимо от его этнической, религиозной принадлежности, состояния здоровья и т.д.;
– толерантное отношение педагогического коллектива школы к учащимся;
– пресечение негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому;
– постановка перед детьми творческих задач в процессе обучения и воспитания;
– обучение детей правилам эффективной организации совместной работы;
– использование диалога как базового метода в педагогическом процессе;
– формирование просоциальной направленности личности, вовлечение учащихся в социально значимую деятельность и др.

Важно отметить, что определенная роль в системе формирования межнационального общения у младших школьников принадлежит внеурочной деятельности. Она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителем и между собой, создает условия для свободного, неограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр видеофильмов; прослушивание хакасской, русской и киргизской музыки, а также сказки; обыгрывание этнокультурных ситуаций с куклами разных национальностей; и, конечно же, участие в различных дидактических играх дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства.

Таким образом, в младшем школьном возрасте у ребенка закладываются такие качества как уважение к людям и понимание окружающих независимо от их происхождения, нации, языка и веры. В этот период формируется самосознание ребенка как личности, в том числе и национальное.

Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать воспитание этики межнационального общения? Мы считаем, что воспитание этики межнационального общения – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет и протекающий в течение всей жизни. Данный процесс идет под воздействием множества факторов, и основой среди них являются семья и образование. И если в семье не принимают толерантное отношение к другому человеку, как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, конечно же, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

Согласно ФГОС НОО одним из направлений работы начальной школы в развитии и воспитании детей младшего школьного возраста является организация внеурочной деятельности. В научной литературе до сих пор нет единого определения внеурочной деятельности. Исходя из нашего исследования, мы будем отталкиваться из определения Л.П. Крившенко, который говоря о деятельности, как об организации времени во внеурочной деятельности с классом для реализации потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы).

Внеурочная работа предполагает занятия в различных кружках, секциях, клубах. Организуется в свободное от уроков время для реализации интересов и потребностей детей одного класса или учебной параллели. Реже организуются дела и праздники, охватывающие детей нескольких классов [3, с.107].

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО представлена несколькими направлениями развития личности обучающегося. Исходя из нашего исследования, наше внимание ориентировано на духовно-нравственном направлении, без которого, однако, не обходятся и другие виды деятельности.

Следует отметить, что реализация духовно-нравственного направления внеурочной деятельности предполагает формирование нравственных ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста, направленных не только на знания школьников о добре и зле, о хорошем и плохом, но и затрагивающих их чувства и эмоции, отражающих поведение и отношение к себе самому, семье, друзьям, своей Родине и т.д.

Внеурочная деятельность в школах, по данному направлению, может организовываться через следующие формы проведения: классные часы с просмотром видео фрагментов, прослушиванием народных аудиосказок; обсуждение хакасских, русских, киргизских пословиц и загадок; дидактические игры; создание музея.

Таким образом, организация внеурочной деятельности, по-нашему мнению, способствуют воспитанию этики межнационального общения, а именно формированию в ребенке чувство уважения, терпения, сочувствия, осознанию себя достойным представителем своей малой родины, гражданином России и мира, проявлению толерантности, уважения к другим культурам и их носителям, продуктивному взаимодействию с людьми, отличающимися от него своими культурными характеристиками.


Список литературы

  1. Гасанов З.Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. – 1992. – №5. – С. 12.
  2. Горянина, В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
  3. Крившенко, Л.П. Педагогика. – М.: Проспект, 2005. – 489 с.
  4. Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире. – 1993. – №2. – С. 17
  5. Немов, Р.С. Общие основы психологии. – СпБ.: Питер, 2007. – 304 с.
  6. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. – СпБ.: Питер, 2005. – 528 с.