УДК 34

МЕДИЦИНСКИЙ СПОР И ВОПРОСЫ МЕДИАЦИИ В РФ

№31,

Юридические науки

Дваджиева Сайбе Халиловна


Ключевые слова: МЕДИЦИНА; СПОР; КОНФЛИКТ; МЕДИАЦИЯ; МЕДИАТОР; РАЗРЕШЕНИЕ СПОРА; MEDICINE; DISPUTE; CONFLICT; MEDIATION; MEDIATOR; DISPUTE RESOLUTION.


Аннотация: В статье раскрывается сущность понимания медицинских споров, раскрываются споры по делам в сфере здравоохранения и раскрываются проблемы медиации в медицине.

На протяжении всей жизни человек ведет переговоры с другими людьми, в определенные периоды жизни вступает с ними в споры (конфликты), которые необходимо решить тем или иным способом. Диапазон конфликтов очень широк: от бытовых (семейные) до геополитических конфликтов. На сегодняшний день наблюдается большое количество конфликтов, возникающих в медицинских учреждениях. Часть из них может быть разрешена в предварительном порядке путем предоставления объяснений со стороны врача или с привлечением посредника. Неосуждающее разрешение конфликта путем использования процедуры посредничества помогает сторонам выйти на новый уровень отношений и является движущей силой развития человечества.

Как показывает практика, число споров, которые возникают на основании несоответствующего качества оказанных медицинских услуг, стремительно растет. В основном, предмет споров – невыполнение или некачественное выполнение медицинских услуг, несоблюдение условий договора, выставление счета на такие услуги, которые, фактически, не были оказаны.

Часто медицинские организации участвуют в различных судебных разбирательствах, выступают как объекты критики в СМИ, сталкиваются с крупными финансовыми потерями и ухудшением репутации из-за несоблюдения правил и основ документооборота, заполнения медицинских карт и документов, невыполнение своих обязанностей лечащими врачами.

Чтобы урегулировать возникшие конфликты, прибегают к процедуре медиации – это добровольное урегулирование споров, не доводя дело до суда.

Понимание проблемы врачебных ошибок сложно не только для немедицинской части общества, но и для врачей, которые из-за сложности и деликатности этой проблемы избегают ее обсуждения. Даже непосредственное изучение в течение нескольких лет проблемы медицинских ошибок и попытка ее описать не позволяют быть уверенным, что выявлены все основные аспекты этого многогранного явления и обнаружены главные ее противоречия [6].

Система обязательного и добровольного медицинского страхования в последние 20 лет поддалась активному реформированию, это повлекло за собой формирование комплексного подхода к тому, чтобы создавать новые, совершенные отношения, участниками которых становятся врачи, медицинские работники, медицинские организации и пациенты, страховые медицинские компании [5].

Сегодня мы видим увеличение доли гражданского самосознания, рост правовой грамотности среди населения, формирование юридических практик, изменение парадигмы в общественном восприятии медицины как таковой.

Пациенты часто обращаются к услугам квалифицированных организаций за получением юридической помощи в разрешении споров с медицинскими учреждениями, что указывает на нежелание или невозможность разрешения конфликта в пределах лечебного учреждения. Разрешение конфликта в досудебном порядке – быстрый и оптимальный метод, как урегулировать возникший конфликт. Прибегая к этому способу, удается не нарушить партнерские отношения – а это важный принцип для медицинского учреждения, оказывающего данные услуги.

Если же конфликт между пациентом и медицинской организацией происходит, простое недопонимание может стать судебным разбирательством, поэтому важно понимать и качественно оценивать последующие действия, как урегулировать этот спор, причем и с юридической, и с коммерческой стороны [5].

По мнению А.В. Тихомирова, могут возникать такие препятствия в том, чтобы истец обращался в суд и принимал непосредственное участие в судебных процедурах – финансовые сложности истца для инициации судебного процесса, оплата проведения судебно-медицинской экспертизы, отсутствие соответствующих знаний у представителей и судебных органов [3]

Со стороны медицинской организации могут быть предприняты действия для внесудебного урегулирования данного спора, если:
— Претензии пациента незначительны, решение которых может произойти при обращении к руководству медицинской организации.
— Если недопустимо распространение информации о данном споре, нельзя придать дело огласке;
— Если медицинская организация соглашается с той виной, которую им предписывают, чтобы предотвратить любые негативные последствия.
— Если медицинское учреждение не видит своей вины.

Предмет разбирательства — неоднозначно сформированная доказательная база, сложности в получении доказательств, необходимость в осуществлении экспертиз, делают споры по делам в сфере здравоохранения специфичными и особенными. Проведя анализ законодательной базы РФ удается определить такие методы по урегулированию споров на досудебном этапе между медицинскими организациями и пациентами – решение споров в административном порядке, претензионный порядок, обращение в третейский суд и к медиации [3].

В случае административного порядка разрешения споров пациент имеет право обращаться с жалобами на действия, которые были совершены врачами медицинского учреждения, что так или иначе нарушает его права, подчиненность вышестоящим органам и общественным организациям.

На основании претензионного порядка, требования пациента, которые направлены на организацию, оказавшую медицинские услуги, к администрации медицинской организации, добровольно устранить нарушение или восстановить ранее нарушенные права пациента, не доходя до суда. Основные достоинства, свойственные претензионному способу решения споров – не нужны никакие специальные знания, это доступный и бесплатный способ, можно получить поддержку страховой компании. Эта форма по урегулированию споров распространена, поскольку в интересах медицинской организации не допустить развитие дела до судебных разбирательств [4].

По этой причине, человек, получивший некачественную медицинскую услугу, может потребовать защиты нарушенных прав исполнителем или же подать сразу иск в суд. Если исполнителю предъявляют требования, это никак не лишает права общаться в суд.

Рассматривая как альтернативу судебному разбирательству передачу спора в третейский суд, этот метод не особо применяется на практике, этому есть некоторые объяснения и аргументы. Затрудняет этот способ защиты необходимость наличия письменного соглашения пациента с исполнителем медицинских услуг, что данное заявление на разрешение конфликта будет передано в третейский суд. Третейское судопроизводство может быть внедрено в разрезе здравоохранения при рассмотрении экономических споров – страховых и медицинских компаний.

Современная медицина конфликтогенная, внедряют понятие оборонительной медицины или предосторожной. Первый термин имеет американские корни, второй – российские, однако они обладают одинаковым смыслом – искусственно, специально увеличивать число проводимых исследований, диагностик, консультаций и конференций, чтобы застраховать себя от врачебных ошибок и предупредить медико-правовые последствия, чтобы увеличить объем страховых выплат. К средствам оборонительной медицины можно отнести – дополнительные диагностики, обследования, затягивание с лечением или операциями, предпочтение менее сложных и ортодоксальных методик.

Медико-правовые риски на уровне врачебной практики, оценивая этические функции, распространены в медицине – на основании этого вводят понятие АРС – медиации.

Медиация не распространена в достаточном объеме на уровне медицинских сообществ, этот термин знает узкий круг специалистов, он не известен медработникам и пациентам. Из-за этого они некорректно понимают суть и сущность данной процедуры, а также ее преимущества [7].

Немаловажное преимущество – экономия времени, в суде дело рассматривают около 3-5 лет, исходя из сложности, по процедуре медиации – до 180 дней.

Наиболее популярной процедура становится тогда, когда стороны заключают договор возмездного оказания медицинских услуг, когда речь идет о медиативной оговорке. Главные преимущества, почему стоит применять эту технологию для разрешения споров в отрасли здравоохранения – конфиденциальность и врачебная тайна. Для процедуры медиации свойственны принципы и способы информационной добровольности сторон спора, медиаторов, самостоятельность, не состязательность, равенство сторон [8].

Выводы. Для определения, насколько эффективна медиация, применяя основы междисциплинарного подхода, привлекая врачей, социологов, юристов, психологов, институт гражданского общества, чтобы создать условия для защиты пациентов, определить оптимальную модель интеграции медиации вовнутрь российской системы здравоохранения.

Чтобы успешно развить институт медиации, создать доверительные отношения со стороны профессиональных медицинских сообществ, пациентов, нужно направить меры на развитие этого института, принимая за основу исследования, которые укажут на эффективность этой процедуры и целесообразность ее применения в пределах российского здравоохранения.

Чтобы подытожить все вышесказанное, определяют, что основными преимуществами медиации в медицине является осуществление быстрого и внесудебного разрешения конфликтов, внедрение мер безопасности и положительных взаимоотношений с клиентами, пациентами, рост доверия к медицинскому учреждению, контроль за работой медицинского персонала, чтобы сохранить построенный имидж и полученную репутацию.

Общеизвестно, что любое заболевание лучше предупредить, чем лечить, поэтому конфликт в медицине лучше регулировать при помощи медиатора, чем обращаться с ним в суд.

Для успешного продвижения института медиации необходимо:
— формирование государственной политики в сфере развития медиации и альтернативного разрешения споров, организация специальных мероприятий, направленных на её популяризацию и распространение; повышение уровня правовой культуры населения;
— формирование эффективного взаимодействия с судебной системой;
— расширение возможностей по качественной подготовке медиаторов.


Список литературы

  1. Обзор изменений Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» С изменениями от 26.07.2019
  2. Максимов И.Л. Процедура медиации в системе здравоохранения // Вести научных достижений. Экономика и право. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsedura-mediatsii-v-sisteme-zdravoohraneniya (дата обращения: 28.02.2021).
  3. Тихомиров А.В. Экономика права в здравоохранении: проблемы судебного правоприменения. Главный врач: хозяйство и право 2011; (5): 35–39.
  4. Григорянц С.А. Применение медиации как способа разрешения споров в сфере предпринимательства. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление 2015; 60 (5): 82–85.
  5. Шамликашвили Ц.А., Островский А.Н., Сильницкая А.С., Кабанова Е.В. Внедрение системы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов в практику российского здравоохранения как ответ на вызов времени: основные задачи и пути решения. Социология медицины 2015; 14 (2): 19–2
  6. Марков С. М. Медицинская медиация в России, её возможности и перспективы [Medical Mediation in Russia, its Opportunities and Prospects] // Медицинское право. – 2017. № 6. 25 – 29 с.
  7. Махамбетчин М.М. Врачебные ошибки причины, анализ и предупреждение /М.М. Махамбетчин. Режим доступа: https://medknigaservis.ru/wp-content/uploads/2020/09/NF0018086.files_.pdf
  8. Алламярова Н.В. Проблемы и перспективы развития внесудебного урегулирования споров между медицинскими организациями и пациентами посредством медиации // Социальные аспекты здоровья населения. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-vnesudebnogo-uregulirovaniya-sporov-mezhdu-meditsinskimi-organizatsiyami-i-patsientami-posredstvom (дата обращения: 01.03.2021).