УДК 37

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

№31,

Педагогические науки

Касимова Даяна Викторовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА; РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА; ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; SENIOR PRESCHOOL AGE; PRESCHOOL EDUCATION; COGNITIVE LITERATURE; DEVELOPING INTEREST; CHILDREN’S LITERATURE.


Аннотация: В статье рассматривается проблема в формировании читательского интереса к познавательной литературе среди дошкольников старшей группы. Обоснована актуальность изучения данной темы. На основе полученных результатов делается вывод о том, что у детей низкая сформированность читательского интереса. Выдвинуты предполагаемые причины заниженного читательского интереса.

Литературное образование детей старшего дошкольного возраста включает в себя чтение художественной литературы. Основной целью литературного образования дошкольников является формирование читательского интереса и потребности в чтении книг [1, с. 45]. Именно на этапе дошкольного образования необходимо сформировать интерес к чтению, помочь каждому ребёнку стать читателем, овладеть культурой чтения на соответствующем возрасту уровне [5, с. 20].

Интерес к книгам — явление формируемое, не присущее человеку с рождения. Его формирование происходит в деятельности, в благоприятной эмоциональной среде, при активном участии взрослого человека, и предполагает учет текущего уровня развития ребенка, а также особенностей его восприятия художественного произведения.

Проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста является:
1) непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
2) незнание истории её развития и современного состояния;
3) ограничение круга детского чтения десятком имен авторов и названий художественных произведений;
4) слабое представление о функциях литературы;
5) отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения [3, с. 20].

С целью выявления сформированности читательского интереса у детей старшей группы детского сада №1 «Золотой ключик» г. Агрыз была проведена экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов. Списочный состав группы 20 человек, в возрасте от 5 до 6 лет. В нашем исследовании приняли участие 15 респондентов- дети, посещающие детский сад регулярно.

За основу нашей исследовательской работы была взята экспериментальная методика диагностики читательского интереса детей Л.М. Гурович. Оно заключалось в наблюдении за детьми в разных видах самостоятельной деятельности, в индивидуальной беседе [2, с. 224].

Задачей диагностики является выявление наличия интереса к чтению у детей среди других видов деятельности.

Анализ полученных материалов дал возможность выявить следующие уровни сформированности читательского интереса у детей данной группы.

1 уровень: Интерес к чтению отсутствует.
2 уровень: Интерес к чтению есть, но не велик.
3 уровень: Преобладает интерес к чтению литературных произведений, высокая мотивация к чтению книг.

Результаты экспериментальной работы показали, что только 20% (в данном случае 3 девочки) детей заинтересованы в чтении книг, у 20% детей интерес к чтению есть, но невелик, и у 60% детей 1 уровень сформированности читательского интереса, то есть интерес к чтению совсем отсутствует.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать краткосрочный вывод о том, что у данной группы детей низкая сформированность читательского интереса. Предполагаемые причины заниженного читательского интереса — это замена книг видеопродукцией, доступность интернета и телевизора, устаревший книжный фонд детской библиотеки, утраченные традиции чтения книг в семье [4, с. 36].


Список литературы

  1. Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению/ Е.Н. Гончарова. – Воспитание школьников, 2005. – № 12. С. 45-56.
  2. Гриценко, З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб.пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А. Гриценко. – М. : Академия, 2008. – 224 с.
  3. Гриценко, З.А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста – Дошкольное воспитание, 2015. – № 8. С. 19-27.
  4. Гриценко, З.А. Истоки и причины нечтения. / З.А. Гриценко // Дошкольное воспитание. 2008. — №7. — С. 33-41.
  5. Новикова, Т.А. Воспитание дошкольника как читателя. / Т.А. Новикова. «Издательский дом «Вести», 2010. — 20с.