КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

№6,

Юридические науки

Абдурахманов Рустам Риатович


Ключевые слова: КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА; ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ; РАЗМЕР КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА; СПОСОБ ЗАЩИТЫ; COMPENSATION OF MORAL HARM; PROTECTION OF RIGHTS OF CONSUMERS; THE AMOUNT OF COMPENSATION OF MORAL HARM; PROTECTION METHOD.


Аннотация: В данной статье автор рассматривает основные положения о компенсации морального вреда как способе защиты прав потребителей. Автор выделяет и анализирует особенности данного правового института, выявляет проблемы применения компенсации морального вреда как способа защиты прав потребителей.

Гражданский кодекс Российской Федерации [1] (далее – ГК РФ) относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав, перечисленным в статье 12. Более подробно содержание данного способа защиты описывает статья 151 ГК РФ. Буквально, моральный вред определяется как физические или нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Более детальное определение дает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» [2], в котором под моральным вредом понимаются «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина».

Стоит отметить, что норма статьи 151 ГК РФ о компенсации морального вреда содержит отсылку, согласно которой рассматриваемый способ защиты гражданских прав применяется и «в других случаях, предусмотренных законом».

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [3] (далее – Закон) в статье 15 определяет, что «моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины».

Пункт 2 статьи 1099 ГК РФ [4] гласит, что моральный вред в отношении нарушенных имущественных прав граждан подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом. Введение в Закон «О защите прав потребителей» данного способа защиты гражданских прав обусловлено тем, что изначально в данной сфере гражданских правоотношений потребитель является более уязвимой стороной и нуждается в дополнительных способах защиты.

При этом из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [5] следует, что достаточным условием для удовлетворения иска по вопросу о компенсации морального вреда потребителю является установленный факт нарушения прав потребителя. Тем самым можно говорить об установлении презумпции вины нарушителя прав потребителя. С одной стороны, это позволяет облегчить применение данного способа защиты гражданских прав (потребителю достаточно доказать лишь факт причинения ему вреда вследствие нарушения законодательства о защите прав потребителей); но с другой стороны презюмирование вины нарушителя дает возможность злоупотребления потребителем предоставленным ему правом.

По смыслу законодательства компенсация морального вреда в сфере защиты прав потребителей осуществляется независимо от возмещения понесенных потребителем убытков и возмещения имущественного вреда, а размер такой компенсации определяется судом в каждом конкретном случае исходя из характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, основываясь на принципах разумности и справедливости. Также суд должен учитывать степень вины причинителя вреда (поскольку в рассматриваемой сфере вина является основанием причинения вреда), а также фактические обстоятельства дела и индивидуальные особенности личности потребителя — потерпевшего. Минимальный и максимальный размер компенсации морального вреда законодателем не установлен.

В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Так как при определении размера компенсации морального вреда суд должен исходить из принципов разумности и справедливости, потребитель должен иметь в виду, что факт причинения морального вреда, а также его степень должны быть обоснованно доказаны. Как показывает практика, потребители в исковых требованиях часто указывают необоснованно высокий размер компенсации морального вреда. При этом суды, в свою очередь, либо отказывают в удовлетворении таких требований, либо снижают размер компенсации.

Так же стоит отметить, что вопрос об определении размера компенсации морального вреда судом остается проблемным, так как данная категория в значительной степени подвержена субъективному восприятию.

Компенсация морального вреда является мерой юридической ответственности, в связи с чем, по нашему мнению, ее размер для сходных случаев должен носить определенный предсказуемый характер, поэтому представляется необходимым на уровне Постановления Пленума Верховного суда РФ закрепить конкретные критерии и методику определения размера компенсации морального вреда при нарушении прав потребителей.

Таким образом, можно прийти к выводу, что компенсация морального вреда как способ защиты прав потребителей — довольно неоднозначный институт. С одной стороны, с ее помощью обеспечивается дополнительная защита прав потребителя как заведомо более слабой стороны договора. С другой стороны, предоставленная законом возможность безусловной компенсации морального вреда при нарушении прав на практике часто приводит к злоупотреблению потребителями данным способом защиты. Как представляется, разработка методики определения размера соответствующей компенсации при нарушении прав потребителей будет способствовать минимизации подобных злоупотреблений.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 13 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г. введ. Федер. законом Рос. Федерации от 21 окт. 1994 г. № 52-ФЗ: в ред. Федер. закона от 07 фев. 2017 г. № 12-ФЗ // Рос.газ. – 1994. — 08 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 2017. — 07 фев.
  2. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10; в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 г. // Рос. газ. – 1995. — № 29; Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2007. — № 5.
  3. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1; в ред. Федер. закона от 03.07.2016 г. № 265-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. — № 3, ст. 140; 2016. — № 27 (ч. 1), ст. 4198.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 1995 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации от 26 янв. 1996 г. № 15-ФЗ: в ред. Федер. закона от 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — 29 янв.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 2016. — 23 мая.
  5. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 // Рос. газ. – 2012. – 11 июл.