УДК 33

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИКАТИВНОГО ПОДХОДА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

№31,

Экономические науки

Вокина Вероника Александровна


Научный руководитель: Любкина Е.О., к.э.н., доцент кафедры управления.


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ; КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ; ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ; ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД; ЦЕЛЕВОЙ ИНДИКАТОР; ЦЕЛЕВОЙ ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ; CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION; DEVELOPMENT STRATEGY; INTEGRATED DEVELOPMENT PROGRAM; CUSTOMS ADMINISTRATION; FOREIGN TRADE ACTIVITIES; INDICATIVE APPROACH; TARGET INDICATOR; TARGET DEVELOPMENT INDICATOR.


Аннотация: В статье рассмотрена практика применения индикативного подхода в решении задачи развития таможенной службы. Даны понятия «индикатора» и «целевого индикатора», раскрыта сущность индикативного подхода. Приведена система показателей эффективности и результативности и индикативных показателей таможенных органов.

Совершенствование экономики Российской Федерации и субъектов Федерации стали базой для дальнейшего развития, более действенного механизма достижения экономического роста, увеличения уровня конкурентоспособности бизнес-сообщества и благосостояния жителей страны. Растущая необходимость во внедрении инноваций и эффективном использовании инвестиций формирует ориентиры в управлении.

На сегодняшний день существует огромное количество показателей, которыми характеризуется и оценивается эффективность и результативность управленческих мероприятий. Для этого необходима система индикаторов, в которой определены направления в сфере экономического развития, а также устанавливается значение целевых индикаторов. Достижение значений целевых индикаторов станет ориентиром в реализации целей и задач управления [5].

Индикативный подход к оценке эффективности деятельности предполагает наличие плана развития и системы регуляторов. В индикативном подходе проблема эффективности и результативности деятельности направлена на систему показателей, индикаторов, критериев качества управления, которые измеряются количественной форме или расчетным путем. Главным элементом индикативного подхода является индикатор [6].

Понятие «индикатор», применяется в качестве названия ориентирующего показателя, измерителя экономических явлений, отражающего направление развития процессов [7].

Целевой индикатор – экономический показатель, установленное значение которого является ориентиром в реализации основных целей стратегии социально-экономического развития, характеризует состояние и эффективность функционирования экономики [4].

Целевые индикаторы развития применяются не только в деятельности коммерческих организаций, но также в государственных структурах.

Впервые индикативные показатели были представлены в Стратегии Развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года которая датирована 28 декабря 2012 правительством Российской Федерации.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия) представляет собой документ стратегического планирования, который определяет целевые ориентиры, а также приоритетные направления и задачи развития таможенной службы в долгосрочной перспективе.

Стратегия развития таможенной службы до 2020 года определяла основополагающие условия и приоритетные направления усовершенствования таможенной службы на длительный период времени во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.

Основной стратегический ориентир таможенной службы России – достижение полнейшей экономической безопасности во внешней экономической деятельности, а также создание выгодных торговых отношений с другими странами.

Главной стратегической целью таможенных органов России на текущий момент является значимое увеличение показателя экономический безопасности страны, создание эффективных условий для поиска новых способов инвестирования в экономику России, увеличение доходов, поступающих в федеральный бюджет, защиту российских компаний, охрану собственности России, а также максимальное содействие во внешнеторговых отношениях путем создания качественных и эффективных систем управления таможенным администрированием [1].

До 2020 года стратегия включала в себя 11 основополагающих направлений совершенствования деятельности таможенной службы. Комплексная программа расширила свое влияние и предполагает развитие 18 направлений.

Детально изучив представленные документы, можно обнаружить наличие явных совпадений в Стратегии и Комплексной программе, а также присутствие совершенно новых стратегий развития.

Таким образом, были определены основополагающие направления, которые присутствуют в обоих документах, представленных на рис.1.


Рис.1 Совпадающие направления совершенствования таможенной деятельности

Однако в Стратегии развития присутствуют два направления, которые не были включены в Комплексную программу, а именно:

  1. Развитие таможенного регулирования. Данное направление способствует созданию эффективных мер относительно модернизации проведения таможенных операций, а также усовершенствования текущих механизмов регулирования внешнеторговых отношений. Все это способствует созданию прочной позиции на политической арене, отстаивая интересы Российского Государства, а также создавая добросовестную конкуренцию на мировом рынке. Это возможно благодаря формированию благоприятных условий для ведения внешней торговли честными участниками ВЭД, а также предупреждению появления всех возможных потенциальных угроз. В табл. 1 отражены целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования по итогам 2020 года.

Таблица 1. Целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования

Целевой индикатор 2012 год 2018 год 2020 год
предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки 72 часа 2 часа 2 часа
предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки 96 часов 2 часа 2 часа
доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях 40% 100% 100 %
доля деклараций на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, таможенные операции и таможенный контроль в отношении которых осуществляется в таможенных органах, расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации, в общем объеме деклараций на товары 34% 55 %

(к 2020 году 65 %)

65 %
количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте) 10 штук До 4-х штук До 4-х штук
доля случаев несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры 17% 14%

(до 11% в 2020году)

11%
результативность исполнения государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза 14% 20%

(до 25% к 2020 году)

35%
  1. Совершенствование организационно-управленческой деятельности. Предполагает принятие эффективных мер, направленных на создание благоприятной среды с целью максимально результативного функционирования таможенной службы. Такое совершенствование должно определяться организованностью общей системы управления, тем самым оказывая влияние на структурные особенности и деятельность всех контролируемых элементов.

Необходимость в кардинальном изменении и усовершенствовании механизмов управления на текущий момент вызвано целым рядом факторов. Сюда в первую очередь относится разработка эффективного показателя численности аппарата управления, координация его деятельности, направлений развития, а также внедрение «умных» технологий контроля и разработка эффективных систем принятия решений.

Целевым индикатором данного направления развития таможенной службы России является коэффициент эффективности организационно-управленческой деятельности таможенной службы Российской Федерации (не менее 90% ежегодно) [8].

Комплексная программа развития таможенной службы до 2020 включает в себя множество принципиально новых направлений и стратегий развития. Среди ее отличий стоит выделить наличие единой системы целей и приоритетов, учитывающей текущие изменения в экономике, а также современные политические интересы России на политической арене. Новые стратегии и направления развития, а также их основные особенности отображены в таблице 2 [3].

Таблица 2. Целевые показатели решения задач Комплексной Программы развития ФТС России до 2020 года.

№ п/п Показатель Факт 2017 год План на 2020 год Факт 2020 год
1 Совершенствование таможенного контроля при декларировании товаров – таможенное декларирование товаров в электронной форме позволило автоматизировать принимаемые таможенными органами решения, внедрить технологии совершения таможенных операций без участия должностных лиц ТО – автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска
1.1 Доля транзитных деклараций, оформленных в электронной форме в отношении товаров, следующих по территории РФ между ТО РФ (%) 60,80 99 99,70
1.2 Доля разрешений на переработку товаров на таможенной территории (вне таможенной территории, для внутреннего потребления), выданных в электронной форме (%) 100 100
1.3 Доля свидетельств уполномоченных экономических операторов, выданных ФТС России в электронном виде (%) 100 100
2 Развитие системы управления рисками – минимизация фискальных рисков, занижение таможенной стоимости товаров, заявление недостоверных сведений о классификации товаров, необоснованное заявление тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей
2.1 Доля деклараций на товары, подаваемых участниками ВЭД, чья деятельность характеризуется низким уровнем риска, в общем количестве деклараций (%) 53 80 75
2.2 Доля товарных партий, в отношении которых учитывалась информация ФНС России для целей применения мер по минимизации рисков, содержащихся в общероссийских профилях рисков, в общем количестве товарных партий, по которых выявились данные профили рисков (%) 83 100 100
3 Осуществление валютного контроля — создание действенного правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов
3.1 Снижение доли участников ВЭД, отнесенных ФТС России к высокому уровню риска проведения незаконных валютных операций (%) 8,92 5 5,42
3.2 Модернизация и наполнение сервиса «Валютный контроль» «Личного кабинета участника ВЭД» с учетом потребностей бизнес-сообщества (%) 100 100 100
4 Совершенствование деятельности ТО в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений, а также защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении ввозимых (вывозимых) товаров – неотъемлемое условие поддержания благоприятных условий для осуществления ВЭД, является эффективная организация сил и средств ТО, обеспечивающих защиту прав интеллектуальной собственности, соблюдение запретов и ограничений и валютный контроль
4.1 Доля сведений из разрешительных документов, полученных ТО в ходе совершения таможенных операций через систему межведомственного электронного взаимодействия из баз данных федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов 94,60 99 99,30
5 Развитие межведомственного взаимодействия – основной целью является достижение уровня межведомственного взаимодействия, позволяющего ТО в режиме онлайн получать актуальную информацию, необходимую и достаточную для принятия решений при осуществлении таможенных операций и таможенном контроле
5.1 Доля ошибок от общего объема обработанных межведомственных запросов, характеризующих качество функционирования информационных систем. ЕАИС ТО, используемых при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственных функций в электронном виде (%) ≤1 ≤1

Мероприятия, которые проводятся в рамках реализации Комплексной программы развития ФТС Российской Федерации до 2020 года, призваны развить направление клиентоориентированности органа, улучшить условия проведения внешнеторговых операций, а также существенно упростить процесс таможенного администрирования, одновременно усовершенствовав систему контроля и снизив фискальные риски для бюджета государства [5].

Процесс реализации этих мероприятий позволил создать автоматизированные условия осуществления операций между таможней и бизнесом, тем самым обеспечив взаимосвязь данных сфер через электронный формат. Такая мера позволила существенно сократить финансовые издержки обеих сторон, при этом увеличив эффективность систем контроля.

При проведении реформ в области таможенной службы основной декларационный массив был постепенно сконцентрирован в Центрах электронного декларирования (ЦЭД), благодаря чему существенно повысилась эффективность и результативность таможенного контроля. Также такая мера позволила оптимизировать общую рабочую нагрузку, эффективно структурировать системы управления, и существенно сократить расходы на их содержание.

Согласно итогам 2020 года, концентрация декларационного массива в ЦЭДах составляет 97,5%, что на 2,5% превышает параметр согласно разработанного плана [9].

В ЦЭД на сегодняшний день применяются современные технологии, которые позволяют полностью автоматизировать процесс регистрации и контроля выпускаемых деклараций на товары. По подсчетам специалистов автоматизированной системой было выпущено уже порядка 1 миллиона деклараций.

В области развития системы контроля за рисками были также автоматизированы многие процессы обнаружения рисков. Согласно статистике, по состоянию на 2020 год порядка 90% всех возможных рисков выявляются системой. Более того, эффективность мер по уменьшению рисков составляет не менее 50%.

Благодаря реализации Стратегии, Комплексной программы развития ФТС, дорожной карты по реформированию системы таможенной службы и целого ряда прочих программных и стратегических документов таможенные органы достигли весомых показателей эффективности своей деятельности. По состоянию на конец 2020 года таможенная служба значительно увеличила свои показатели относительно информатизации процессов прохождения таможенного контроля, а также выпуска деклараций. Такие меры гарантируют существенный прогресс развития таможенных органов в будущем.

Для последующих 10 лет основным нормативным документом, определяющим стратегии развития таможенных органов, будет новая Стратегия развития таможенной службы до 2030 годы, утвержденная на заседании Правительства России. Документ вступил в силу 23 мая 2020 года.

Главной стратегической целью развития и совершенствования таможенных органов к 2030 году является создание совершенной и инновационной системы на основе автоматизированных технологий. Такая система способна быстро перенастраиваться и при этом всегда быть информационно взаимосвязанной со всеми имеющимися партнерами. Новая «умная» таможенная служба будет абсолютно незаметна для законопослушных представителей бизнеса, а эффективность деятельности органа существенно возрастет. [2].

Новая стратегия включает в себя 23 целевых ориентира и 15 стратегических направлений развития таможенных органов России.

Таблица 3. Целевые индикаторы развития таможенной службы РФ до 2030 г.

№ п/п Направления развития таможенной службы Наименование показателя Значение показателя (процентов)
2020 год 2024 год 2030 год
1 Современные технологии обеспечения соблюдения запретов и ограничений;

Развитие системы управления рисками;

Доля таможенных операций, совершаемых автоматически с использованием информационных технологий в отношении товаров, не идентифицированных как рисковые поставки, связанных с ввозом (вывозом) товаров в (из) Российскую (ой) федерацию (ии) из государств, не являющихся государствами -членами ЕАЭС, с перевозкой товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также с помещением товаров под таможенные процедуры. 25 50 100
2 Современные технологии обеспечения соблюдения запретов и ограничений;

Развитие системы управления рисками;

Доля отправлений, в отношении которых в электронном виде поданы таможенные декларации (документы), в общем количестве отправлений, в которых перемещались товары, приобретенные в рамках международной электронной торговли. 10 20 80
3 Совершенствование фискальной функции в условиях создания интегрированных информационных систем Доля документов в отчетном периоде, применяемых в электронном виде при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпенговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. 5 80 95
4 Развитие системы управления рисками; Доля лицензируемых товаров, за перемещением которых осуществляется в автоматическом режиме 2 30 90
5 Развитие системы управления рисками; Доля товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков, примененными при таможенном декларировании товаров, в общем количестве товарных партий, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков 50 Не менее 50 Не менее 50
6 Новые подходы к организации контроля правильности классификации происхождения товаров до выпуска и после выпуска Доля объектов с признаками заявления недостоверных сведений о классификационном коде или происхождении товаров, выбранных с применением автоматизированного отбора 0 10 70
7 Новые подходы к организации и проведению ТКПВТ Доля объектов таможенного контроля после выпуска товаров, в отношении которых применен отбор с использованием информационных технологий, в общем количестве объектов таможенного контроля после выпуска товаров 5 20 50
8 Правоохранительная деятельность ТО;

Осуществление международного сотрудничества;

Экспертно-криминалистическая деятельность

Доля электронных дел таможенного контроля, по которым с подконтрольными лицами осуществлялся обмен документами и сведениями в электронном виде, в общем количестве электронных дел таможенного контроля 5 40 80
9 Совершенствование таможенного администрирования;

Совершенствование правового обеспечения деятельности ТО

Доля жалоб, поданных и рассмотренных в электронной форме, в общем количестве жалоб 25 55
10 Совершенствование таможенного администрирования;

Развитие системы общественных связей в таможенной сфере;

Доля участников внешнеэкономической деятельности, положительно оценивающих удобство и бесперебойное функционирование электронных сервисов, в общем количестве участников внешнеэкономической деятельности, которые применяли электронные сервисы в своей деятельности 90 95 98

Подведя итог всему вышесказанному, Стратегия развития таможенной службы до 2020 года и Комплексная программа развития предполагают создание интеллектуальной и автоматизированной таможни путем введения целого ряда реформ. Осуществлена кардинальная модернизация таможенных органов. Примечательно, что все имеющиеся изменения внедрялись в управляемом режиме. В результате реализации этих реформ все автоматизированные процессы, которые напрямую связаны с таможенным администрированием, существенно сократили длительность осуществления операций, а также снизили временные и финансовые издержки добросовестных участников ВЭД. Помимо этого, существенно увеличилась эффективность управления таможенной службой: выросла эффективность таможенного контроля, появилась предельная прозрачность при проведении таможенного оформления.

Цифровые технологии в области таможенного оформления, конечно, начали постепенно внедряться уже давно. И новая Стратегия развития таможенных органов России до 2030 предполагает только увеличить эффективность работы, внедряя все больше и больше автоматизированных процессов в деятельности таможенной службы. В скором будущем взаимодействие таможенной службы с участниками ВЭД станет еще быстрее и проще.


Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2575-р (редакции от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategy/document/87092
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c046143d08662125b1b4032/
  3. Приказ ФТС России от 27.06.2017 N 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=700493#07842688417973027
  4. Основы таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш [и др.]. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. – 558 с.
  5. Ю. С. Токтамышева, К. Н. Юсупов Целевые индикаторы как инструмент в управлении социально-экономическим развитием / Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4
  6. И. В. Баранова Индикативный подход к оценке эффективности управления общественными финансами / Вестник Томского государственного университета
  7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.2- изд.,испр. М.: ИНФРА, 1999. 479 с.
  8. Боненко Т. А., Макаренко С.А., Макрусев В.В. Направление развития таможенной службы после 2020 года / Экономические науки №10, 14.12.2017 [Электронный ресурс]: https://novaum.ru/public/p444 (дата обращения 08.04.2021)
  9. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 16.04.2021)