УДК 373.24

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№30,

Педагогические науки

Рахматуллина Рамзиля Азатовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ПРОЕКТЫ; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ФОРМИРОВАНИЕ; SENIOR PRESCHOOL AGE; PROJECTS; PROJECT ACTIVITY; FORMATION.


Аннотация: В статье рассматривается проблема применения проектной деятельности в работе детей старшего дошкольного возраста. Обоснована актуальность изучения данной темы. Предложена методика по развитию любознательности при использовании проектной деятельности.

Ребёнок познает мир с самого его рождения. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать основные навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Инновации определяют новые методы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Еще одним оригинальный методом обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС — это взаимодействие педагогов, родителей и детей.

В большой советской энциклопедии метод проектов трактуется как организация обучения, таким образом дети приобретают знания в процессе прогнозирования и осуществления реальных заданий-проектов.

По мнению В.В. Гузеева, метод проектов — технология четвертого поколения, обеспечивающая личностно-ориентированное обучение. В технологии индивидуального обучения метод проекта – это комплексный метод обучения, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, который предоставляет возможность учащемуся проявить независимость в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Метод проектов является признанной педагогической технологией, так как удовлетворяет основным критериям технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, производимость.

Проектная деятельность является достаточно новым направлением работы дошкольных учреждений, поэтому недостаточно хорошо изучен этот вопрос. В настоящее время описан опыт работы по реализации исследовательских проектов младшими школьниками и старшими дошкольниками А.И. Савенковым, старшими дошкольниками под руководством А. Данюковой. Проект как форму продуктивной деятельности старших дошкольников и младших школьников рассматривает Б. В. Хозиев. Также Е. Евдокимова рассматривает проектную деятельность как форму организации знаний дошкольников.

С помощью проектного метода у детей развиваются познавательные навыки творческое мышление. Так дети стараются самостоятельно найти необходимую информацию, анализировать, и применять его на практике. При проектной деятельности в детском саду по ФГОС, не стоит забывать, что воспитатель становится партнером для ребенка. Поэтому следует построить доверительные отношения с ребенком. Воспитатель должен сделать задания вместе с детьми — так он дает понять, что они находятся на одном уровне. Педагог демонстрирует приемы и наблюдает за действиями детей. Ребенок должен принимать участие по собственному желанию. Задача воспитателя — заинтересовать детей своей деятельностью. Основа метода проекта — это направление познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в совместной работе взрослых и детей над конкретной проблемой. Решение проблемы или работа над проектом значит – это применение необходимых навыков и знаний из различных разделов образовательной Программы и достижение ощутимых результатов. Каждый проект требует планирования деталей и их продумывание. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС строится на следующих принципах: акцент на ребенке; соблюдение индивидуального темпа работы детей, чтобы каждый ребенок мог добиться успеха; на базовых знаниях, которые усваиваются легче из-за своей универсальности.

Делаем вывод, что в основе проектной деятельности заложена идея направленности познавательной активности дошкольников на результат, который достигается в процессе решения определенной ситуации детьми в совместной деятельности с педагогом. Применяя необходимые знания и навыки из различных разделов образовательной программы дошкольников и получая ощутимый результат, ребенок решает проблему при работе над проектом.

Педагогическая система ДОУ становиться объектом проектирования, педагога, тем временем вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально организованного занятия, педагогической ситуации становятся одним из важнейших факторов для каждого педагога. В дошкольном образовании применение проектного метода является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Познавательные интересы дошкольника проявляются очень рано. Изначально это выражается в детских вопросах, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако окажется ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от нас, взрослых, окружающих ребенка. В тоже время знакомство ребенка с новой сферой действительности еще не гарант того, что у него появятся зачатки устойчивого интереса. Прежде всего следует развивать положительное эмоциональное отношение к новому.

Когда ребенок сам не может найти проблему, сформулировать его, поставить цель – это и становиться одной их характеристик проектной работы детей в дошкольном возрасте. Поэтому успешным можно назвать такой в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, в котором проектная деятельность носит характер сотрудничества, то есть активно участвуют и дети и педагоги ДОУ, и при необходимости родители.

При проектной деятельности происходит активизация потребности в новых знаниях и сохранение интереса дошкольников к различным вопросам по проблеме. Следует отметить, что интерес детей и есть основополагающий момент в проектной деятельности, и задача данной деятельности заключается в дальнейшем развитии их познавательного интереса, умения самостоятельно применять полученные знания и навыки, умение получать и анализировать информацию из источников разного типа, пополнять недостающие знания, развивать критическое мышление. Педагог в этой деятельности выступает как координатор познавательного интереса, организуя проектную деятельность так, что дошкольники сами овладели универсальными умениями и навыками, которые пригодятся воспитанникам в будущем.

Н. Ю. Пахомова отметила такие этапы проектной деятельности:
1) Погружение в проект — самый быстрый, и получение результатов является очень важном этапом. На этом этапе педагог пробуждает в детях интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта.
2) Организация деятельности — на этом этапе дети сами организовывают свою деятельность, при этом педагог является координатором, помогающий детям при затруднениях.
3) Осуществления деятельности –после тщательного обсуждения плана работы – этап действий. Так, дети либо самостоятельно, либо в группе обсуждают свою деятельность.
4) Презентация результатов – этап завершения работы. При этом проводиться анализ проделанной работы, демонстрации результатов, проводится оценка других и самого себя. На этом этапе появляется ощущение законченности. Необходимо побуждать детей закончить свой проект, иначе ощущение незаконченности работы губительно влияет на развитие детей, появиться желание бросить свою работу на пол пути.

Выделение и формулировка проблемы для воспитанников является одним из сложных задач для педагога в проектной деятельности. Важно настроить детей на работу, на решение задачи, чтобы у детей появилось желание к поиску путей решения, как творческий, так неординарных задач.

Рассматривая проектную деятельность, ее суть, содержание, этапы, можно прийти к выводу, что метод проектов – это эффективный инструмент развития у детей нестандартного, креативного мышления, в тоже время дети получают необходимые знания, формируя навыки анализа, планирования действий, выполняя постоянно усложняющихся практические задания – проектов и самостоятельный поиск новых способов решения проблемы. Таким образом воспитывается навыки общения и сотрудничества, происходит формирование и развитие познавательного интереса к разным областям знаний и умений и все это основывается на личностно – ориентированном подходе.


Список литературы

  1. Приказ Mинобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://base.consultant.ru/
  2. Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологии проектной деятельности [Электронный ресурс]: сайт. – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения 05.04.2021)
  3. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 352 с., с. 60